Найти тему

Конструктор, который мог все

Инженер-конструктор: Игорь Дмитриевич Спасский
Инженер-конструктор: Игорь Дмитриевич Спасский

3 сентября 2024 года в возрасте 98 лет ушел из жизни гениальный советский и российский инженер-конструктор Игорь Дмитриевич Спасский. Пожалуй, самой ёмкой и точной характеристикой Игоря Дмитриевича будет фраза – это конструктор, который создал отечественный подводный флот. Однако свой уникальный талант, или даже дар, инженера Спасский проявил во многих сферах.

Родился будущий главный конструктор нашего подводного флота в 1926 году в семье военного. Это во многом и предопределило дальнейшую судьбу Спасского – в 17 лет он поступил в 1-ю московскую спецшколу Военно-морского флота (ВМФ) СССР, затем учился в Бакинском Военно-морском подготовительном училище. В военной сфере выбрал инженерную стезю – в 23 года окончил Высшее военно-морское инженерное училище Дзержинского (сегодня ФГОУ «Военный институт (Военно-морской политехнический) Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова»).

После завершения учебы, как положено, Спасский отправился служить. На службе и познакомился с подводным флотом. Первый опыт знакомства был для молодого инженера совсем не позитивным. В походе на субмарине Спасскому досталось место рядом с дизельным двигателем. После подъема, как он сам впоследствии вспоминал, оглох на три дня, после чего зарекся подходить к субмаринам. Поэтому, когда Игорь Дмитриевич узнал, что его распределили работать с подводными лодками, он был в ужасе. Но конструкторская жилка взяла верх над негативным опытом моряка-подводника, а в будущем даже использовала этот опыт в конструкторской работе.

В конструкторскую работу, кстати, Спасский ушел с головой. Он тогда, в начале 50-х годов, стоял у истоков рождения советского подводного флота – более амбициозную задачу молодому инженеру невозможно было и представить. Причастность к важному и огромное, практически непаханое поле для инженерной деятельности – все что было нужно молодым инженерам тех лет. Спасский оказался одним из самых талантливых инженеров, о чем свидетельствует стремительный взлет по карьерной лестнице.

В 1950 году, еще являясь военнослужащим, Спасский был откомандирован в судостроительную промышленность.

В 1953 году перешел Центральное конструкторское бюро №18 - сегодня ЦКБ «Рубин», с которым и связал всю свою дальнейшую профессиональную карьеру. Начал с должности инженера-конструктора.

В 1954 году – начальника сектора.

В 1956 году – заместитель главного конструктора атомных подводных лодок.

В 1968 году – заместитель главного инженера.

С 1974 года стал генеральным конструктором ЦКБ, проработав на этой должности до 2007 года.

В своей работе Спасский следовал принципу соединения теории и практики. В результате он переосмыслил свой опыт погружения на субмаринах. За свою карьеру военного и конструктора он прошел под водой не менее 40 тысяч километров. Именно такой подход, когда конструктор, что называется, на своей шкуре, испытывал технику, и позволил Спасскому разработать целый ряд фундаментальны технических направлений в области строительства подводных лодок.

«Оценивая вклад Спасского в создание подводного флота, а это 187 моделей подводных лодок, сконструированных под его руководством, складывается ощущение, что этот человек знал абсолютно все. Как будто для него не существовало ни инженерных границ, ни разных разделов физики. Если что-то опускалось под воду – то Спасский знал про это абсолютно все. Гениальный инженер!», - говорит вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.

Подводная лодка проекта 941 "Акула"
Подводная лодка проекта 941 "Акула"

Конструкторские решения спасского были направлены на повышение эффективности субмарин, на совершенствование систем безопасности, он разбирался в атомных энергетических установках, работал над автоматизацией процессов управления подводных лодок, над системами вооружения и так далее. Проявил себя Игорь Дмитриевич и как менеджер – он предложил принципиально новые технологические методы строительства субмарин, что значительно сокращало затраты на их производство и уменьшило сроки изготовления.

Один из знаковых проектов Спасского – это проект подводных лодок с атомным вооружением класса «Акула», или в классификации НАТО - «Тайфун». Это самые большие кода-либо построенные подводные лодки. С экипажем на 160 человек они могли погружаться на несколько месяцев. Лодка стала подводным щитом нашего государства. Помимо уникальных боевых характеристик субмарина сочетала в себе комфортные жилые условия – здесь были и сауна, и живой уголок и комната для релаксаций. Очевидно, главный конструктор вспомнил свои погружения на дизельной субмарине и сделал все, чтобы моряки-подводники не испытали какого-либо дискомфорта.

Подводная лодка проекта 941 "Акула"
Подводная лодка проекта 941 "Акула"

Опыт и знания Спасского были востребованы не только в конструировании подводных лодок. Как главный конструктор-подводник он, например, участвовал в подготовке уникальной операции подъема, транспортировки и постановки в док затонувшей подлодки «Курск»».

Постсоветский период заставил Игоря Дмитриевича вновь проявить себя в качестве управленца. Оставаясь главным в «Рубине», он по всему миру собирал разные заказы – брались «рубиновцы» за что угодно, лишь бы пережить непростые времена после распада СССР. Одним из наиболее нестандартных решений финансового вопроса, например, было выращивать грибы на крыше ЦКБ.

-4

Инженерно-конструкторские таланты тоже пришлось поднять из глубины на поверхность. Например, ЦКБ под руководством Спасского занялось проектированием высокоскоростного поезда. Вышли «рубиновцы» на рынок проектирования коммерческой недвижимости. Параллельно вели и около профильные проекты – участвовали в разработке международного коммерческого проекта «Морской старт», начали проектировать платформы для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе. И, как в молодости, Спасский вновь погружался в работу с головой – он буквально болел своим делом.

В итоге ЦКБ «Рубин» прошло сложный период сохранив коллектив и наработки. Сегодня это крупнейшее в России многопрофильное конструкторское бюро морской техники, во многом за счет усилий своего самого главного генерального конструктора Игоря Дмитриевича Спасского.