Бамбук, вместе с цветами сливы, орхидеи и хризантемы, входит в так называемую группу "Четырёх благородных", символизируя благородство, чистоту, скромность и стойкость характера. На протяжении веков бамбук пользовался большой популярностью среди китайских учёных и художников. Ван Хуэйчжи, например, выражал свою привязанность к бамбуку словами: "Как можно прожить хоть один день без этого благородного?" До эпохи Мин бамбуковые стебли обычно рисовали сверху вниз, при этом шелк или бумагу подвешивали вертикально и рисовали стоя. В эпоху Цин такая методика стала менее популярной; знаменитый художник Чжэн Се, например, предпочитал рисовать стебли снизу вверх. При рисовании бамбука можно использовать оба метода, в зависимости от предпочтений художника. В этой главе мы разберём структуру каждой части бамбука и подробно объясним технику рисования каждой из них, сопровождая описание пошаговыми иллюстрациями. Надеемся, что содержание этой главы вдохновит читателей и поможет овладеть техникой рисования бамбука.
2.1 Рисование стеблей
При рисовании бамбука в стиле се-и (свободный стиль) важную роль играет техника рисования стеблей. В зависимости от их размера различают основные и второстепенные стебли, а также ветви. Ветви растут из узлов бамбука и всегда располагаются напротив друг друга. При рисовании стеблей можно использовать как технику сверху вниз, так и снизу вверх.
- Бамбуковые стебли и узлы: Узел состоит из двух частей: окружности стебля и кольца оболочки. Кольцо оболочки окружает стебель и находится в нижней части узла, а окружность стебля — в верхней части узла и выступает сильнее.
Начните с чистой кисти из шерсти козы, окуните её в разбавленные чернила. Когда живот кисти наполнится чернилами, окуните кончик кисти в концентрированные чернила и начните рисовать.
Определив расположение стебля, начните рисовать первый сегмент стебля.
Нарисуйте второй сегмент стебля, используя боковую сторону кисти, и обратите внимание на пространство между узлами.
Рисуйте сегменты один за другим. Начинайте и заканчивайте каждую линию уверенным движением кисти, придавая линиям динамичность и выразительность.
Окуните кисть в концентрированные чернила и нарисуйте узлы. При изображении узлов используйте техники каллиграфии, чтобы придать стеблям живость и динамичность.
Используйте технику каллиграфии для рисования узлов: начинайте лёгкими движениями и заканчивайте твёрдо. Существует две основные техники рисования узлов: техника "восьмёрки" и техника "перевернутой S". Движения кисти должны быть плавными и выразительными, как при написании скорописи.
Ещё одна техника — "сердцевидная" форма, которая создаёт эффект перспективы, придавая стеблю наклонное движение вперёд.
Также можно использовать технику "перевернутой короны", которая создаёт эффект глубины и наклона.
Молодые бамбуковые стебли
Молодые стебли бамбука (зеленые) рисуются с использованием зелёных чернил и следуют той же технике, что и обычные чернила. Основное отличие — в цвете и более свежем, энергичном стиле.
Используйте кисть из шерсти волка среднего размера, окуните её в зелёные чернила, затем добавьте немного жёлтых чернил, чтобы создать свежий зелёный цвет.
Если цвет слишком светлый, добавьте немного зелёных чернил. Определите расположение стебля и начните рисовать первый сегмент.
- Нарисуйте второй сегмент, используя боковую сторону кисти и оставляя промежутки для узлов.
При каждом погружении кисти в чернила создавайте естественный градиент от темного к светлому.
Оставьте промежутки между стеблями для последующего прорисовывания узлов, избегайте слишком больших или маленьких промежутков.
Каждый следующий сегмент стебля должен быть уже и длиннее предыдущего, избегайте однообразия в толщине.
Используйте более насыщенный зелёный цвет для рисования узлов с сильным началом и слабым концом.
Пошагово нарисуйте различные формы узлов.
Начинающие могут попробовать использовать технику "добавления краски", чтобы сделать стебли более выразительными и живыми.
2.2 Рисование веток
Бамбуковые ветви символизируют жизнестойкость и энергичность. Они растут из узлов на стебле, обычно парно, располагаясь напротив друг друга. Ветки следует рисовать в соответствии с природным ростом бамбука, избегая случайного появления ветвей вне узлов. Техника рисования ветвей похожа на технику каллиграфии, при этом ветви могут быть стилизованы и обобщены.
