Найти в Дзене
Скрытый смысл

Скрытые послания в песне "Раневская": что хотел сказать Akmal'?

Перед нами трек 2024 года, внезапно названный "Раневская". И, что характерно, не просто так названный! Текст песни, как говорится, отсылает нас к легендарному спектаклю "Дальше - тишина" с Фаиной Георгиевной в главной роли.

Для тех, кто не в курсе (и, возможно, слишком молод для мурашек и слез): спектакль рассказывает душераздирающую историю о пожилой паре, которую разлучают. Мужа забирают дети, а героиню Раневской отправляют в дом престарелых. Финальная сцена, где она просит мужа писать ей письма, а он обещает, – это просто концентрат боли и одиночества. Занавес, "дальше – тишина" и… всё, приплыли.

Теперь, собственно, к песне. С первых же строк нас окунают в атмосферу безысходности: "Посиди-сиди со мною, седина, седина…". Сразу понятно, что веселого тут мало. Автор текста, видимо, вдохновившись игрой Раневской (или пересмотрев спектакль на YouTube), решил, что лучший способ передать эмоцию – это прямые цитаты и аллюзии. "Серебром твою покрыла голову, а дальше тишина" – это, как бы, отсылка к спектаклю, но с легким налетом экзистенциального кринжа.

Дальше – больше. "Ты же будешь писать мне письма?" – повторяется как мантра, как крик о помощи. Можно предположить, что лирический герой/героиня переживает нечто подобное, что и персонажи спектакля – разлуку, одиночество, страх забвения.

Фраза "Дай докурю, дай допью за тобой" – это, вероятно, про отчаянные попытки удержать ускользающее прошлое, хоть на секунду, хоть на затяжку. Прикол в том, что это звучит как тост на поминках, только вместо водки, видимо, что-то покрепче.

"Сопротивление бессмысленно!" - отсылка к Боргам из Звездного Пути (шутка). Но, на самом деле, фраза подчеркивает фатальность происходящего.

"Зачем ты отпустила руку мою?" – это, пожалуй, самый сильный момент в песне. Это уже не просто аллюзия на спектакль, это универсальный вопрос, который можно задать любому, кто ушел, оставил, предал.

Дальше идет совсем уж дарк: "Чтобы не чувствовать ничего – я притворюсь статуей гипсовой". То есть, лирический герой/героиня настолько раздавлен, что готов/а буквально окаменеть, лишь бы не чувствовать боли. И, вишенка на торте, – "Похороните меня за плинтусом". Это, конечно, цитата из повести Павла Санаева, но в контексте песни она приобретает еще более мрачный оттенок. Это уже не просто желание спрятаться, это желание исчезнуть, раствориться, перестать существовать.

Строчки про Луну-подругу и одиночество – это, конечно, красиво, но слегка банально. Хотя, с другой стороны, одиночество – оно и в Африке одиночество, тут особо не покреативишь.

Финальный куплет – это уже полный апофеоз трагикомедии. "Остановились часы, в полночь не бьют, нет больше друзей, которые лгут" – ну, все, кали-юга наступила. "Трагикомедия – выход на бис" – это уже самоирония автора, мол, смотрите, как я могу в драму!

"Она не играла, она прожила всю эту пьесу" – да, Раневская была гениальна, спору нет. Но зачем об этом так прямо? Капитан Очевидность машет нам рукой.

В общем, песня "Раневская" – это такой эмоциональный коктейль из боли, отчаяния, одиночества и аллюзий на классику. Слушать это, конечно, тяжело, но, с другой стороны, а когда искусство было легким? Зато есть над чем подумать, пострадать.