«Не дай вам бог жить в эпоху перемен», – говорил китайский философ Конфуций. В последнее десятилетие ХХ века финансовые органы региона пережили столько изменений, сколько не случалось за всю историю Свердловской области!
Накануне Дня финансиста России, который отмечается 8 сентября, «АиФ-Урал» продолжает цикл статей, посвящённых истории финансовой системы региона (начало см. в №№ 31 и 33, 2024 г.).
«Весёлое» время
Резкий спад экономики, появление частных предприятий и коммерческих банков, преобразования налоговой системы, приватизация, новые отношения между федеральным центром, регионом и МСУ, дефицит областного бюджета, страшная инфляция, бартер, новые информационные технологии – всё это и многое другое свалилось на уральских финансистов как снег на голову. Специалистам необходимо было освоить абсолютно новые виды работ, «переварить» море новой информации.
«Как и в годы Гражданской войны, в 90-е в регионе возник дефицит «живых» денег, – рассказывает министр финансов Свердловской области Александр Старков. – Ситуация была критической, и финансисты при участии налогоплательщиков и банков разработали систему взаимозачётов, которую активно стали использовать организации и предприятия. Выстраивались длинные цепочки, порой весьма замысловатые, включающие до 10 и более участников. Естественно, что система была крайне не прозрачна. Стоимость «зачётных» денег, как правило, была несопоставима с их реальной ценой. Но другого выхода не было: это явление необходимо было пережить».
Между тем на предприятиях возникли проблемы с выплатой зарплаты: её выдавали частично (в том числе продукцией) либо месяцами не платили вовсе. Огромные масштабы приобрёл бартер.
«До 90-х годов задержка заработной платы на один день считалась катастрофой, – вспоминает начальник управления территориальных отношений Елена Королькова. – Кризис неплатежей стал вызовом всей финансовой системе региона. Мы держали руку на пульсе, вели постоянный мониторинг ситуации, эту проблему взял под личный контроль губернатор Эдуард Россель. Тем не менее последние долги по зарплате, возникшие в тот период, были погашены только в 2003 году».
«В начале 90-х, когда наличка в банках закончилась, Госбанк запустил чеки «Россия», которыми выдавали зарплату, – говорит бывший главный бухгалтер регионального Минфина Владимир Панов. – Причём чеки принимали не во всех магазинах».
Один ПК на отдел
Чтобы покрыть дефицит бюджета, в декабре 1994 года был организован выпуск областных краткосрочных облигаций.
В эпоху перемен безусловным достижением свердловских специалистов стало сохранение «вертикали» финансовых органов. Кроме того, именно на базе Облфинотдела создавались новые государственные структуры, в том числе налоговая инспекция и контрольно-ревизионное управление.
Глобальные перемены потребовали от людей новых знаний и умений. За последующее десятилетие число специалистов с высшим образованием в финансовой системе региона выросло почти вдвое.
Изменилась и материально-техническая база. «Когда появились компьютеры, то на весь отдел у нас был единственный ПК, – рассказывает Елена Королькова. – В конце рабочего дня мы на тележке отвозили его в охраняемую кассу. Потом у всех появились свои персональные машины».
Ещё в ноябре 1992 года уральские финансисты перешли на межрегиональные и внутриобластные электронные расчёты, а в 1999-м начал действовать новый программно-технический комплекс. Примерно в то же время между Минфином и муниципалитетами была организована модемная связь.
«Экономика страны и региона – как большие океанские лайнеры, в один момент они утонуть не могли, – говорят в региональном Минфине. – У нас было время для решения возникающих проблем, и мы, уральские финансисты, их дружно всем коллективом решали...»