Рисование ветвей бамбука
Ветви должны соответствовать естественному росту бамбука, выходя из узлов. Линии должны быть мощными и круглыми, движение кисти — быстрым и уверенным, избегая медленных движений.
Используйте чистую среднюю кисть из шерсти волка, смочите её в чернилах средней интенсивности и нарисуйте первый сегмент стебля.
Используйте боковую сторону кисти, чтобы нарисовать второй сегмент стебля, оставив промежуток для узла.
Ветки, ближе к верхушке, должны быть длиннее; избегайте рисования одинаковых по длине сегментов.
Следуя вышеописанным шагам, нарисуйте следующие сегменты.
Используйте насыщенные чернила для рисования узлов, создавая эффект глубины и выразительности.
Используйте технику "восьмёрки" для рисования узлов, заканчивая движения кисти мягко.
Следуя вышеописанным шагам, нарисуйте узлы различной формы.
Окуните кисть в насыщенные чернила и начните рисовать маленькие ветви из узлов в соответствии с направлением их роста.
Движения кисти должны быть быстрыми и уверенными, создавая ощущение вариации и динамики. Средние ветви должны быть немного толще, обращайте внимание на линии.
Передние ветви должны быть тонкими и короткими, начинать уверенно, а заканчивать мягко.
Используйте вышеописанную технику для рисования боковых ветвей.
Передние ветви должны быть толстыми и энергичными, чтобы выразить характер бамбука.
Добавьте боковые ветви различных направлений, используя уверенные линии.
Избегайте беспорядочного расположения ветвей, учитывая их перекрытие и пространственные отношения.
Используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования мелких ветвей.
Ветки должны соответствовать направлению роста стеблей, правильное расположение ветвей важно для создания гармоничной композиции.
Ветки растут "попарно", то есть чередуются слева направо. Места выхода ветвей должны соответствовать естественному росту бамбука.
Движения кисти должны быть плавными и уверенными, линии — энергичными и круглыми.
При рисовании мелких ветвей учитывайте количество листьев: если листьев много, ветка должна быть поникшей; если мало, ветка должна быть более вертикальной.
При рисовании бамбука можно учитывать погодные условия, такие как ветер, дождь или снег, чтобы придать картине больше динамики и выразительности.
Старые ветки
Старые ветви должны выглядеть толстыми и сухими, в то время как молодые — мягкими и гибкими. Чем больше веток, тем гуще листва; меньше веток — листья более редкие, ветви более вертикальные.
Используйте чистую кисть из шерсти козы среднего размера, смочите её в чернилах средней интенсивности и начните рисовать стебли.
Начните снизу и постепенно рисуйте стебли вверх, используя прямое движение кисти.
Нарисуйте узлы.
Старые ветки должны выглядеть мощными и сухими, линии должны быть "сквозь бумагу", а чернила — сухими.
Основные ветви не имеют листьев; листья растут на более мелких боковых ветвях.
Ветки растут из узлов; обычно две ветки выходят из одного узла, из более крупных веток могут появляться более мелкие.
Рисуйте ветви в соответствии с их естественным ростом, избегайте "парного" или "кольцевого" расположения ветвей.
Используйте технику обводки для рисования, начинайте уверенно, заканчивайте мягко.
Ветки должны соответствовать естественному росту бамбука, избегайте симметрии.
Рисуйте ветви быстро и уверенно, избегая медленных движений.
Продолжайте рисовать более мелкие ветви, чтобы завершить композицию.
Для старых ветвей используйте более насыщенные чернила и технику каллиграфии для создания выразительных линий.
Тонкие ветки
Для создания тонких ветвей необходимо передать их текстуру и движение. Ветки должны быть прямыми, без колебаний в толщине и интенсивности чернил.
Используйте чистую среднюю кисть из шерсти козы, окуните её в чернила средней интенсивности и нарисуйте основные ветви.
Ветки должны расти из узлов, избегайте "внезапного появления" ветвей.
Тонкие ветви рисуйте как скоропись, они могут быть стилизованы, не обязательно рисовать каждую ветвь отдельно.
Начинайте линию с твёрдого нажатия, середину рисуйте легко, завершайте линию мягко.
Используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования листьев.
