Статья будет на базе реального личного опыта. Расскажу про то, как ездил по Алтаю автостопом, куда мне удалось добраться и что посмотреть.
Начну с того, что Алтай я посещал в рамках большого путешествия, маршрут которого охватывал не только горный Алтай. В Маршрут попали Кузбасс, Байкал и Монголия. О них я буду рассказал отдельно в статье "Что посмотреть в Монголии или как я проехал, через все достопримечательности страны автостопом👍🚘!"
Кстати, подписывайтесь!
Как добирался на Алтай
Горный Алтай я исследовал с юга на север, что достаточно нестандартно для российского туриста. Заехал я через Монголию, там кстати тоже есть свой монгольский Алтай и одноименный регион. Надо сказать, он сильно отличается от нашего горного Алтая.
Отправной точкой на российском Алтае для меня стал пограничный поселок Ташанта. Здесь начинается знаменитый Чуйский тракт. В Бийске есть целый музей посвященным Чуйскому тракту. По сути это автомобильная дорога, которая идёт через крайне живописные места. Если ехать на Алтай после Монголии, то вы поразитесь насколько разнообразна природа и насколько резко могут меняться пейзажи за окном. Если в начале Чуйского тракта в районе поселка Кош-Агач вы видите степи.
Кстати, в степи недалеко от дороги, я посетил местный жертвенник. Просто попросил водителя попутки Алтайца, который меня подвозил, заехать, и он любезно согласился.
Жертвенник в степи выглядит достаточно необычно.
Подобные степи, но без подобных сооружений, я видел повсеместно на протяжении всей Монголии, пока ехал по ней автостопом.
После начинается самое интересное. Между поселком Кош-Агач и поселком Акташ по Чуйскому тракту природа начинает удивительным образом меняться. Степи сменяются горными лесами, ручьями и реками. Начинают отчетливо виднеться завораживающие снежные вершины на фоне зеленых лугов и лесов.
Ехать по Чуйскому тракту и лицезреть всё это великолепие природы - незабываемо!
Достопримечательности горного Алтая
На подъезде к поселку Акташ, я попросил того самого любезного водителя Алтайца высадить меня, там меня ждала первая достопримечательность - Гейзерное озеро.
Гейзерное озеро на Алтае
Озеро оккупировано турбазой и за проход к природному объекту с людей взымают плату.
Цена прохода до гейзерного озера 150 р.
Выглядит оно достаточно необычно за счет того, что дно устлано слоями голубой глины.
Вода в озеро набирается из горных ручьев и небольших гейзеров, водица чистая и прозрачная.
Из неприятных моментов платный вход, что нарушает на мой взгляд водный кодекс РФ, купаться в озере запрещено правилами посещения, также не сильно радует попсовость места и обилие туристов. Но если говорить в общем, мне понравилось, вполне могу рекомендовать данную достопримечательность к посещению.
Дело было к вечеру и решил доехать в поселок Акташ.
Этот поселок своего рода отправная база на такие достопримечательности, как Акташский ретранслятор, водопад Учар, Каменные грибы и Телецкое озеро. Из выше перечисленного меня более всего заинтересовали водопад Учар и Акташский ретранслятор. Было принято решение переночевать и двинуть на достопримечательности завтра.
Поселок Акташ, где остановился и какие там цены
Цены на так называемые турбазы в Акташе начинают от 1500 руб с человека за ночь. Меня такие цены, как дикого туриста со своим снаряжением не сильно устроили, поэтому я начал искать альтернативные варианты. Решил пойти в горы на окраину поселка и по дороге встретил мужичка, у которого поинтересовался за ночлег. Разговор был примерно следующий.
- Здравствуйте. Не знаете где здесь можно переночевать? (спросил я)
- А кому надо и сколько человек? (ответил мужик)
- Я один, стою перед вами.
- Ты можешь переночевать у меня, только там бардак, и я выпить люблю. Даш мне на выпивку 200 руб, если хочешь. Вот можешь взять ключи, я пока в магазин схожу, дом по адресу ...
Я от такого предложения честно говоря растерялся. Сказал, что ключи не возьму, лучше подожду пока он в магазин сходит. Давать мужику на выпивку мне не хотелось, но было интересно получить такой опыт, поэтому решил его всё таки дождаться, чтобы посмотреть как он живёт. Ходил он долго, но всё таки пришел. Оказалось, что я у него не первый такой и раньше он также принимал у себя автостопщиков.
