Владимир Комаров был самым старшим из первого отряда космонавтов, ему было 33 года. Во время подготовки к полету к космосу его даже исключали из отряда на полгода из-за нестандартной работы сердца.
Комаров сделал независимую медицинскую экспертизу, которая нестандартность работы сердца подтвердила, но и разъяснила, что так работает как раз таки сердце хорошо натренированного космонавта. Владимира Михайловича вернули в отряд.
После грандиозного полета Гагарина Никита Хрущев ставит новую задачу перед авиаконструктором Королёвым – чтобы в космос полетели сразу 3 космонавта.
Королёв по обыкновению не растерялся, но космический корабль принципиально нового уровня ещё был не готов, а имеющиеся могли уместить лишь одного космонавта.
Он решил одноместную ракету «Восток» переделать под трехместную и переименовать «Восход». Так и сделали. Чтобы найти ещё два места в одной ракете было решено отказаться от скафандра, а космонавты должны были полететь в одном тренировочном костюме.
12 октября 1964 года впервые в мире был запущен многоместный космический корабль «Восход-1», командиром был назначен Владимир Комаров, вместе с ним полетели Константин Феоктистов и Борис Егоров. У Комарова был колоссальный опыт в летной технике, такой, какого не было ни у кого из космонавтов первого отряда. Сергей Королёв учел это.
- Корабль благополучно добрался до космоса, выполнил свою задачу и также благополучно приземлился. Единственное, что поменялось – это руководство страны. Взлетали при Хрущеве, а приземлились уже при Брежневе.
В 1966 году умирает Королёв и советское руководство начинает подгонять новую команду авиаконструкторов. Ведь в то время началась настоящая «лунная гонка» между СССР и США.
И хотя первые три контрольных запуска новой ракеты «Союз» были неудачными, было решено запускать четвертую ракету с космонавтом на борту.
Более того, после запуска «Союза-1» с Комаровым планировалось следом запускать и «Союз-3», чтобы в космосе с одной ракеты в другую был совершен переход космонавтов и одна из ракет продолжила бы путь до Луны.
Но «Союз-1» сразу же повел себя не штатно. Причем Комаров ещё до полета делился со своим другом, что «на процентов 90 будет неудачным», на 8 марта подарил красивый сервиз жене, сказав, что потом будет принимать гостей, закончил все свои дела и даже настоял, чтобы жена отучилась на вождение машины.
Комаров понимал, что полет будет неудачным, но в то же время понимал, что он наиболее опытный из всех космонавтов и у остальных шансы выжить ещё меньше, чем у него.
Владимиру Комарову в 1967 году исполнилось 40 лет и он всё принимал гостей у себя дома по случаю своего дня рождения, хотя согласно поверью, 40 лет не отмечают…
23 апреля 1967 года с Байконура взлетает «Союз-1», сразу же возникают проблемы:
1. Не раскрывается одна панель солнечных батарей, а они питают электричеством корабль.
2. Отказывают датчики ионной ориентации, а это значит, что корабль может просто не найти путь домой.
3. В связи с этим космонавту остается только сориентировать корабль в ручном режиме, но этому космонавтов никогда не учили.
Комаров был обречен изначально, но он попытался всё сделать в ручном режиме и ему это удалось!
Космонавту удается настроить ручные настройки. «Всё идет нормально! Корабль был сориентирован правильно» скажет он с ноткой радости. "Ждём тебя на Земле, дорогой. "Кедр""-включается в разговор дублёр и лучший друг Комарова. Спустя время связь с кораблем теряется.
На высоте 7 км от Земли у спускаемого аппарата отказывает парашютная система и он врезается в землю со скоростью 50 метров в секунду, аппарат возгорается и от содержимого не остается практически ничего.
Экспертиза показала, что спускаемый аппарат при падении бешено крутился, что и способствовало запутыванию строп парашютов, причем они выходили в три этапа и самый последний никак не должен был запутаться. Даже проведенные повторные спуски для нахождения причины такого исхода ничего толкового не показало.
- Запуски «Союза» были прекращены на два года, его дорабатывали, а задачу стыковки ракет в космосе выполнили только «Союз-4» и «Союз-5» уже спустя несколько лет.