Павильоны и натурные площадки «Беларусьфильма» редко пустуют. Бывает, российские режиссеры выстраиваются в очередь, чтоб снимать здесь. Количество отснятых лент недавно перевалило за сотню
Минск стал российской киностолицей
На «Беларусьфильме» работали Никита Михалков, отец и сын Тодоровские. Российский режиссер Дмитрий Астрахан уже может считаться и белорусским, его «Зал ожидания», «Алхимики», «Фабрика грез», «Перекресток», «Желтый карлик», «На свете живут добрые и хорошие люди» - все снято в Минске.
Российские режиссеры свою любовь к Беларуси объясняют просто: Москва - город, непригодный для съемок: чудовищно дорогой и некоммуникабельный – сложно с кем-нибудь договориться. А Минск создан для кино.
Количество картин, снятых здесь российскими компаниями самостоятельно либо совместно с «Беларусьфильмом», перевалило за сотню. Мы решили вспомнить самые яркие фильмы и сериалы, снятые уже в XXI веке.
«Каменская»
Юрий Мороз снял первые три сезона с 1999 по 2003, дальше по сезону сняли Александр Аравин, Антон Сиверс, Марат Ким
Первые пять сезонов сериала почти целиком сняты в Минске. Самое сложное - мотаться между двумя городами. Ведь Сергей Гармаш и Елена Яковлева активно заняты в спектаклях «Современника». Отыграют постановку - в поезд. Потом из Минска - обратно в Белокаменную. И так по 16 раз в месяц! Однажды Яковлева провела подряд пять ночей в поезде. Ее муж Валерий Шальных подсчитал: за полгода она «намотала» столько километров, что не раз можно было обогнуть земной шар.
«Любовник»
Валерий Тодоровский, 2002
Редкий случай, когда на экран попал осенний Минск – обычно киношники предпочитают лето. А Тодоровского не испугал ноябрь - «неудобный» для кинематографистов месяц из-за короткого светового дня. Олег Янковский и Сергей Гармаш, сыгравшие главные роли, о съемках вспоминали с теплотой, хотя проводили на площадке – днем на натуре, вечером в павильонах «Беларусьфильма» - по 16 часов. В итоге фильм сняли всего за месяц. А смонтировали за три дня!
«Дети Ванюхина»
Юрий Мороз, 2005
Ради этой нравоучительной мелодрамы режиссер отказался от «Каменской». И практически поселился в Озерце под Минском, в Музее народной архитектуры и быта - месте колоритном, с деревянными хатами, крытыми соломой, мельницами и прочим антуражем начала ХХ века, который мало где сохранился в таком первозданном виде. В главных ролях Алексей Серебряков и Алена Бабенко.
«Охота на пиранью»
Андрей Кавун, 2006
Боевик о спецагентах, которых закидывают в суровую Сибирь для борьбы с террористами, снимали не в тайге, а неподалеку от Минска. Соорудили «таежное поселение», где и вступили в схватку два антагониста: главный бандит - Евгений Миронов, а за «хороших» «воевал» Владимир Машков. Боевик Андрея Кавуна прогремел в прокате. Заработал больше шести миллионов «зеленых». Для 2006-го весьма неплохо.
«Псевдоним «Албанец»
Рауф Кубаев, 2006 - 2012
В первых двух сезонах боевика в роли «Албанца» снимался популярный артист с белорусскими корнями Александр Дедюшко. На фото он во время съемок в лесу под минским микрорайоном Уручье, выданном в фильме за таежную глушь. В 2007 году Дедюшко вместе с женой Светланой и сыном Дмитрием погибли в автокатастрофе. Его памяти посвятили второй сезон сериала, а съемки решили продолжать. На первый план вышел герой, которого играет Олег Штефанко.
«1612»
Владимир Хотиненко, 2007
Две трети картины россияне сняли в лесах и полях под Смолевичами – в так называемом «Смолевуде». Белорусы построили тут потрясающие декорации: храмы, терема, крепостную стену города с типичным названием Наволок. Здесь снимали как Пожарский собрал ополчение и воевал с поляками. Михаил Пореченков сыграл Пожарского, Марат Башаров – воеводу, а роли бояр достались белорусским актерам. И самое забавное: фильм о смутном времени Хотиненко снял на территории бывшего врага, ведь немало белорусов в те времена ходили воевать на Москву.
«Апостол»
Юрий Мороз, 2008
Шпионскую сагу «Апостол» с Евгением Мироновым, Николаем Фоменко, Дарьей Мороз где только не снимали! И в подмосковном Серпухове, и в Тунисе (он «изображал» Ирак), и в Праге (город исполнил роль Берлина). Военную Москву 1942 года киношники нашли в Минске.