Дома у него действительно был бардак и выпить он собирался на полном серьёзе, поэтому я в тот вечер всё таки отказался от ночлега и пошел спать на улице. Заночевал близ горной реки. Надо сказать, что ночью было холодно и спать было не очень комфортно.
Так или иначе рано утром я встал и вышел на трассу стопить до достопримечательностей, которые хотел посетить. По иронии судьбы встретил того мужика, выходили одновременно с ним на дорогу, и он пригласил меня выпить чаю. Несмотря на то, что он вчера всё таки выпил алкоголя, по утру был достаточно адекватен. Попил значиться у него чаю, выслушал от него демотивирующие утверждения, что бесплатно меня никто не повезет и шансов у меня нет.
К слову, цены на экскурсии на Акташский ретранслятор к примеру, стоили по несколько тысяч рублей, зависит от того, как договоритесь с водителем. Средняя цена начинается от 3000 р.
По итогу вышел на дорогу к краю поселка и начал автостопить.
В то утро останавливалось несколько машин. Первая ехала на ретранслятор и озеро духов, но услышав, что я хочу доехать автостопом бесплатно рассмеялись и уехали. Вторая машина ехала в Улаган, в сторону как раз водопада Учар, но я решил повременить, так как от Улагана до Учара достаточно далеко.
Третья машина была с туристами из Новосибирска, они ехали на горный перевал Кату-Ярык, это было куда ближе к Учару, и я поехал с ними.
Горный перевал Кату-Ярык
Дорога от Акташа до перевала достаточно живописна. До Улагана дорога по качеству хороша, после начинается грунтовка и ехать места не очень комфортно. Зато по дороге весьма красивые виды на горы, луга и озера.
Что касается самого перевала, там вид просто бомбезный. Настоятельно рекомендую к посещению. Просто погулять пол часа, любуясь красотами - одно удовольствие.
После тусовки на перевале, надо было двигать дальше. А дальше дорога была весьма и весьма сложной. После перевала начинается крайне крутой зигзагообразный спуск в долину реки Чулышман. Просто посмотрите, как он выглядит на карте.
Ехать по такой дороге решаются не все, в основном едут внедорожники. Застопить на этом участке было не просто, один мужик Алтаец взял меня, но позже высадил, проехав всего лишь до первого изгиба. Дорога очень сильна пылила, машины не останавливались, поэтому я решил спускаться и параллельно стопить. Так прошел весь спуск и спустился в долину, дальше пошел вдоль реки. Машины по дороге ехали не часто, а те, кто ехали не останавливались, только поднимали на меня дорожную пыль. Первые, кто остановились тогда были полицейские. Они спросили, почему и куда я иду пешком, почему с пакетами, на просьбу подвести отказали, ответили, что едут не далеко.
Пройдя примерно 5 км по пыльной дороге под палящим солнцем, всё же удалось поймать внедорожник. Ребята довезли меня до турбазы Учар, на водопад от турбазы дорога непростая и небыстрая. Я разбил лагерь между турбазами и решил идти завтра с утра пораньше на водопад.
Водопад Учар - топовая достопримечательность Алтая
Попасть на водопад было не так просто, во-первых надо преодолеть горную реку. Обычно это делают с помощью многочисленных местных лодочных переправ.
Цена переправы через реку Чулышман - 1000 рублей с лодки. Ты можешь сидеть в лодке один, а можешь с группой, тогда вы скидываетесь и цена ниже, но тогда ты и к группе привязываешься. То есть нужно дожидаться людей на маршруте, время нахождения на водопаде зависит от других людей. Я в составе туристических групп в такие места ходить не люблю, поэтому стал искать альтернативные варианты. Вечером до ночлега я прикинул, что можно попробовать переплыть горную реку. Ну вот я и попробовал и у меня получилось. Течение хоть и довольно сильное, но если плыть в достаточно хорошем темпе сносит не так сильно. При пересечении реки с вещами мне сносило максимум метров на 15, что не критично. Где именно я переплывал, я показал на видео, которое будет ниже!
В общем утром я встал, собрал Лагерь. Договорился, чтобы моё снаряжение и вещи полежали на турбазе, упаковал одежду и обувь в пакеты и переплыл реку, далее перешел еще одну по камням, было не очень приятно и безопасно.