Ветки должны иметь различные длину и толщину; избегайте симметрии, корректируйте расположение и движение ветвей в зависимости от композиции.
Жизненная сила бамбука передается через ветви и листья, тонкие ветви должны быть тонкими и прямыми, листья должны быть редкими и расположены выше.
2.3 Рисование листьев
Листья бамбука узкие и заострённые, с тупым основанием. Одна сторона гладкая, другая — с мелкими зазубринами. Листья имеют параллельные жилки, их верхняя сторона тёмно-зелёная, а нижняя — более светлая. При рисовании листьев важно учитывать их структуру и технику использования кисти. Различные формы листьев, такие как "китаянка", "меч", "расщепленный лист" и другие, были разработаны древними мастерами. В этом разделе мы подробно объясним техники рисования различных форм листьев.
Листья формы "китаянка"
Рисование листьев в форме "китаянки" — распространённый метод. Листья должны соответствовать естественному росту и быть эстетичными, избегайте сходства с листьями персика или ивы.
Используйте чистую среднюю кисть из шерсти волка, окуните её в насыщенные чернила, нарисуйте первый лист, используя комбинацию прямого и бокового движений кисти, начинайте твёрдо, заканчивайте мягко.
После рисования первого листа определите расположение второго.
Рисуйте второй лист, создавая ощущение перекрытия и глубины, завершая линию мягко.
Определите расположение третьего листа.
Листья должны быть сгруппированы по три, с правильным сочетанием лицевой и обратной сторон.
Листья следует рисовать группами, иначе композиция будет выглядеть беспорядочно; каждая группа должна соответствовать естественному росту листьев.
Движения кисти должны быть сильными и плавными, без задержек.
Листья формы "меч"
Рисование листьев в форме "меча" — ещё один распространённый метод. Листья должны быть нарисованы упорядоченно, чтобы избежать хаоса в композиции.
Используйте чистую среднюю кисть из шерсти волка, окуните её в насыщенные чернила, используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования первого листа.
Определите расположение второго листа.
Начинайте линию твёрдо, завершая её мягко, рисуя второй лист.
Добавьте маленький боковой лист.
Завершайте линию, плавно поднимая кисть, чтобы создать эффект возврата.
Каждый лист должен быть нарисован быстро и уверенно, без задержек.
Листья с угловым наклоном
При рисовании листьев с угловым наклоном важно учитывать их форму и направление роста.
Используйте среднюю кисть из шерсти волка, окуните её в чернила средней интенсивности и начните рисовать мелкие ветви.
Нарисуйте боковые ветви, продумайте, как будут располагаться листья.
Рисуйте ветви плавными движениями, начиная твёрдо и заканчивая мягко.
Используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования первого листа.
Учитывайте расположение каждого листа, создавая эффект перекрытия и глубины.
Поэтапно рисуйте боковые листья.
Листья, ближе к верхушке, должны быть крупнее.
Листья на боковых ветвях должны отличаться от листьев на основном стебле, создавая контраст между направлением и формой.
Листья должны быть сгруппированы, учитывая общее направление роста.
Учитывайте вариации в густоте листьев и их формах.
Листья должны располагаться естественно, их можно дополнительно украсить молодыми листьями.
При рисовании листьев избегайте следующих ошибок: сухость, параллельные линии, одинаковая форма, отсутствие пространственного ощущения.
Наклонные листья
При рисовании наклонных листьев важно учитывать их естественный рост и наклон.
Используйте чистую среднюю кисть из шерсти волка, окуните её в насыщенные чернила и нарисуйте мелкие ветви.
Рисуйте ветви быстрыми и уверенными движениями, избегая медленных движений.
Рисуйте боковые ветви, создавая эффект наклона и перекрытия.
Наклонные листья должны быть направлены вниз, заканчивайте линии мягко.
Листья на боковых ветвях должны быть тоньше и острее.
Учитывайте перекрытие и наложение листьев.
Листья и ветви должны быть нарисованы под наклоном, создавая гармоничную композицию.
Продолжайте рисовать листья, меняя их направление в соответствии с общим движением.
Рисуйте боковые листья, заканчивая линии плавными движениями кисти.
Используйте вышеописанные техники для рисования мелких боковых листьев.
Добавляйте боковые листья, создавая гармоничную композицию.
Рисуйте листья быстрыми и уверенными движениями, без задержек, меняя их направление в зависимости от общего движения.