«Стиляги»
Валерий Тодоровский, 2008
Стиляги собирались возле минского ГУМа. Самому магазину досталась роль «Коктейль-холла», при этом ГУМ продолжал работать даже в период съемок! А роль Бродвея «исполнил» проспект Независимости: по застройке он похож на московскую улицу Горького середины 50-х. Декорациями картины Тодоровского оказались заняты все три павильона «Беларусьфильма» - в них отсняты сцены в магазине одежды, в комиссионке и парикмахерской, в тесной коммуналке и в шикарной «хате» Фрэда. Во время съемок группа скупала в минских комиссионках и у местных жителей реквизит: сумки, чулки, подтяжки, платья, халаты, лампы и книги 50-х.
«В июне 41-го»
Александр Франскевич-Лайе, Россия, 2008
На главную роль лейтенанта погранвойск Ивана Бурова пригласили Сергея Безрукова. Его герой в одиночку, как Рэмбо, громит врагов. Естественно, для этого понадобилось владеть боевыми приемами. Их актер осваивал в Минске в клубе таиландского бокса. На отработку одного эпизода, который в фильме занял меньше минуты, ушло больше двух часов. Еще Безрукову пришлось тащить на себе на 15-метровый холм тяжелый пограничный столб, который на площадку доставили четыре человека. Причем делал он это несколько дублей, пока окончательно не выбился из сил. Зато кадр получился зрелищным. Да и весь 4-серийным фильм тоже.
«Поп»
Владимир Хотиненко, 2009
Фильм «Поп» о священниках из Прибалтики, которые служили на оккупированных немцами территориях от Пскова до Ленинграда, Владимир Хотиненко снимал в Строчицах под Минском. В картине мелькает тамошний Музей народной архитектуры и быта. Место популярное. Здесь же снимались «Масакра», «Вольф Мессинг», «В июне 41-го», десятки музыкальных клипов.
«Снайпер»
Александр Ефремов, 2009
Сталинград снимали под Минском, часть съемок прошла в знаменитом Мирском замке, где специально для фильма пришлось построить несколько новых комнат. Их украсили картинами и старой мебелью. Но основные интерьеры снимали в музее Якуба Коласа в Минске. Как раз там была установлена ванна для съемок сцены купания Марии Мироновой. Ванну по спецзаказу доставили из Франции. А Дмитрий Певцов, прежде чем взять снайперскую винтовку и сыграть старшего лейтенанта Яшина, прошел курс практических и теоретических занятий по тактике и стратегии под руководством профессионального снайпера из белорусского «Алмаза».
«Вольф Мессинг: видевший сквозь время»
Владимир Краснопольский, 2009
Знаменитый режиссер, постановщик любимых не одним поколением зрителей лент «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Ермак», «Две судьбы», снимал 16-серийную сагу о Мессинге в четырех странах. Но дольше всего – 5 месяцев – группа работала в Минске. К слову, прорицатель два предвоенных года жил в Минске. Самую массовую сцену – публичное выступление Мессинга (Евгения Князева) – снимали в Русском драмтеатре Минска. В зале сидели 350 человек массовки, а Мессинг угадывал имена зрителей, перемножал в уме загадываемые ими числа, отвечал на вопросы. Краснопольский был приятно удивлен подготовленности массовки. Ничего удивительного – большинство актеров прошли не через один десяток фильмов.
«ПираМММида»
Эльдар Салаватов, 2010)
Натуру, то есть, Россию начала 90-х, снимали в белорусской столице. Забавно, что в эпизодах сыграли маститые белорусские артисты – например, заслуженный артист РБ, возглавляющий Белтелерадиокомпанию, Геннадий Давыдько.
«Пять невест»
Карен Оганесян, 2011
Полностью снят в Беларуси. Перед художниками фильма поставили задачу: никаких декораций, найдите реалии послевоенного времени. И они нашли! Правда, иногда киногруппе приходилось ехать за 150 км от Минска, но зато картинка получилась колоритной. Фильм сняли за 39 дней! Для военной картины - рекорд. Благо, на «Беларусьфильме» все под рукой – военные самолеты, машины, мотоциклы. И ни один трюк в фильме не сделан каскадерами. Девочки с чердака прыгали сами: Голуб и Пегова сами ездили на мотоцикле, Лиза Боярская в первый же день села за руль грузовика, Козловский самостоятельно прыгал в обрыв и падал.
«Месть»
Владимир Янковский, 2011
Съемки 16-серийного сериала с участием Михаила Мамаева и Александра Носика наделали шума. Во всех смыслах. Российский сериал снимал белорусский режиссер. И тут на лентах новостей появлялись сообщения вроде «На кладбище в Минске прошли бандитские разборки. Бандитские джипы с российскими номерами стояли на тротуаре у станции метро «Борисовский тракт». Отсюда и стреляли по людям у могил» - становилось жутковато. Потом выяснялось: снимают кино, и Минск выдыхал.
