✅Номер схемы: 220-15; 330-15; 500-15; 750-15
✅Область применения: Распределительные устройства 220-750 кВ
✅Тип подстанции: Узловая
✅Количество присоединений: Два автотрансформатора и три - четыре линии
✅Этапность развития: -
✅Основные условия применения
1) Узловая подстанция с количеством присоединений до шести.
2) По условиям устойчивости энергосистемы недопустима одновременная потеря двух или более линий.
📌При отказе выключателя теряется не более одной линии и одного автотрансформатора, что допустимо с позиций устойчивости. Поэтому схему предпочтительно использовать в основных сетях 500 и 750 кВ с позиций сохранения устойчивости в энергосистеме при расчетных возмущениях (в том числе при единичном отказе любого элемента схемы), которые не должны сопровождаться работой противоаварийной автоматики. Таким образом, схема достаточно надежная.
✅Экономические критерии применения
📌Требует восемь ячеек выключателей на шесть присоединений (В/П = 8/6= 1,33). Наиболее экономичная схема с учетом количества присоединений и фактора надежности.
✅Нормальная схема
📌В нормальном режиме все выключатели и разъединители в схеме включены. Автотрансформаторы АТ-1 и АТ-2 подключаются к системе шин через разъединитель, собственного выключателя не имеют.
✅Ремонтный режим
📌При необходимости вывода в ремонт линии Л-1, отключаются выключатели В-1 и В-2, отключается линейный разъединитель ЛР Л1. Если к выводу в ремонт линии Л-1 хотят приурочить обслуживание выключателей В-1 и В-2, то необходимо отключить их разъединители с двух сторон: Р1 В-1, Р2 В-1, Р1 В-2, Р2 В-2.
📌При необходимости вывода в ремонт исключительно выключателя В-1, питание присоединения Л-1 не прекращается, благодаря развилки из двух выключателей, где второй выключатель (В-2) остается включенным.
📌При необходимости вывода в ремонт системы шин 1 СШ 500 кВ, отключаются выключатели В-1, В-3, В-5, В-7, т.е. выключатели присоединений, которые подключаются к данной системе шин. После чего отключаются все шинные разъединители (Р2 В-1 и т.д.) выключателей (В-1, В-3, В-5, В-7) в сторону 1 СШ 500 кВ и разъединитель автотрансформатора АТ-1 – Р АТ-1. Если к выводу в ремонт 1 СШ 500 кВ хотят приурочить обслуживания выключателей В-1, В-3, В-5, В-7, то необходимо отключить разъединители и в сторону линий (Р1 В-1 и т.д.). При выводе в ремонт СШ, неминуемо отключается и автотрансформатор соответствующей шины, перевести его питание на другую СШ невозможно.
📌При необходимости вывода в ремонт автотрансформатора АТ-1, отключаются выключатели В-1, В-3, В-5, В-7, отключается разъединитель автотрансформатора АТ-1 – Р АТ-1, после чего снова включаются выключатели В-1, В-3, В-5, В-7.
✅Аварийный режим
📌При возникновении КЗ на любом присоединении (линии Л-1), оно должно автоматически ликвидироваться действием РЗА, путем подачи импульса на отключение выключателей поврежденного присоединения (АПВ неуспешное). Если РЗА и выключатели (В-1 и В-2) отработают штатно, то электроснабжение (переток мощности) прекратится только по поврежденной линии (Л-1). Но если же один из выключателей откажет (В-1), то действием устройства резервирования при отказе выключателя (УРОВ), будет подан сигнал на отключение выключателей В-3, В-5, В-7. В данном случае кратковременно обесточена 1 СШ 500 кВ и АТ-1. Естественно, что после определенного промежутка времени, возможно вывести в ремонт отказавший выключатель (В-1), путем отключения разъединителей Р1 В-1 и Р2 В-1. После чего возможно подать напряжение на 1 СШ 500 кВ и ввести в работу АТ-1. Л-1 выводится в ремонт до устранения последствий и причин короткого замыкания.
📌При КЗ на 1 СШ 500 кВ отключаются выключатели В-1, В-3, В-5, В-7. На время ремонта 1 СШ 500 кВ, АТ-1 находится в вынужденном простое. Ни одна из линий не отключается благодаря наличию второго выключателя развилки подключенного к 2 СШ 500 кВ. 1 СШ 500 кВ выводится в ремонт до устранения последствий и причин короткого замыкания. При этом, все присоединения РУ, теперь подключены только к одной системе шин (2 СШ 500 кВ), что является весьма не
надежным режимом, и грозит полным обесточиванием РУ при отказе в отключении любого выключателя линии.
📌Предположим, что при КЗ на 1 СШ 500 кВ, выключатель В-1 отказал в отключении. Выключатель В-2 отключается от действия УРОВ. Кратковременно отключается линия Л-1. Естественно, что после определенного промежутка времени, возможно вывести в ремонт отказавший выключатель (В-1), путем отключения разъединителей Р1 В-1 и Р2 В-1. После чего возможно вновь включить выключатель В-2 и ввести в работу линию Л-1. 1 СШ 500 кВ выводится в ремонт до устранения последствий и причин короткого замыкания.
📌При КЗ на автотрансформаторе АТ-1, отключаются выключатели В-1, В-3, В-5, В-7. Кратковременно обесточивается 1 СШ 500 кВ. После отключения разъединителя Р АТ-1, 1 СШ 500 кВ вводится в работу. АТ-1 выводится в ремонт до устранения последствий и причин короткого замыкания.
📌В случае отказа в отключении от ключа управления, отказавший выключатель необходимо отделить от схемы распределительного устройства:
отключить разъединители отказавшего выключателя, при условии включенного положения второго выключателя развилки.
Операции по отключению разъединителями отказавшего выключателя должны выполняться с предварительным выводом оперативной блокировки.
✅Оценка схемы
👍Достоинства: Сравнительно простая и наглядная; экономичная; электромагнитные блокировки и операции с разъединителями просты и однотипны, как следствие минимизированы отказы по вине персонала; каждая линия подключается через развилку из выключателей, что является дополнительным преимуществом схемы в ремонтных и послеаварийных режимах.
👎Недостатки: При выводе в ремонт СШ или аварийном ее отключении, отключается соответствующий автотрансформатор, без возможности перевести его питание на другую СШ.
✅☝☝Из нового курса - "Первичные схемы распределительных устройств (35-750 кВ). Режимы работы: нормальный, ремотный, аварийный "