Найти тему

Жить оставалось месяц, а прожил ещё 20 лет и снял шедевр: история фильма "За Облаками" Микеланджело Антониони

Оглавление

Дорогой кинозритель! Меня поразила одна история, и сейчас я ею поделюсь. Возможно, те, кто не верил в Бога, после этой истории поверят. И не сам по себе фильм будет тому причиной, а скорее то, о чём он и как он был снят. В рассказе буду ссылаться на интервью Владимира Соловьёва, который имел честь общаться с Антониони и был на премьере этого фильма в Венеции в 1995 году. Итак, как же так получилось, что режиссёру оставалось всего месяц, но десять лет спустя он снимает свою прощальную картину?

История создания фильма "За Облаками" начинается с трагедии. Классик итальянского и мирового кино, Микеланджело Антониони в 73 года переживает сильнейший инсульт. Он не может:

1. Двигаться

2. Говорить

3. Видеть

Режиссёр, по прогнозам врачей, должен умереть максимум через месяц. Врачи посоветовали жене Энрике Антониони поторопиться с решением всяких юридических вопросов, связанных с будущей смертью мужа, наследством и прочими деталями.

-2

Энрика была младше мужа на 42 года, на тот момент ей было всего 31. Она спросила врачей: " А можно ли мне как-то помочь мужу?". Врачи ответили что-то вроде: "Ну, попробуйте такие-то упражнения. Вряд ли помогут, но может легче будет". И Энрика попробовала. Для неё это не было каким-то подвигом или актом самопожертвования, она просто хотела помочь близкому человеку, чем могла. Энрика постоянно была рядом, она включала мужу его любимую классическую музыку, делала с ним физические упражнения, приносила картинки и показывала ему, развивая утраченное зрение.

Впоследствии в одном из интервью Энрика показывала их с Микеланджело семейный дом с мастерской:

Это стол, где теперь работает Микеланджело, - говорит она. - Видите резаный цветной картон? Это означает, что сейчас он занят аппликацией. Ему доставляет огромное удовольствие не только располагать в определенной последовательности части будущей композиции, но и осязать эти кусочки пальцами. Ему это нравится. Возможно, развитое осязание появилось у него, когда он потерял возможность говорить.
Когда ты любишь гения 34 года подряд, то понимаешь, что помимо удовольствий это еще и огромная работа. Потому что у гения очень мало времени, чтобы любить тебя, он все время ускользает из твоих рук. Чаще всего ты можешь встретиться с ним там, на его заоблачных высотах, оттого ваша любовная связь становится прежде всего духовной. Но поскольку эти гении еще и мужчины, то необходимо удовлетворять их капризы. Это достаточно легко, важно только понять: самый гениальный гений - все равно мальчишка, ему всегда 14 лет, даже если ему 60.

Прошло 10 лет упражнений. Как Энрика Антониони разглядела, почувствовала в своём муже столько силы к жизни, непонятно. Но Антониони в свои 84 года уже полностью оправился от инсульта: он говорит, видит, ходит. И даже задумывает новый фильм.

-3

Он приглашает своего друга, легендарного сценариста Тонино Гуэрру. Пишет с ним сценарий. В его основе четыре новеллы, объединённые темой и лирическим героем-рассказчиком. Как отмечал Антониони, этот фильм как приглашение к внутреннему путешествию, к подлинной реальности. Фильм о женской красоте, любви, одиночестве - и всё это на фоне красивейших европейских городов.

-4

Затем, завершив работу над сценарием, маэстро приглашает режиссёра Вима Вендерса, чтобы тот помог ему получить финансирование на фильм и подстраховал в его создании. Продюсеры денег давать не хотели, так как думали, что 84-летний Антониони слишком слаб, чтобы снимать кино, и не надеялись, что Микеланджело сможет довести проект до конца. Гарантом выступил Вим Вендерс, который подписался, что в случае непредвиденной смерти режиссёра доснимет фильм.

