Клавдия Николаевна являлась автором многочисленных эскизов изделий для массового производства. Те же самые предметы сервиза "Птица" (1960) были представлены в статье, посвящённой творчеству скульптора посудных форм Ю.Б. Ганрио (см. здесь https://dzen.ru/a/Zo6lGBy9DQ8jiRv7 ).Ю.Б. Ганрио создал форму ("Северный"), но автором такой эффектной росписи ("Птицы") является К.Н. Паникова. Это, конечно, МИНИМАЛИЗМ. Причём, предваряя дальнейшее повествование, хочу акцентировать внимание читателя\зрителя на том, что из всех ветвей МИНИМАЛИЗМА К.В. Паникова имела явное тяготение к АРХАИКЕ, т.е. к росписи посуды в псевдонародной эстетике. Меня как-то спросила читательница (то ли троллила, то ли действительно не понимала?), почему я считаю такие росписи псевдонародными. Что я под этим "ПСЕВДО" понимаю? Тогда на такой вопрос, требующий пространного ответа, у меня просто не оказалось свободного времени. Поэтому я отвечу сейчас, и не только одному человеку. Народным творчеством занимается именно народ, т.е. непрофессионалы. Это не значит, что народное творчество не представляет интереса. Но это также означает, что непрофессионал использует максимум возможностей для создания некоего произведения (рисунка, предмета). В любом случае это "потолок" его возможностей, выше которого он не "прыгнет". К примеру, в деревенской печи нельзя поднять и поддерживать часами температуру более 1000 градусов, необходимую для создания качественного фарфора. Поэтому деревенская (народная) самодельная посуда может быть глиняной, в лучшем случае фаянсовой, но не фарфоровой. Также и рисунки: они не могут быть похожими на портреты Рафаэля или ван Дейка - у деревенского художника просто не хватит знаний о красках и мастерства; как бы ни был он одарён от природы, он должен поехать в город, и там учиться, набираться опыта и знаний у старших товарищей. Другое дело - стилизация профессионала. Профессионал, который может работать в разной технике, намеренно ограничивает себя рамками "простоватого" "народного творчества", которые в данный момент ему кажутся оптимальными для выражения своего внутреннего "Я". Таким профессионалом в данном случае выступает Клавдия Николаевна Паникова. Да, она восхищается народными мотивами, но делает стилизацию. Как например, в сервизе "Птицы"...
В росписи предметов сервиза "Урожайный" (Фаянс, 1961) мы видим "классический" скетч-зарисовку быстрыми мазками в двух колерах: синим и жёлтым (причём основа рисунка - синий, а наполнение - жёлтый). Технически это походит на манеру художника ЛФЗ А.М. Ефимовой и на некоторые работы Л.К. Блак.
В похожей технике расписан декоративный чайный набор "Подсолнух" (в соответствующей росписи, 1960). Основные колеры - синий и оранжевый.
Набор "Подсолнух" выпускался годами, и к концу "шестидесятых" чайник из набора принял вот такой вид (см. вариант росписи ниже)... Рисунок остался таким же архаичным, синий колер сменился зелёным, при этом в росписи появилось много золота, что характерно для "юбилейных лет" и более позднего периода.
Набор для питья "Тюльпан" (1961) выполнен в характернейшей для Вербилок росписи ранних "шестидесятых". По такой росписи, даже не глядя на клеймо, можно очень точно определить и время, и место изготовления: Вербилки, самое начало 1960-х гг. К сожалению, не обошлось без шероховатости - блюдце к набору осталось без рисунка, лишь с отводкой золотом по краю (если это только не замена\подмена - не верю я в такое явное "случайное" несоответствие!). Но главное, сохранился самый яркий предмет в наборе - кувшин с крышкой.
В 1963-м году Клавдия Николаевна Паникова вступила в Ленинградское отделение Союза художников РСФСР.
Интерес представляет сотрудничество К.Н. Паниковой с таким мастером посудных форм периода МИНИМАЛИЗМА, как В.Н. Ольшевский. Их совместное творчество - сервиз "В заливе". Та же роспись - у вазочки для цветов, она тоже создана в минималистской стилистике, но уже не В.Н. Ольшевским, а В.Л. Володиным (последнее фото в галерее ниже).
Та же вазочка в похожей росписи (только уже с преобладанием зелёного колера). Называется "В прибой". Был ли расписан в той же росписи сервиз - неизвестно.
Сервиз "Птицы" ("Народный мотив", 1966) состоит из чайника, чайных пар, тарелок и розеток. Автор фасона Ольшевский В.Н.