Дальше меня ждал поход к водопаду на 3,5 часа.
По пути егеря собрали плату за проход в Алтайский заповедник, который в 2024 году составляла, 200 рублей.
Тропа к водопаду достаточно интересная. По пути шикарные виды на горы, реки, ручьи и водопады. Апофеоз всего этого изнуряющего маршрута великий и могучий Учар.
В своей жизни я видел много водопадов в самых разных уголках света и многоуровневый водопад Эраван в Тайланде, и Гегский водопад в Абхазии и множество других. Скажу искренне, что Учар произвел на меня одно из самых сильных впечатлений.
Настоятельно рекомендую посмотреть видео!
К слову, это это не совсем водопад. Правильнее назвать его водоскатом, или каскадом из водопадов. Так или иначе он прекрасен и ради него стоило переплывать реку и идти 3,5 часа пешком туда и обратно.
Вернулся с турбазы я в тот же день, меня довезли попуткой прямо до поселка Акташ, откуда я стартовал днем ранее. Утром следующего дня меня ждала новая "бесплатная экскурсия", на этот раз на Акташский ретранслятор.
Акташский ретранслятор - недешевая достопримечательность бесплатно
У того мужика я всё таки попробовал переночевать, спал правда не очень, но проснувшись двинул. До ретранслятора навигатор показывал идти 3,5 часа. После Учара ноги были забитые, но всё же решил начать пешее восхождение и по пути застопить, если получиться. Стопить начал примерно через 3 км после начала дороги на ретранслятор. Дорога надо сказать настолько ухабистая местами, что проехать туда можно только на внедорожнике. Идти в горку было не просто, машины не останавливались, а те что останавливались просили денег, но терпение и постоянство намерений сделали своё дело. И один из водителей всё таки подсадил меня и транспортировал моё уставшее тело на самых верх к ретранслятору. По пути остановились на весьма скромном по сравнению с Учаром водопадике. Более нигде не останавливались, хотя интересные места были, но водитель упорно вез нас к вершине.
Ну что сказать, вид на горы там замечательный...Через пелену в ясную погоду видно даже Белуху - это самая высокая точка тех мест.
Полюбовавшись видами вдоволь назад я решил пойти пешком, дабы посетить старый ртутный рудник и шахты, которые мы с экскурсией мы почему-то проехали. Надо сказать объекты довольно интересные. На видео - можно видеть.
И идти к ним одно удовольствие, смотришь на шикарные горные вершины и топаешь себе с горки. По пути встретил водителя алтайца, который меня подвозил, он вез новую экскурсию и радостно меня поприветствовал.
Спустился в Акташ полностью пешком и двинул дальше.
Мост через реку Катунь в районе села Иня
В тот день мы пересеклись с таким же стопщиком, как и я, правда более матёрым.
Константин посетил более 130 зарубежных стран. Ехали мы до намеченного лагеря стопом по отдельности, поскольку по мнению Кости, автостоп 2-х парней сильно замедлял скорость. Лагерь решили разбить на берегу Катуни в районе поселка Инь. Так собственно и сделали. Правда туда мы переходили по совсем ненадёжному, старому деревянному мосту, который дышал на ладан, что называется.
Переночевали норм, обратно переходить реку по тому же мосту я не решился и пошел по новому. День начался с автостопа и посещения места слияния 2-х рек.
Слияние рек Чуя и Катунь
От поселка Иня до слияния можно было дойти пешком за час с лишним, но мы застопили.
Я подсел в машину, которую поймал Костя.
Достойная достопримечательность, надо сказать. Слияние рек разных цветов мне понравилось. До этого я видел подобное в Грузии, но там цвета рек не сильно отличались, это слияние смотрелось поинтереснее.
Рекомендую!
После решено было ехать в гости к парню, живущему в поселке Мульты. Был выбор между 350 км автостопа и комбинированным маршрутом из 20 км стопа и 50 км пешком по тропе от Инигени до Тюнгура. После ретранслятора и Учара мои ноги еле ходили, поэтому был выбран автостоп.
К вечеру мы были в Мульте, Костя обогнал меня примерно на час.
Следующим днем решено было попробовать двигать на мультинские озера.