Листья переднего и заднего плана
Рисование листьев переднего и заднего плана создаёт эффект глубины и динамики в композиции.
Используйте среднюю кисть из шерсти волка, смочите её в разбавленных чернилах, окуните кончик в более насыщенные чернила и начните рисовать стебли, оставляя промежутки для узлов.
Кончиком кисти, смоченным в насыщенные чернила, нарисуйте узлы, которые должны становиться длиннее по мере продвижения вверх.
Ветви должны расти из узлов, используйте прямое движение кисти для рисования мелких ветвей.
Рисуйте боковые ветви в соответствии с направлением их роста.
Продолжайте рисовать верхние ветви.
Учитывайте перекрытие стеблей и ветвей.
Окуните кисть в насыщенные чернила и нарисуйте листья, используя комбинацию прямого и бокового движений кисти.
При рисовании листьев начинайте линию твёрдо и заканчивайте мягко, создавая эффект перекрытия.
Листья должны перекрывать друг друга, создавая ощущение глубины.
Следуя вышеописанным шагам, продолжайте рисовать листья.
Учитывайте направление роста листьев и создавайте гармоничную композицию.
Листья должны быть округлыми и пышными, избегайте сходства с листьями персика или ивы.
Продолжайте добавлять мелкие боковые листья.
Используйте вышеописанные техники для рисования передних листьев.
Листья должны быть правильно расположены, учитывая их перекрытие, наложение и изменение интенсивности.
Необходимо правильно располагать листья, учитывая их перекрытие, порядок и изменения в интенсивности.
Чтобы научиться рисовать различные формы бамбуковых листьев, необходимо внимательно наблюдать за природой и многократно практиковаться. На начальном этапе обучения рекомендуется практиковаться, рисуя ветвь за ветвью, лист за листом, чтобы освоить технику и добиться хорошего владения инструментом.
2.4 Техника рисования бамбуковых зарослей
Бамбуковые заросли имеют плотную и густую структуру, стебли бамбука тонкие и нежные. Листья дальних зарослей должны быть маленькими, ветви — прозрачными, а цвет — бледным. При рисовании зарослей цвет у основания должен быть более насыщенным, а по мере продвижения вниз следует делать линии более прозрачными и разреженными. При изображении бамбука на ветру все стебли, ветви и листья наклоняются в одну сторону, создавая ощущение движения; при легком ветре стебли и ветви остаются неподвижными, в то время как листья слегка колышутся в разных направлениях.
Используйте маленькую кисть из шерсти волка, окуните её в смесь синей и жёлтой краски, чтобы получить зелёный цвет, затем смешайте его с разбавленными чернилами. Готовый цвет должен быть немного тёмнее; когда кисть напитается краской, можно начинать рисовать.
Сначала нарисуйте бамбуковые стебли, затем изобразите маленькие ветви.
Ветки должны расти попеременно, чередуясь слева направо, в соответствии с естественным ростом бамбука.
Рисуйте ветви согласно правилам роста, избегая "парного" или "кольцевого" расположения.
Используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования листьев.
При рисовании листьев движения кисти должны быть сильными и плавными, линии — энергичными и круглыми, избегайте задержек.
Следуя вышеописанным шагам, нарисуйте листья соседних стеблей.
Рисуйте новый стебель, учитывая общую композицию и направление роста, создавая различия в длине.
При рисовании мелких ветвей продумывайте направление и размещение листьев.
Размещение ветвей должно соответствовать правилам роста и быть эстетически приятным.
Листья, направленные вниз, должны слегка свисать; линии должны заканчиваться мягко, с видимым окончанием.
Листья на заднем плане должны быть нарисованы более светлыми чернилами, после этого можно добавить мелкие листья.
Используйте вышеописанные техники для добавления новых стеблей. Узлы должны быть длинными и редкими; линии должны быть плавными, а мелкие ветви нарисованы лёгкими, но уверенными движениями.
По мере роста постепенно добавляйте мелкие ветви.
Последовательно рисуйте листья на мелких ветвях, учитывая их перекрытие и избегая беспорядочности композиции.
Добавляйте мелкие листья для оживления картины.
Движения кисти должны быть быстрыми и уверенными, без задержек. Листья должны накладываться друг на друга, независимо от их формы, будь то "китаянка", "меч" или "ломаный лист".