Ещё один сервиз в архаичном (но модном в середине "шестидесятых" "скандинавском") декоре - "По ягоды". 1966. Фасон "Альфа" (из пяти предметов) создал Ю.Б. Ганрио.
Чайный набор с двумя чайниками в архаичной эстетике с примитивными ёлочками, скопированными с петроглифов и с деревенских вышивок (блюдца). На большом чайнике кроме того основным рисунком идут монохромные стилизованные "плоскостные" изображения представителей (и представительниц) разных национальностей СССР, олицетворяющие "дружбу народов СССР".
На фасоне "Каннелюрный" (о фасоне читайте здесь - https://dzen.ru/a/YXUL6vvq0jHrnOln ) К.Н. Паникова создала несколько сервизов в минималистской росписи полукружьями. Один из них называется "Золотая арабеска".
Ещё один сервиз, весьма редкий, под названием "Селеновая лента", где за основу декора взята та же "Золотая арабеска", и добавлена сравнительно широкая селеновая лента снизу предметов, создан в 1968-м году. Напомню, 1968-й год приходится на "юбилейные года". В 1968-м году праздновались два юбилея: 50 лет образования Советской (Красной) Армии и 50 лет ВЛКСМ. Как мне кажется, данную абстрактную роспись при желании можно привязать к любой из дат.
Рисунок "Яблонька" под фасон "Каннелюрный". Это, конечно, деколь. Используется отработанный В.К. Паниковой приём: кроме основного непритязательного рисунка (букетика цветов), чуть поодаль располагается "урезанный" рисунок (одинокий цветок), что визуально делает общий декор более сложным (см. галерею ниже).
8 мая 1965-го года было учреждено положение о почётном звании "Город-герой". Шести городам СССР было присвоено звание "Город-герой", а Брестской крепости - звание "Крепость-герой" - с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда". К.В. Паникова откликнулась на это событие, создав сервиз, посвящённый городу-герою Ленинграду. Основной рисунок - графические изображения памятных мест Ленинграда, сделанные гравировкой по золоту. Были ли созданы сервизы с декором, посвящённые другим городам героям, а также крепости-герою, неизвестно.
В "шестидесятые" годы скульптором Ю.Б. Ганрио была воссоздана гарднеровская форма чайной пары-гиганта, а также создана новая форма чашки-гиганта. К.В. Паникова расписывала как ту, так и другую форму.
К 100-летию В.И Ленина К.В. Паниковой был расписан сервиз "Лучистый" с декором, соответствующим дате ("Ленин", "100 лет", "1970").
Сервиз "Народный мотив". 1969. Здесь чувствуется характерная для "юбилейных" лет АРХАИЧНАЯ стилистика. Не скажу, что такая эстетика мне по душе, но за счёт богатой позолоты предметы выглядят свежо и празднично.
К началу "семидесятых" в Вербилках создали фасон, который очень понравился К.Н. Паниковой. Его общая эстетика - АРХАИКА плюс НАИВ. На его основе она сделала сравнительно много сервизов в ручной цветочной росписи - строго по тогдашней моде (которая, как известно, особа весьма переменчивая - как ветер мая). Один из ранних сервизов на данной форме - "Суздаль". 1972.
Ещё один комплект в ручной росписи на этой форме - сервиз "Зелёный". 1973.
Сервиз "Пионы". 1973. Наиболее "равновесная" роспись, где мы видим два основных колера: малиново-красный крупный мазок и золото с гравировкой(?).
Сервиз "Кремлёвский". 1975. Некая монохромная деколь (или трафарет?) с дополнительной росписью золотом. Центральный рисунок - выполненные золотом с гравировкой изображения разных башен Московского кремля. Не могу сказать, что рисунок "поражает воображение".
Сервиз "Сказка". 1979. Рисунок на большом чайнике сразу задаёт мотив: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком..." Да, декор обыгрывает бессмертное произведение А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди". Форма - вся в завитках - предполагает некоторым образом "детское восприятие" декора. Такие "травоядные" тогда были времена... В целом, это попытка переосмысления рокайльной эстетики XVIII-го века.
В 1979-м Клавдии Николаевне исполнилось 60 лет. Напомню, что в "ужасном" СССР женщины выходили на пенсию в 55 лет. То, что она проработала на заводе "лишние" пять лет, говорит лишь о том, что работа ей нравилась.
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Приходите ещё, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и по возможности рассказывать что-то новое. Всего доброго!