Найти в Дзене

Техника написания бамбука в китайской живописи

Оглавление

Бамбук, вместе с цветами сливы, орхидеи и хризантемы, входит в так называемую группу "Четырёх благородных", символизируя благородство, чистоту, скромность и стойкость характера. На протяжении веков бамбук пользовался большой популярностью среди китайских учёных и художников. Ван Хуэйчжи, например, выражал свою привязанность к бамбуку словами: "Как можно прожить хоть один день без этого благородного?" До эпохи Мин бамбуковые стебли обычно рисовали сверху вниз, при этом шелк или бумагу подвешивали вертикально и рисовали стоя. В эпоху Цин такая методика стала менее популярной; знаменитый художник Чжэн Се, например, предпочитал рисовать стебли снизу вверх. При рисовании бамбука можно использовать оба метода, в зависимости от предпочтений художника. В этой главе мы разберём структуру каждой части бамбука и подробно объясним технику рисования каждой из них, сопровождая описание пошаговыми иллюстрациями. Надеемся, что содержание этой главы вдохновит читателей и поможет овладеть техникой рисования бамбука.

2.1 Рисование стеблей

При рисовании бамбука в стиле се-и (свободный стиль) важную роль играет техника рисования стеблей. В зависимости от их размера различают основные и второстепенные стебли, а также ветви. Ветви растут из узлов бамбука и всегда располагаются напротив друг друга. При рисовании стеблей можно использовать как технику сверху вниз, так и снизу вверх.

  • Бамбуковые стебли и узлы: Узел состоит из двух частей: окружности стебля и кольца оболочки. Кольцо оболочки окружает стебель и находится в нижней части узла, а окружность стебля — в верхней части узла и выступает сильнее.

Начните с чистой кисти из шерсти козы, окуните её в разбавленные чернила. Когда живот кисти наполнится чернилами, окуните кончик кисти в концентрированные чернила и начните рисовать.

Определив расположение стебля, начните рисовать первый сегмент стебля.

-2

Нарисуйте второй сегмент стебля, используя боковую сторону кисти, и обратите внимание на пространство между узлами.

-3

Рисуйте сегменты один за другим. Начинайте и заканчивайте каждую линию уверенным движением кисти, придавая линиям динамичность и выразительность.

-4

Окуните кисть в концентрированные чернила и нарисуйте узлы. При изображении узлов используйте техники каллиграфии, чтобы придать стеблям живость и динамичность.

-5

Используйте технику каллиграфии для рисования узлов: начинайте лёгкими движениями и заканчивайте твёрдо. Существует две основные техники рисования узлов: техника "восьмёрки" и техника "перевернутой S". Движения кисти должны быть плавными и выразительными, как при написании скорописи.

-6
-7

Ещё одна техника — "сердцевидная" форма, которая создаёт эффект перспективы, придавая стеблю наклонное движение вперёд.

-8
-9

Также можно использовать технику "перевернутой короны", которая создаёт эффект глубины и наклона.

-10

Молодые бамбуковые стебли

Молодые стебли бамбука (зеленые) рисуются с использованием зелёных чернил и следуют той же технике, что и обычные чернила. Основное отличие — в цвете и более свежем, энергичном стиле.

-11
-12

Используйте кисть из шерсти волка среднего размера, окуните её в зелёные чернила, затем добавьте немного жёлтых чернил, чтобы создать свежий зелёный цвет.

Если цвет слишком светлый, добавьте немного зелёных чернил. Определите расположение стебля и начните рисовать первый сегмент.

-13
-14
  1. Нарисуйте второй сегмент, используя боковую сторону кисти и оставляя промежутки для узлов.
-15

При каждом погружении кисти в чернила создавайте естественный градиент от темного к светлому.

-16

Оставьте промежутки между стеблями для последующего прорисовывания узлов, избегайте слишком больших или маленьких промежутков.

-17

Каждый следующий сегмент стебля должен быть уже и длиннее предыдущего, избегайте однообразия в толщине.

-18

Используйте более насыщенный зелёный цвет для рисования узлов с сильным началом и слабым концом.

-19

Пошагово нарисуйте различные формы узлов.

-20

Начинающие могут попробовать использовать технику "добавления краски", чтобы сделать стебли более выразительными и живыми.

2.2 Рисование веток

Бамбуковые ветви символизируют жизнестойкость и энергичность. Они растут из узлов на стебле, обычно парно, располагаясь напротив друг друга. Ветки следует рисовать в соответствии с природным ростом бамбука, избегая случайного появления ветвей вне узлов. Техника рисования ветвей похожа на технику каллиграфии, при этом ветви могут быть стилизованы и обобщены.

-21
-22
-23
-24

Рисование ветвей бамбука

Ветви должны соответствовать естественному росту бамбука, выходя из узлов. Линии должны быть мощными и круглыми, движение кисти — быстрым и уверенным, избегая медленных движений.

Используйте чистую среднюю кисть из шерсти волка, смочите её в чернилах средней интенсивности и нарисуйте первый сегмент стебля.