Мульта и мультинские озера (достопримечательность, на которую мы не попали)
Начиналось всё неплохо. Несмотря на то, что накрапывал дождь быстро стартовали с Мульты. Мы с Костей залезли в экскурсионную шишигу и водитель достаточно быстро довез нас до Моральника. Далее этого поселка водитель был согласен вести нас только за деньги, за 3000 руб с каждого.
Мы не отчаялись и решили продолжить автостоп к озерам. К слову пошел достаточно неприятный дождь, ехали после Моральника к озерам только шишиги. На другой машине, даже на внедорожнике туда соваться не стоило. Безуспешно пропустив 7 шишиг и подскользнувшись несколько раз, чуть не упав в грязь, желание дойти до озёр поутихло. Решили возвращаться и оставить мультинские озера на следующее посещение Алтая.
Денисова пещера - важная достопримечательность для антропологов
После Мульты мы с Костей разделились и поехали разными дорогами. Я поехал не самой удачной дорогой в Бийск, выбрав самый короткий маршрут по навигатору, по которому, как оказалось, ездило крайне мало машин из-за плохой дороги. Зато на маршруте была достопримечательность, которую я хотел увидеть, а именно пещера того самого Денисовца...
Старт и путь до поселка Яконура был почти обычным для автостопа, но потом я полз в сторону Бийска буквально как черепаха. Дорога началась грунтовая, редкие машины пылили и не останавливались. С большим ожиданием я дождался попутки и доехал до поселка черный Амур. Оттуда я шел и шел, одинокие проезжающие машины не останавливались. В безуспешных попытках стопа я пересек границу республики Алтай и Алтайского края и дотопал до той самой Денисовой пещеры.
Осознание важности этой пещеры для антропологов меня безусловно бодрила, но содержание и вид самой пещеры меня впечатлили не сильно, если быть честным. Возможно сказалась усталость от изнуряющей ходьбы с сумками.
Долго я там задерживаться не стал и двинул с надеждой успеть в Бийск. Оставалось всего ничего по автостопным меркам, и я мог теоретически успеть, кроме того был запасной вариант хоста по каучу в Белокурихе, до нее было на 70 км меньше, но не одному из вариантов комфортного ночлега в тот день не суждено было сбыться.
Хотя машины и останавливались, но везли меня по чуть чуть, 5-15 км от деревни к деревне. Каждую деревню я проходил насквозь, в надежде поймать машину в Бийск. По итогу дня к закату я оказался на окраине поселка Солонешенский. Стемнело, похолодало и машин практически не стало. На заправке мне отказали в теплом ночлеге. Поэтому в темноте с фонариком я нашел место для ночлега между забором частного дома и не очень чистым ручьем. В том ручье я принял не слишком чистую ванну и лег спать в гамак.
Ночью было 7 градусов, а мой спальник имеет температуру комфорта +11. Но хоть и подмерзая, спал я сносно и утром чувствовал себя более или менее. С первыми лучами солнца вышел на трассу и где то 7-я машина по счету меня подобрала прямо до Бийска.
Бийск и прощание с Алтаем
В Бийск я приехал утром, там меня встретила Александра с каучсерфинга и любезно разместила усталого путника у себя. Предложила еды, искупаться, помогла со стиркой. Позже провела экскурсию по городу, в общем оказалась доброй, гостеприимной хозяйкой. Чувствовал к ней большую благодарность.
Кроме того, она оказалась интересным в общении человеком. Как выяснилось, она музыкант и у них есть своя музыкальная группа. Группа Човен играет фолк-рок. С интересом послушал песни их творчества, и мне очень даже понравилось.
Что касается Бийска - он был неплох. Я не сильно люблю города, больше природу, но погулял и послушал рассказы Саши с удовольствием.
На второй день моего пребывания на вписку приединилась пара из Белоруссии, которые 8 лет назад уехали из своего дома в путешествия и до сих пор не вернулись. Для них путешествия стали, как они сказали, лайфстайлом. Достаточно интересные в общении ребята оказались. Коммуникация с подобными людьми заряжает мотивацией к путешествиям.
На утро следующего дня я выехал из Бийска и покинул Алтай.
Дальше меня ждало не самое простое возвращение в Самару через Кемерово, но об этом возможно расскажу в другой статье.
А на этом про моё посещение Алтая всё. Подписывайтесь!
В комментариях приветствуется обратная связь и не забывайте делиться материалом, если было полезно. Всем мир!