Вим Вендерс и Микеланджело Антониони
Вим Вендерс и Микеланджело Антониони

Вопрос с финансами был улажен, и Антониони стал искать актёров. Режиссёр пригласил весь цветник европейских актрис: от прославленной Фанни Ардан до молодой Софи Марсо, Ирен Жакоб, Венсана Переса и других восходящих звёзд).

-6
-7

Не забыл Антониони пригласить своих легендарных актёров и друзей: Жанну Моро и Марчелло Мастрояни, которые сыграли у режиссёра в картине "Ночь" больше 30 лет назад.

-8

Также он позвал и американских актёров: Джона Малковича и Питера Уэллера (который сыграл "Робокопа", но отказался сниматься в продолжении, чтобы сыграть у великого Антониони).

Питер Уэллер в образе Робокопа
Питер Уэллер в образе Робокопа

Он же и Фанни Ардан в фильме "За Облаками"
Он же и Фанни Ардан в фильме "За Облаками"

Снялся и Жан Рено звезда прогремевшего фильма Леон, режиссёра Люка Бессона. В общем, актёрский состав был невероятным.

Жан Рено в образе Леона
Жан Рено в образе Леона
Он же в фильме Антониони
Он же в фильме Антониони

И, вопреки опасениям продюсеров, фильм "За Облаками" был снят. И это был фильм не беспомощного старика, а всё того же мастера, ничуть не растерявшего хватку. Антониони был ограничен лишь физически.

-13

Начальную сцену, эпилог и связующие сцены с Джоном Малковичем были сняты Вимом Вендерсом - и в герое-режиссёре безошибочно узнаётся именно Вендерс, точнее - его лирический герой.

Джон Малкович в образе режиссёра-рассказчика
Джон Малкович в образе режиссёра-рассказчика

О ЧЁМ ФИЛЬМ?

Сюжет ленты состоит из четырёх новелл, объединённых рассказчиком-режиссёром. Каждая из новелл рассказывает зрителям о разновидностях любви. Что отсылает нас к древнегреческой философии, в частности к сочинениям Платона, который описывал любовь в четырёх базовых её типах:

1. Эрос - яркая, но мимолётная любовь, оставляющая после себя разочарование. Эрос описывается жаждой слияния и обладания идеализированным объектом страсти.

2. Людос - любовь, как азартная игра или состязание, где новый партнёр - это новый трофей. Получил приз, дальше стало неинтересно. Такая любовь разновидность лудомании.

3. Сторге - любовь как нежная дружба, характеризующая самое начало отношений. Она может сохраняться и в развитии отношений, и является хорошим знаком, залогом гармонии.

4. Филия - любовь, которую Платон считал важнейшей, и потому она ещё называется "платонической". Это любовь-уважение, любовь-принятие. Чувство, не основанное на корысти или условиях. Такая любовь может быть не только к партнёру, но и к творчеству, к родной земле, к лучшему другу. Слово "филия" является составным ко многим объектам и предметам, в частности к самой "фило" софии - любви к к мудрости.

Есть ещё три вида любви, как производные из четырёх основных: мания (одержимость), прагма (секс+дружба), агапэ (жертвенность)

-15

Но у Антониони своя трактовка, и его 4 вида любви, так или иначе основанные на платоновской типологии:

1. Любовь-идеализация (в первой новелле юноша настолько идеализирует образ возлюбленной, что боится близости с ней, у него что-то вроде "комплекса Мадонны"), похоже на сторге.

-16

2. Любовь-любопытство ( во второй новелле мотивом сближения режиссёра и убийцы было стремление режиссёра познать, почувствовать личность убийцы)

-17

3. Любовь-страсть (аналог Эроса, тело человека обгоняет душу, он постоянно меняет партнёров, гонится за новыми ощущениями - также как и герои третьей новеллы, несчастные супруги и их любовники)

-18

-19

4. Любовь к Богу, отрешение от людей. Принятие мира, как божьего творения и служение Богу.