-25
-26

Используйте боковую сторону кисти, чтобы нарисовать второй сегмент стебля, оставив промежуток для узла.

-27

Ветки, ближе к верхушке, должны быть длиннее; избегайте рисования одинаковых по длине сегментов.

-28

Следуя вышеописанным шагам, нарисуйте следующие сегменты.

-29

Используйте насыщенные чернила для рисования узлов, создавая эффект глубины и выразительности.

-30
-31

Используйте технику "восьмёрки" для рисования узлов, заканчивая движения кисти мягко.

-32

Следуя вышеописанным шагам, нарисуйте узлы различной формы.

-33

Окуните кисть в насыщенные чернила и начните рисовать маленькие ветви из узлов в соответствии с направлением их роста.

-34

Движения кисти должны быть быстрыми и уверенными, создавая ощущение вариации и динамики. Средние ветви должны быть немного толще, обращайте внимание на линии.

-35

Передние ветви должны быть тонкими и короткими, начинать уверенно, а заканчивать мягко.

-36

Используйте вышеописанную технику для рисования боковых ветвей.

-37

Передние ветви должны быть толстыми и энергичными, чтобы выразить характер бамбука.

-38

Добавьте боковые ветви различных направлений, используя уверенные линии.

-39

Избегайте беспорядочного расположения ветвей, учитывая их перекрытие и пространственные отношения.

-40

Используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования мелких ветвей.

-41

Ветки должны соответствовать направлению роста стеблей, правильное расположение ветвей важно для создания гармоничной композиции.

-42

Ветки растут "попарно", то есть чередуются слева направо. Места выхода ветвей должны соответствовать естественному росту бамбука.

-43

Движения кисти должны быть плавными и уверенными, линии — энергичными и круглыми.

-44

При рисовании мелких ветвей учитывайте количество листьев: если листьев много, ветка должна быть поникшей; если мало, ветка должна быть более вертикальной.

-45

При рисовании бамбука можно учитывать погодные условия, такие как ветер, дождь или снег, чтобы придать картине больше динамики и выразительности.

Старые ветки

Старые ветви должны выглядеть толстыми и сухими, в то время как молодые — мягкими и гибкими. Чем больше веток, тем гуще листва; меньше веток — листья более редкие, ветви более вертикальные.

Используйте чистую кисть из шерсти козы среднего размера, смочите её в чернилах средней интенсивности и начните рисовать стебли.

-46
-47

Начните снизу и постепенно рисуйте стебли вверх, используя прямое движение кисти.

-48

Нарисуйте узлы.

-49

Старые ветки должны выглядеть мощными и сухими, линии должны быть "сквозь бумагу", а чернила — сухими.

-50

Основные ветви не имеют листьев; листья растут на более мелких боковых ветвях.

-51

Ветки растут из узлов; обычно две ветки выходят из одного узла, из более крупных веток могут появляться более мелкие.

-52

Рисуйте ветви в соответствии с их естественным ростом, избегайте "парного" или "кольцевого" расположения ветвей.

-53

Используйте технику обводки для рисования, начинайте уверенно, заканчивайте мягко.

-54

Ветки должны соответствовать естественному росту бамбука, избегайте симметрии.

-55

Рисуйте ветви быстро и уверенно, избегая медленных движений.

-56

Продолжайте рисовать более мелкие ветви, чтобы завершить композицию.

-57

Для старых ветвей используйте более насыщенные чернила и технику каллиграфии для создания выразительных линий.

-58

Тонкие ветки

Для создания тонких ветвей необходимо передать их текстуру и движение. Ветки должны быть прямыми, без колебаний в толщине и интенсивности чернил.

Используйте чистую среднюю кисть из шерсти козы, окуните её в чернила средней интенсивности и нарисуйте основные ветви.

-59
-60

Ветки должны расти из узлов, избегайте "внезапного появления" ветвей.

-61

Тонкие ветви рисуйте как скоропись, они могут быть стилизованы, не обязательно рисовать каждую ветвь отдельно.

-62

Начинайте линию с твёрдого нажатия, середину рисуйте легко, завершайте линию мягко.

-63

Используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования листьев.

-64

Ветки должны иметь различные длину и толщину; избегайте симметрии, корректируйте расположение и движение ветвей в зависимости от композиции.

-65
-66

Жизненная сила бамбука передается через ветви и листья, тонкие ветви должны быть тонкими и прямыми, листья должны быть редкими и расположены выше.

-67

2.3 Рисование листьев

Листья бамбука узкие и заострённые, с тупым основанием. Одна сторона гладкая, другая — с мелкими зазубринами. Листья имеют параллельные жилки, их верхняя сторона тёмно-зелёная, а нижняя — более светлая. При рисовании листьев важно учитывать их структуру и технику использования кисти. Различные формы листьев, такие как "китаянка", "меч", "расщепленный лист" и другие, были разработаны древними мастерами. В этом разделе мы подробно объясним техники рисования различных форм листьев.

