На первом и единственный «мастер-классе» по школьной фотографии
я побывал, когда ещё учился в школе. К нам в класс в течение года
приходил фотограф, и снимал нас на уроках, переменах и даже во время
сдачи экзаменов. Кто пригласил и как звали этого паренька не высокого роста лет двадцати, мы не знали. Неожиданно для себя я стал внимательно за ним наблюдать. Он ни с кем не общался. Когда снимал во время урока, практически не ходил по классу. Его точка съемки менялась, когда мы переходили в другой кабинет. Никакой суеты.
Я в то время тоже иногда фотографировал одноклассников, но когда
увидел, как, а главное, что снимает этот паренек, понял, что мои снимки унылые и совершенно неинтересные. Чуть позже, когда я увидел сам результат его работы, убедился в этом окончательно.
Совершенно случайно я попал на выставку фотографий этого паренька, когда пришел на очередную премьеру фильма в кинотеатр им. В. Маяковского. Несмотря на то, что перед началом сеанса в фойе кинотеатра было много людей, и на просмотр выставки было очень мало времени, впечатление от увиденных школьных фотографий было огромное. Это были совершенно не те привычные для нас в то время портреты в «яйцах». В этих фотографиях была настоящая школьная жизнь и бесценная память для нас, которую сегодня мы не купили бы ни за какие деньги.
Не могу вспомнить какой именно был тогда фильм, но впечатление от увиденных фотографий сделанных в нашей школе мне хватило ровно до того момента, когда я серьезно занялся фотографией и отправился на свою первую съемку в школу. Именно фотографии автора, имя, которого я долгие годы не знал, стали основой в моей «классной работе», которой я посвятил более 15 лет снимая в разных школах Новосибирска и Москвы.
Имя автора я узнал совсем недавно, но к великому сожалению слишком поздно. Паренька звали Александр Брызгалов. Он закончил нашу школу. Был старше нас всего на четыре года. В 1988 году, через пять лет после своей фотовыставки в кинотеатре Маяковского он трагически погиб.
Да, так бывает не редко, когда кто-то не зная и даже не подозревая об этом передает нам свой опыт. Я не узнал на том «мастер-классе» от фотографа, каким фотоаппаратом и объективом он нас снимал, но прекрасно понял главное, какими должны быть фотографии, чтобы они сохранили настоящую память о школе.
Цветные фото: Михаил Ванеев 1983 г.
Черно-белые фото: Александр Брызгалов 1982-1983 г.
© Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski