15 декабря 1941 года
«15/XII 1941 г.
Добрый день Сима и Юрик!
Вот уже прошло 10 дней с тех пор, как я не вижу Вас. Очень соскучился об Вас, тем более что ничего не знаю где Вы сейчас находитесь и что с Вами?
По получении этого письма, Сима, сообщи о себе мне телеграммой, а потом и письмом, ибо этот адрес всего вернее будет у нас постоянным для нашей части, где бы она ни находилась. Конечно, с изменением адреса сразу тебя поставлю в известность.
Наша часть сейчас формируется и как скоро едем на передовые пока ничего неизвестно, но, по всей вероятности, это дело ближайших дней.
Не знаю определенно, где сейчас Сима Вы с Юриком находитесь, это еще больше усиливает мое беспокойство об Вас и прямо не знаешь куда писать и письмо...
Новости о Л-де получаем, т-к в нашу часть все идет пополнение из города, а также получаем и газеты.
Теперь пару слов о себе: 10-го числа со Всеволожской снялись и ночью перешли на новое место не далеко от города (километров 10 от Охты). Деревня не далеко от которой мы расположились наз. Новосергиевкой. Живем в землянках. Как в них удобно - ты ведь бывала в гостях у бойцов. Днем делаем по хозяйству (устраиваем землянки и др. работы), а большее время отдыхаем в землянке.
Я в эти дни составлял списки и др. канц. работы, необходимые для командования.
С питанием дело по-старому, хлеба - 300 гр. и др. продукты, полагающиеся по норме.
Здоров, но слабость, которую я чувствовал в Лен-де еще здорово мешает мне.
Ну, Сима, пиши, жду. Не беспокойся сильно обо мне.
Береги себя и Юру. Пиши своим и моим родным.
Мой адрес:
Действующая Кр. Армия, Почтово-Полевая станция №676: 502-й полк, 1-й батальон, 2-ая рота, 1-й взвод, 1-е отделение, мне.
Сима! В военкомате получи документы на пособие Юре и Мише.
Целую, муж и папа Вася».
Судьба человека
Кириков Василий Александрович родился в 1912 году. С женой Симой Вениаминовной и сыном Юрой жил в Ленинграде на Лиговской улице (ныне - проспект), дом №11, квартира №8. На Гаванской улице жила его мама, которой он также направлял телеграммы. Служил младшим лейтенантом и был командиром стрелкового взвода. До войны работал на заводе «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове, служить в РККА ушел еще в 1934 году. Во время боев в ходе Великой Отечественной войны 27 февраля 1942 года пропал без вести. Места, о которых он писал в письме, деревня Новосергиевка, по открытым историческим данным - местность в районе Заневского поселения под Ленинградом, которая в годы войны стала важной составляющей продовольственной и топливной базы: местный колхоз продолжал функционировать.
Здесь советское командование готовилось встретить сухопутные силы противника. Вдоль дороги на Новосергиевку стояли бетонные доты, орудия, пулеметные точки, были вырыты окопы. По словам местных жителей, через деревню постоянно шли на фронт солдаты. В деревенских домах жили врачи и офицеры. А в лесу, который в те годы почти вплотную подходил к домам, в землянках были оборудованы медпункты.
Историческая справка
15 декабря 1941 года, когда Василий Кириков писал письмо своей жене в блокадный Ленинград, в городе подводили итоги. Две тысячи пожаров, случившихся из-за вражеских атак, было потушено за период с 8 по 15 декабря. Проблемы были не только с продовольствием, но и с бензином: на трассе Ленинград – Ладожское озеро – Бабаево из-за его отсутствия по обочинам дорог стояло 120 машин с хлебом, который так сильно нужен был жителям.
Ленинградцы, которые имели материальные возможности, проявили сознательность. На помощь обороне в Госбанк по данным на середину декабря 1941 года, поступил 61 миллион 346 тысяч рублей наличными, почти 13 килограммов золота и 581 килограмм серебра.
В Ленинградской правде 16 декабря 1941 года комментировали заявления Гитлера о потерях на фронте, называя их «очередной брехней». По озвученным данным, немецкая армия с 22 июня по 1 декабря 1941 года потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести всего 767 тысяч человек: «Эти цифры не могут не вызвать смеха. Уж кому-кому, а людоеду Гитлеру известны настоящие потери его разбойничьих орд», - писали в Ленправде, приводя свои данные: только на Западном фронте, только с 16 ноября по 10 декабря 1941 года на дальних подступах к Москве нашли себе могилу 85 тысяч немецких солдат. А всего за пять месяцев войны с СССР убитыми, ранеными и пленными немцы потеряли около шести миллионов солдат и офицеров. Опровергали в газете и данные о захваченных в плен русских - 3,8 миллиона человек. «На самом деле, наши потери пропавшими без вести за пять месяцев войны составляют всего 520 тысяч, куда входят и пленные. Астрономические цифры русских, якобы захваченных в плен немцами, подсчитывались, очевидно, в игорном доме шулеров и фальшивомонетчиков из компании Гитлера», - заявили в издании.
В Ленинграде разрешили установку временных кирпичных и железных приборов отопления в жилых и производственных помещениях. Но при обязательном предварительном согласовании с органами пожарного надзора и выполнения всех предписаний по безопасности. В другой заметке Ленправды гневно сообщали, что на площади Восстания не убран снег и трамвайные пути не очищены, что поставило под угрозу движение транспорта: «Когда 23-е отделение милиции предложило райжилуправлению срочно заняться очисткой улиц от снега, начальник, тов. Гольдман ответил: «Людей нет, снег успеем убрать и завтра».
По материалам книги военного журналиста, очевидца событий, Абрама Вениаминовича Бурова «Блокада день за днем» и публикаций газеты Ленинградская правда № 299 (8092) от 16 декабря 1941.
Изучить другие документы и материалы можно в проекте Парламентской газеты «Письма из Ленинграда»
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга