Благодаря Михаилу Эйзенштейну в Ригу влюбляются тысячи туристов - именно его дома приходят на ум в первую очередь, когда речь заводят о рижском югендстиле. А 100 лет назад их называли позором города
Михаил Эйзенштейн появился на свет 5 сентября 1867 года. Архитектурного образования не имел, но был талантливым рисовальщиком. Он получил специальность строительного инженера в Петербурге, а в Риге отвечал за пути сообщения в Лифляндской губернии. Свои дома Эйзенштейн проектировал в свободное время, как говорили завистники - от нечего делать.
10 не самых популярных фактов о Латвии >>
Тем не менее квартиры в его домах стоили гораздо дороже аналогичного жилья в зданиях профессиональных архитекторов. Высокой оценкой работы Михаила Эйзенштейна можно считать пожалованный чин действительного статского советника (равный генеральскому), а потом - пожизненное дворянство.
Разумеется, успех Эйзенштейна не мог не задеть коллег. Так, рижская газета начала XX века напечатала высказывание местного архитектора Александра Ванага об одном из самых красивых, запоминающихся и дорогих домов Эйзенштейна по улице Элизабетес, 33. Ванаг заявил следующее: "Это здание позорит город. Жаль стройматериалов и потраченного времени рабочих на эту безвкусицу".
Сложно сказать, что двигало Ванагом, - банальная зависть или слепая любовь к национальному романтизму. У Ванага был профессиональный диплом, и его резкие слова о творчестве Эйзенштейна до сих пор любят повторять такие же дипломированные "специалисты".
Именно постройки Эйзенштейна, а не Ванага до сих пор остаются визитной карточкой латвийской столицы. Но ядовитая стрела завистника попала в цель. Самой болезненной реакцией на слова Ванага для Михаила стала записка сына Сергея. Прочитав эту рецензию, он отправил отцу письмо, в котором писал: "Отец, что ты там опять настроил? Перестань меня позорить!"
Вскоре родственников развела революция, и больше они никогда не общались. Отец новую российскую власть не принял и уехал в Германию, а сын, автор легендарного фильма "Броненосец "Потемкин", стал любимым режиссером Сталина. О родителе Сергей Эйзенштейн отзывался насмешливо и саркастично. Но в его картинах отчетливо видно культурное наследие отца.
Модерн югендстиль Эйзенштейна не ограничивается домами на улице Элизабетес, которые обычно показывают туристам. На других улицах Риги также сохранились здания работы мастера. К сожалению, сегодня их "украшают" многочисленные уродливые граффити, и это уже реальный позор - но не для художника, а для нынешних городских властей.