Сессия ВЭФ "Мосты сотрудничества: привлечение ценных кадров в Россию" была призвана дать ответы на вопросы, как адаптировать миграционные процессы под потребности страны? И чем Россия может быть привлекательна для иностранных специалистов, в том числе ученых и студентов? Нужны ли отдельные программы, обеспечивающие «приток мозгов»?
На деле, собравшиеся констатировали, при рекордно низкой безработице в 2% предприятия (в том числе дальневосточные) ощущают кадровый голод, не хватает квалифицированных специалистов для промышленности, строительства, IT-сферы. Поэтому уже сейчас работодатели Дальнего Востока обращают свой взгляд на страны АТР.
"Мы везем специалистов из Индии и Шри-Ланки, и можем проконсультировать дальневосточные компании, если у них есть такая потребность", - сказал один из участников сессии.
Правовые лакуны трудового рынка
Специалисты низкой квалификации тоже наперечет, ковидные времена доказали, как только освобождаются места, занятые мигрантами, их некому заполнить, россияне, особенно молодежь, не готовы заниматься низкоквалифицированным трудом.
Более того, за труд мигрантов из ближнего зарубежья конкурируют международные рынки. Тогда как российские регионы, принимая "драконовские" запреты по привлечению граждан других стран, в дальнейшем не могут заполнить образовавшиеся вакансии, например, в транспортной сфере.
Свыше 15 проектов, связанных с трудовыми правами мигрантов, рассматривают сегодня российские законодатели. Но, по мнению участников сессии, эти проекты чаще всего не имеют системного характера, а часто противоречат друг другу. Кадровый дефицит на рынке труда никуда не уйдет, именно поэтому надо принимать сбалансированные законы, советуясь с бизнесом.
Наглядней всего видит ситуацию агрегатор "Яндекс. Такси", понимая, что чаще всего водителями его машин являются граждане Средней Азии. Директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти "Яндекс. Такси" Антон Петраков заявил, что агрегатор начал разрабатывать обучающие программы адаптации для мигрантов. Для агрегатора-работодателя важно сделать ключевым фактором знание русского языка водителем такси.
"Сейчас на своих платформах мы интегрируем функцию обучения в "Яндекс Про". Внутри специального раздела программы будет и обучающий материал, и последующая проверка знаний, не говоря о входном цензе без которого водителем "Яндекс. Такси" будет стать нельзя.В особо проблемных школах и регионах через платформу "Яндекс Про" подтягивать уровень русского языка смогут и дети, которые прибывают с родителями в Россию и испытывают проблемы с адаптацией. Включение в нашу систему облегчает понимание, что за сотрудник нанимается на работу, через цифровую привязку видно, какой банковской картой он пользуется, с какого устройства заходит", - говорит Антон Петраков.
По мнению эксперта, общий дефицит на российском рынке труда в том числе происходит не только из-за общей нехватки персонала, но и из-за неправильного использования имеющегося. Так, 18 млн человек в России задействованы в теневой сфере. Очевидно, что их работодатели проходят "ниже радара", обходя законодательство. Но если на рынке временной занятости предложить людям понятные условия, а в теневой сфере, как правило работают студенты, женщины, люди с ограниченными возможностями, то можно направить на легальный рынок труда большее количество рабочих рук.
Не мигрантом единым
Реальный взгляд на рынок труда сформировали и крупные промышленники. По словам, директора по персоналу ООО «ГРК «Быстринское» (Забайкалье) Михаила Салькова, людей физически больше не станет, и вопрос стоит так - как удержать на месте нынешних работников? Кстати, мигрантов здесь нет, не считая нескольких специалистов-горных инженеров из Казахстана.
"Наше предприятие занимается добычей меди, золота и др. драгоценных металлов. 90% наших сотрудников работают вахтовым методом. Средний срок сотрудничества в этих условиях - четыре года. И мы наблюдаем следующий тренд - конкуренция на рынке за высококвалифицированных специалистов, а именно такие нам нужны, стоит высокая. Подготовленные мастера, металлурги, инженеры в возрасте 40+ стали отказываться от вахты. К нам пошла молодежь, это, конечно, не решает проблему с персоналом, но определенные пути для предотвращения кадрового дефицита намечает, при правильном взаимодействии с вузами, тем более", - объясняет Михаил Сальков.
В то же время нынешней молодежи сложно понять, что такое вахтовый метод. Им надо пояснить - это уже не жизнь в вагончиках, без услуг, а жилье с удобствами и положенным набором преференций.
"Вскоре перед нами встанет задача строительства фабрики, для чего нам нужен коллектив в 1200 человек высококвалифицированных специалистов. Самая дефицитная специальность для нашей отрасли - металлург, нуждаемся в них. А вот горных инженеров достаточно. Как привлечь кадры? Понимаем, что только из других регионов страны. Поэтому наша компания создает систему стимулирования, не говоря о средней зарплате в 170 тыс.руб. Для молодежи важно, чтобы работа была интересная, с возможностью вертикального роста, и горизонтального передвижения в том числе, работаем над корпоративной идеей. Думаем и о социальной инфраструктуре, у нас один из лучших спортивных комплексов в регионе, строим бассейн", - замечает кадровик забайкальского предприятия.
Страны бьются за рабочую силу
Член президиума правления, председатель комитета по миграции и координации деятельности мест пребывания «ОПОРА РОССИИ» Сергей Нуждин говорит о нарастающей борьбе за кадры во многих отраслях экономики. Последние два года изъятие сотрудников происходит в сторону Гособоронзаказа.
На отсутствие равномерного представления иностранной рабочей силы в малом и среднем бизнесе влияет негативная реакция общественности и последующие запреты регионов на труд мигрантов. Вопрос - есть ли в достаточном количестве коренное население, чтобы заполнить образующиеся вакансии в транспортной сфере или уборке территорий, пойдут ли туда люди? Подобное рвение наблюдается слабо.
Есть и другие проблемы, предприниматель, нанимая мигранта, не всегда имеет профильную единицу, которая будет заниматься правильным оформлением всех документов и т. п. Разумеется, нет речи о нарушениях при найме на работу без разрешительных документов. Но такие мелкие просчеты как не предоставление уведомления субъекту МСП встает в 500 тыс. руб., и далее можно говорить только о банкротстве.
Кроме того, российский работодатель должен понимать, что конкурирует за иностранных работников с международным рынком. Так, в среднеазиатских республиках уже развита система центров переподготовки на 2-3 месяца от крупных зарубежных корпораций. В итоге прошедшие обучения жители бывших республик СССР едут в другие страны, а к нам - неквалифицированные. Поэтому просто необходимо, чтобы и отечественный бизнес нашел взаимодействие с этой системой, России нужны образованные и законопослушные специалисты.