Осень еще не вступила в свои права. Такое ощущение, что она дает лету основательно с нами попрощаться. Это ощущается по погоде: каждый день словно очищает землю от пыли, накопившейся за месяцы зноя. Лето уходит с грустью, как будто не хочет расставаться.
Сегодня лето преподнесло мне особенный привет — сердечко! Для меня это очень символично, так как я заметила его в деревне, где покоится моя бабушка Арина — в Петровке, той, что за поселком Петровский.
В детстве я редко здесь бывала, ведь родных почти не осталось, и мы наведывались лишь на могилу бабушки и к тетушке на дачу. Тем не менее, я всегда чувствовала себя тут как дома. Хотя я в Петровке и не жила, но это моя деревня, я всеми клеточками души это ощущаю.
О жизни в деревне с детства слышала много рассказов от мамы. По молодости я не придавала им особого значения. А когда мне это потребовалось – было уже крайне поздно. Мама мало что помнила, а родни по её линии почти нет. Но что-то всё равно врезалось в мою память, а что-то я буквально уже выпытывала у матери…
Например, где в деревне был тачок. На окраине, под могучими тополями собиралась не только молодежь, но и взрослые. Ребятня поменьше качалась на качелях, играла в песочнице, подростки жгли костры, играли на гитаре и конечно дружили, обнимаясь и пробуя неуклюже целоваться тут же рядышком, за кустами. Мужчины увлеченно играли в домино и карты на мелочь, а бабушки сидели на бревнах и вязали нескончаемые носки и варежки, присматривая, кабы дурного чего не случилось.
Мама рассказывала по каким тропинкам бегала в школу в соседнюю Андреевку и на рынок в Кемерово, чтобы продать домашние яйца и на вырученные деньги купить что-нибудь из еды, когда бабушка уже сильно болела. Она показала мне, где стоял наш дом и фонарь, под светом которого от страха сидела ночами после того, как осталась одна, похоронив мать в 14 лет. До сих пор задаюсь вопросом - как власти оставили её одну тогда жить в доме? На какие средства?! Что бы с ней было, если она сама не поехала в Кемерово и не попросилась в детдом?! Всё это не укладывается в моей голове... так же как и то, что они в Топках жили в землянке, когда бабушка Арина устроилась на недавно открывшийся цемзавод.
Знаю, где жил парень Мишка, который был сильно влюблен в мою маму, но не успел жениться до армии — слишком уж она была молода. Когда он ушел служить, жизнь перевернулась и с детдома её уже отправили в город невест - Иваново учиться на ткачиху. Так их судьбы и разошлись.
А еще, я только в 46 лет узнала, что во мне со стороны матери от бабушки течет чувашская кровь, а со стороны деда — украинская. На вопрос «Почему ты не говорила мне об этом раньше?» мама ответила, что постоянно их дразнили чувашами и не только в школе, но и во взрослой жизни. А она не хотела нам такой участи.
Вот такой вот привет передало мне сегодня ЛЕТО
***P. S.***
БлагоДарю всех прочитавших!
Рада новым подписчикам и вашим отзывам !!!