Всем привет! Сегодня в рамках продолжающегося на канале "БиблиоЮлия" марафона чтения биографических романов из серии "ЖЗЛ" (ссылку на марафон прикрепляю ниже, присоединяйтесь к нашей дружной компании с возможностью выиграть призы от издательства "Молодая гвардия") читаем биографию последнего российского царя, но вместе с тем, первого российского императора, Петра Алексеевича Романова, известного всем как Пётр I. Книга была написана в далёком 1975 году видным историком и писателем Николаем Ивановичем Павленко и считается полноценной биографией царя: все предпринятые до этого попытки - не более, чем хроники жизни императора, при чем хронологически не доведенные до конца. Биография же, написанная Павленко по сей день считается эталонной - недаром ведь именно её в издательстве "Молодая гвардия" переиздавали, как минимум, девять раз (читаемая мной является именно девятым переизданием, выпущенным в 2020 году). Давайте же вместе погрузимся в интересную, бурную и такую противоречивую жизнь императора - реформатора.
Павленко раскрывает личность Петра через три его ипостаси: "Царь - воитель", "Царь - ремесленник", "Царь - реформатор". О первой ипостаси Петра рассказывают такие главы, как "Между двумя Нарвами", "Мать Полтавской баталии", "Пресловутая Виктория", "От Балтики к Пруту". Конечно, Петр был не первым российским монархом, лично участвовавшим в баталиях (достаточно вспомнить, что его отец, Алексей Михайлович, неоднократно посещал театр военных действий во время изнурительной войны за Украину с Речью Посполитой, а Иван Грозный вообще лично участвовал в осаде Казани и Ревеля), но чтобы вот так, в гуще событий, не разбивая роскошные шатры вдали от гущи боя и осадных работ, а на острие атаки, в первых рядах, подвергая собственную жизнь опасности, выступая личным примером мужества и стойкости для своих подчиненных, тут Пётр действительно был первым. Впрочем, мужественным Пётр был далеко не всегда (Павленко приводит постыдный эпизод биографии, когда молодой царь, узнав о восстании стрельцов во главе с Софьей, смалодушничал и сбежал ночью из Москвы в монастырь в одном исподнем белье, бросив мать), далеко не всегда одерживал победы (первое позорное поражение от шведов под Нарвой - наглядное тому подтверждение), не всегда был дальновидным (на гетмана Мазепу было написано около двадцати доносов за его попытки играть на два лагеря, но ни один из них не был воспринят Петром всерьёз). Но Павленко приводит эти доводы именно для того, чтобы показать, что Пётр умел делать выводы из собственных и чужих ошибок.
Царь - ремесленник предстаёт перед нами в главах "К морю" и "Шпага и перо". Первая рассказывает о Великом посольстве, в ходе которого Пётр путешествует по Европе инкогнито и на голландских верфях в качестве обычного плотника учится строить военные корабли, что в немалой степени способствовало развитию российского флота, во второй же совершает европейский вояж уже в качестве победителя над шведами и турками. Что, впрочем, не мешает ему приобретать редкости для Петербургской Кунсткамеры, общаться с академическим миром Парижа, лично присутствовать при искусно проведённой глазной операции, посещать фабрику зеркал, гобеленовую мануфактуру, Монетный двор... В общем, присутствовать везде, где можно что - то перенять, извлечь какую - то выгоду для державы. Пётр обладал прекраснейшим свойством вникать в суть вещей и того же требовал от подчинённых.
И наконец, Царь - реформатор раскрывается через главы "Начало преобразований", "Государственное тягло" и "Фортеция правды" (так Пётр называл законы). А впрочем, преобразования Петра проходят красной нитью через всё повествование. И мы видим, что несмотря на то, что они возвели Россию в ранг величайших мировых держав, по нраву они были далеко не всем. В первую очередь, простому народу, на который легло основное бремя реформ - его руками воздвигался Петербург, рылись каналы, возводились крепости, легли новые тяготы в виде повышения налогов и рекрутчины. Немало противников реформ было и среди духовенства, цепко державшегося за вековые традиции, которому претило всё новое. Да что там говорить, если собственный сын Алексей плёл заговор против отца, мечтая занять трон и вернуть Россию на веками накатанные рельсы.
Роман Павленко является по - настоящему биографическим, написанным на строго документальной основе, с привлечением всех возможных исторических источников, но читается при этом легко и увлекательно, как подлинный исторический роман. Николай Иванович, конечно, развинчивает некоторые мифы о Петре, которые нам вбивали в школе (для меня, например, стало новостью, что Пётр не обладал ни богатырской силой, ни отменным здоровьем), но смысл его произведения от этого не меняется - Пётр I - преобразователь России и деятель мирового масштаба, все заслуги которого выражены в короткой фразе, произнесённой священником на его погребении в Петропавловском соборе: "Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимою, любима и будет; сделал врагам страшною; страшною и будет; сделал на весь мир славною, славная и быть не перестанет. Безмерное богатство силы и правды при нас есть". (с)