-20

Фильм не слишком похож на предыдущие шедевры Антониони, вроде "Фотоувеличения" или "Профессия: Репортёр". "За Облаками" как будто ещё более отстранённый и меланхоличный. Режиссёр Владимир Соловьёв охарактеризовал фильм так: его будто его снял человек, действительно побывавший "за облаками", практически на том свете.

Сложно не согласиться, потому как волнуют автора не столько конкретные подробности жизней героев, как в прошлых фильмах, сколько само многообразие этих подробностей, пёстрый поток жизни. В настроении фильма ощущается лёгкость, медитативность - и при этом глубина.

-21

В картине множество эротических сцен, причём очень откровенных. Но сняты они настолько бесстрастно и созерцательно, что это рождает интересный эффект: чем больше в сцене эротики, тем меньше нас волнует сама эротика. Волнует то, что за ней, для чего она.

И здесь как раз становятся видны вышеописанные разновидности любви. Но Антониони в мемуарах отмечает, что этими образами любви всё не ограничивается:

За каждым найденным образом, кроется другой который ближе к реальности, за ним еще один и еще, и еще и так далее от самого подлинного образа до бесконечной таинственной реальности увидеть которую не дано никому.
-22

По сути, Антониони рассказывает нам о неисчерпаемой образности нашего мира, где каждый образ и сам по себе и часть бесконечного целого. Сколько бы ни путешествовал режиссёр-рассказчик, он не найдёт единого и законченного образа любви. Ведь даже если дважды пройти по одной и той же улице дважды, можно заметить детали, которые не бросались в глаза при первой прогулке. В этом, возможно, и скрыт смысл фильма.

Многие пишут, что фильм посвящён "женской душе" и её загадочному ускользающему образу. Всеволод Коршунов пишет, что женщина в этом фильме - синоним прекрасного. И отношения с прекрасным у человека бывают разные. В первой новелле - робость, страх перед прекрасным, во второй - непостоянство, зыбкость прекрасного образа, в третьей - страх, ревность и собственничество по отношению к прекрасному, а четвёртая новелла, по словам киноведа, рассказывает о
бренности всего происходящего, наслаждению от спокойного созерцания вещей и событий и попытке найти в этом сумасшедшем мире свое счастье.

-23

В день премьеры фильма в Венеции вся Европа шепталась, что случилось настоящее чудо, "Антониони вернулся". Когда режиссёр поднимался на сцену, чтобы сказать слова благодарности после фильма, весь зал в Венеции апплодировал стоя 30 минут. А президенту Италии, который опоздал на фильм, зал кричал фууу. Это был не только триумф искусства над политикой, это ещё и триумф любви над тяжелейшей болезнью и смертью, которая отступила от режиссёра благодаря его жене Энрике Антониони. И какая это любовь, к какому типу её отнести? Сама Энрика вспоминала следующее:

Душа человека в браке растет, и очень быстро. Это связано с необходимостью воспитывать в себе терпение, бесконечно находить компромиссы, это связано с обязательным стремлением понять в человеке то, что понимать порой не хочется. В общем, брак - это университет становления духовности.
Микеланджело во многом сформировал мою личность, он многому научил меня. Но знаете, только приблизившись к возрасту, в котором Микеланджело познакомился со мной, я поняла, какую огромную духовную работу проделал он, чтобы мне, молоденькой тогда девчонке, было с ним комфортно и интересно. А мне всегда казалось, что это я без устали тружусь, чтобы дотянуться до него. Теперь я знаю, что его часть пути навстречу мне была нисколько не меньше.
-24

Сам Микеланджело прожил со своей женой, ангелом-хранителем ещё 11 лет. Причем, жил он бодрым, интересующимся стариком, писал мемуары, путешествовал и очень хотел приехать в Москву. Но, по словам режиссёра Сергея Соловьёва, "организовать визит Антониони не оказалось денег". Режиссёр скончался в возрасте 95-ти лет, в 2007-ом году. Но таинственная прелесть его фильмов продолжает привлекать зрителей, готовых размышлять. И самый загадочный фильм из всех - именно прощальный, "За Облаками".

Спасибо, что дочитали! Жду вас в комментариях) Как вам фильм?

-25