В соответствии с целями и задачами ФГОС основного и среднего общего образования возникает потребность в формировании и развитии у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечении достижения метапредметных образовательных результатов. Одним из таких результатов является компетентность обучающихся в области информационно-коммуникационных технологий.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, познавательной активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и познавательной активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности обучаемым необходимо ориентироваться в аудио текстах на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию. И в требованиях к уровню подготовки выпускников ученик должен знать/понимать страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет).
Как сделать так, чтобы ИКТ стало основной формой, методом и главным подходом преподавания в развитии коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку?
Как сделать, чтобы ИКТ-технологии на уроках английского языка способствовали повышению качества знаний по предмету и повышению познавательной активности учащихся и формированию коммуникативной компетенции?
Я попробую рассказать о своём опыте работы на примере отдельно взятого урока. «Английский язык», XI класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Углубленный уровень О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Москва, «Просвещение».
Основными инструментами формирования и использования тех или иных компетенций в области ИКТ на моих уроках служат мультимедийные уроки и задания, использование сети Интернет, работа с мультимедийным проектором, работа с интерактивными, обучающими программами.
Итак, урок по теме «Архитектура в нашей жизни», 11 класс.
Начало урока – аудирование, работа с видеофрагментом, который рассказывает о мечте шведского художника Микаэла Генберга иметь маленький красный дом с белыми фронтонами, расположенными на поверхности Луны.
В процессе аудирования обучаемые определяют тему предстоящего разговора на уроке, выполняют задания по прослушанному тексту.
Поиск необходимой информации – это составляющая часть в изучении иностранного языка. Среди образовательных сайтов по предмету есть такие, которые помогут в таком виде работы, как аудирование, когда необходимо слушать аудио-тексты носителя языка и вот такое задание было кстати и очень интересным для них.
Для того, чтобы говорить на языке, необходим большой запас лексических единиц для формирования познавательной активности обучаемых. И опять на уроке на помощь приходит ПК.
Чтобы усвоение такой непростой лексики по теме «Архитектура» было интересным и познавательным, в качестве домашнего задания (оно было дифференцированным) – мы нашли применение средствам ИКТ – создание интерактивного кроссворда вместе с ученицей, с которой проводилось общение и обучение через сеть интернет.
Необходимо знать, что применение ИКТ – это не только тематические презентации, а, как указано в элементе «Коммуникация и социальное взаимодействие» для формирования навыков обучающихся, связанных с информационно-коммуникационными технологиями - это
• осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве;
• использование возможности электронной почты, социальных сетей для обучения.
И как критерии достижения результата проделанной работы – создание интерактивного кроссворда можно оценить такими показателями, как
• умелое обращение с устройствами ИКТ;
• поиск и организация хранения информации;
• работа с информацией в сети интернет;
• построение запросов для поиска информации и анализ результатов поиска;
• фиксация и обработка изображений;
• практическое применение – создание продукта в виде интерактивного кроссворда.
Вот такими критериями дается оценка грамотного использования ИКТ в работе педагога. Об этом я узнала и многому научилась, когда прошла дистанционно курсы повышения квалификации для субъектов РФ «Проектирование и реализация рабочих программ, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в области ИКТ-компетентности» , которые проводил КГБУ ДПО АКИПКРО.
Отработка лексики продолжается мозговым штурмом, в котором задействован сайт Википедия
К работе с лексикой использую сайты с крылатыми изречениями об архитектуре и подвожу к монологическому высказыванию об известных архитекторах. Для того, чтобы эта работа была для обучаемых была интереснее и нагляднее для всех, вывожу на экран портреты знаменитых архитекторов.
Включение в монологическое высказывание презентаций об архитектуре некоторых известных необычайной архитектурой зданий Санкт-Петербурга и Москвы двух обучаемых продолжает доказывать, что урок построен с информационно-коммуникативным модулем и достижение результативности показывает, что, создавая свои продукты, они, создавая графические объекты, использовали возможности специальных компьютерных инструментов, работая в программе для оформления презентации.
Задействованы такие средства ИКТ, как обращение с устройствами ИКТ, поиск и организация хранения информации - работа с информацией в сети интернет; построение запросов для поиска информации с использованием логических операций и анализ результатов поиска; Фиксация и обработка изображений и звуков. Практическое применение – создание продукта в виде презентации; создание графических объектов, использование возможностей специальных компьютерных инструментов; коммуникация и социальное взаимодействие - работа в программе для оформления презентации
Именно эти использованные элементы показывают, что урок построен с применением ИКТ также для формирования ИКТ компетентности обучаемых.
Но самым главным в этой цепочке заданий является работа с учебным пособием, разработанным совместно с международной компанией ABBYY –электронным программой-тренажёром устной части ЕГЭ по английскому языку, которая позволит учащимся ознакомиться с технической стороной экзамена: записать собственный вариант ответа, прослушать свою запись, а также ознакомиться с образцами правильных ответов, начитанных дикторами.
Эти задания были использованы на уроке в работе по формированию устной монологической речи в формате ЕГЭ. (Задание 3 формата ЕГЭ и Задание 4 формата ЕГЭ, вариант №2)
Можно перечислить и другие виды работы на уроке, этот УМК «Английский язык», XI класс, содержит приложение на электронном носителе и, таким образом, предусматривается его включение в макет урока.
Использование информационно-коммуникативных технологий, ресурсных возможностей образовательной среды Интернет позволяет эффективно формировать иноязычную коммуникативную компетенцию во всем многообразии ее компонентов и проводить уроки более продуктивно, дополнить изучаемый материал, обеспечивая тем самым положительную мотивацию обучения. А ещё, это позволит с помощью средств ИКТ также формировать информационно-коммуникационные компетенции обучаемых. В результате внедрения системы по развитию познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ обязательно повысится познавательный интерес к предмету и интеллектуальные способности, мотивация и готовность к коммуникации в изучении иностранного языка.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий и познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности в рамках реализации стандартов второго поколения также занимает достойное место в моей практике. Участие c учащимися в программах Microsoft в образовании играет в этой работе огромную роль. Участие в международных акциях и творческих конкурсах помогает достойно оценивать своих учащихся и планировать дальнейшую работу в этом направлении.
Статья опубликована на сайте «Слово педагога».