«Уланская баллада»
Олег Фесенко, 2012
Картину о войне 1812 года снимали на Гродненщине. Особенно режиссеру приглянулись живописное озеро и старинная водяная мельница вблизи деревни Бричицы Дятловского района. Для местных жителей съемки были большим событием. Сюжет незатейливо копирует «Трех мушкетеров». Правда, в отличие от историй Дюма, тут не мушкетеры, а уланы (главный из них поручик Горжевский – Сергей Безруков). Но сути это не меняет. Кстати, во время съемок актеры жили в агроусадьбах и наслаждались сельским «дабрабытам». Для Ольги Кабо, снимавшейся в фильме, будучи на седьмом месяце беременности, было особенно полезно подышать чистым сельским воздухом.
«Сын отца народов»
Сергей Щербин, 2012
Для съёмок в 12-серийном телефильм о сыне Иосифа Сталина актеров пригласили неизвестных – чтобы не было лишних ассоциаций. Главный герой, Василий Сталин, был летчиком и покровителем спорта. На минском стадионе «Взлет» в районе авиаремонтного завода соорудили ложу Центрального московского ипподрома, где во время матча между московским «Динамо» и командой ВВС происходит встреча Василия Сталина, Лаврентия Берии и Вольфа Мессинга.
«Шпион»
Алексей Андрианов, 2012
В кино сыграли звезды первого эшелона – Бондарчук и Козловский. Их имена «заманили» народ в кинозалы. Фильм окупился, заработав больше четырех миллионов долларов. Ленту частично снимали в Москве, частично в столице Синеокой. Минчане заметят свой кинотеатр «Центральный», проспект Независимости и памятник Дзержинскому.
«Большой»
Валерий Тодоровский, 2016
Валерий Тодоровский снимал основную часть сцен фильма о Большом театре на «Беларусьфильме». Здесь отстроили огромную трехэтажную декорацию хореографического училища – самую огромную, которую когда-либо приходилось здесь ваять.
- В 2014 году первый, второй и третий павильоны на «Беларусьфильме» поставили на реконструкцию. А четвертый и пятый как раз сдали в эксплуатацию. Там мы и разместились, - рассказывает Юрий Осокин, начальник цеха декоративно-технических сооружений «Беларусьфильма». - Обычный павильон застраиваем за месяц. Большой – за 35 дней. А эту декорацию создавали два с половиной месяца. «Вылизывали» до идеала еще дольше! Уж очень сложная. На площадке работал художник-постановщик Владимир Гудилин. Человек требовательный, но очень грамотный. По его замыслу, мы должны были построить точную копию одного из московских балетных училищ. Копировали каждую мелочь – форму окон, дверей, внутренний дворик, зал для тренировок с зеркалами и вид из коридора на улицу с имитацией зимы. В другом павильоне наши мастера отстроили общежитие для «балетных». Съемочной группе еще требовалась сцена Большого театра. Но «Беларусьфильм» таким павильоном не располагал. Все остальное снималось у нас.
ЧТО ЕЩЕ СНИМАЛИ В МИНСКЕ
- «В августе 44-го» (Михаил Пташук, 2001)
- «Мой сводный брат Франкенштейн» (Валерий Тодоровский, 2004)
- «Курсанты» (Андрей Кавун, Россия, 2004)
- «На безымянной высоте» (Вячеслав Никифоров, 2004)
- «Франц + Полина» (Михаил Сегал, 2006)
- «Застава Жилина» (Василий Пичул, 2008)
- «На спине у черного кота» (Иван Павлов, 2008)
- «М+Ж (Я люблю тебя)» (Александр Черных, 2009)
- «Братья Карамазовы» (Юрий Мороз, 2009)
- «Поп» (Владимир Хотиненко, 2009)
- «Стая» (Станислав Мареев, 2009)
- «Инсайт» (Рената Грицкова, 2009)
- «Волки» (Александр Колбышев, 2009)
- «Гадание при свечах» (Вадим Дербенев, 2010)
- «Око за око» (Геннадий Полока, 2010)
- «Покушение» (Александр Ефремов, 2010)
- «Поцелуй Сократа» (Олег Фесенко, 2011)
- «Рыжик в зазеркалье» (Елена Турова, 2011)
- «Тихий центр» (Рената Грицкова, 2011)
- «Немец» (Александр Ефремов, 2011)
- «Форт Росс» (Юрий Мороз, 2012) и многое другое
Фото: www.kino-teatr.ru
© "Союзное Государство», № 7-8 (ноябрь) 2012
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!