-68
-69
-70

Листья формы "китаянка"

Рисование листьев в форме "китаянки" — распространённый метод. Листья должны соответствовать естественному росту и быть эстетичными, избегайте сходства с листьями персика или ивы.

Используйте чистую среднюю кисть из шерсти волка, окуните её в насыщенные чернила, нарисуйте первый лист, используя комбинацию прямого и бокового движений кисти, начинайте твёрдо, заканчивайте мягко.

-71
-72

После рисования первого листа определите расположение второго.

-73

Рисуйте второй лист, создавая ощущение перекрытия и глубины, завершая линию мягко.

-74

Определите расположение третьего листа.

-75

Листья должны быть сгруппированы по три, с правильным сочетанием лицевой и обратной сторон.

-76

Листья следует рисовать группами, иначе композиция будет выглядеть беспорядочно; каждая группа должна соответствовать естественному росту листьев.

-77

Движения кисти должны быть сильными и плавными, без задержек.

-78

Листья формы "меч"

Рисование листьев в форме "меча" — ещё один распространённый метод. Листья должны быть нарисованы упорядоченно, чтобы избежать хаоса в композиции.

-79
-80

Используйте чистую среднюю кисть из шерсти волка, окуните её в насыщенные чернила, используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования первого листа.

-81

Определите расположение второго листа.

-82

Начинайте линию твёрдо, завершая её мягко, рисуя второй лист.

Добавьте маленький боковой лист.

-83

Завершайте линию, плавно поднимая кисть, чтобы создать эффект возврата.

-84

Каждый лист должен быть нарисован быстро и уверенно, без задержек.

-85

Листья с угловым наклоном

При рисовании листьев с угловым наклоном важно учитывать их форму и направление роста.

-86

Используйте среднюю кисть из шерсти волка, окуните её в чернила средней интенсивности и начните рисовать мелкие ветви.

-87

Нарисуйте боковые ветви, продумайте, как будут располагаться листья.

-88

Рисуйте ветви плавными движениями, начиная твёрдо и заканчивая мягко.

-89

Используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования первого листа.

-90

Учитывайте расположение каждого листа, создавая эффект перекрытия и глубины.

-91
-92

Поэтапно рисуйте боковые листья.

-93

Листья, ближе к верхушке, должны быть крупнее.

-94

Листья на боковых ветвях должны отличаться от листьев на основном стебле, создавая контраст между направлением и формой.

-95

Листья должны быть сгруппированы, учитывая общее направление роста.

-96

Учитывайте вариации в густоте листьев и их формах.

-97

Листья должны располагаться естественно, их можно дополнительно украсить молодыми листьями.

При рисовании листьев избегайте следующих ошибок: сухость, параллельные линии, одинаковая форма, отсутствие пространственного ощущения.

Наклонные листья

При рисовании наклонных листьев важно учитывать их естественный рост и наклон.

-98
-99

Используйте чистую среднюю кисть из шерсти волка, окуните её в насыщенные чернила и нарисуйте мелкие ветви.

-100

Рисуйте ветви быстрыми и уверенными движениями, избегая медленных движений.

-101

Рисуйте боковые ветви, создавая эффект наклона и перекрытия.

-102

Наклонные листья должны быть направлены вниз, заканчивайте линии мягко.

-103

Листья на боковых ветвях должны быть тоньше и острее.

-104
-105

Учитывайте перекрытие и наложение листьев.

-106

Листья и ветви должны быть нарисованы под наклоном, создавая гармоничную композицию.

-107

Продолжайте рисовать листья, меняя их направление в соответствии с общим движением.

-108

Рисуйте боковые листья, заканчивая линии плавными движениями кисти.

-109

Используйте вышеописанные техники для рисования мелких боковых листьев.

Добавляйте боковые листья, создавая гармоничную композицию.

-110

Рисуйте листья быстрыми и уверенными движениями, без задержек, меняя их направление в зависимости от общего движения.

Листья переднего и заднего плана

Рисование листьев переднего и заднего плана создаёт эффект глубины и динамики в композиции.

Используйте среднюю кисть из шерсти волка, смочите её в разбавленных чернилах, окуните кончик в более насыщенные чернила и начните рисовать стебли, оставляя промежутки для узлов.

-111

Кончиком кисти, смоченным в насыщенные чернила, нарисуйте узлы, которые должны становиться длиннее по мере продвижения вверх.

-112

Ветви должны расти из узлов, используйте прямое движение кисти для рисования мелких ветвей.

-113

Рисуйте боковые ветви в соответствии с направлением их роста.

-114

Продолжайте рисовать верхние ветви.

-115

Учитывайте перекрытие стеблей и ветвей.

-116

Окуните кисть в насыщенные чернила и нарисуйте листья, используя комбинацию прямого и бокового движений кисти.

-117

При рисовании листьев начинайте линию твёрдо и заканчивайте мягко, создавая эффект перекрытия.

-118

Листья должны перекрывать друг друга, создавая ощущение глубины.

-119

Следуя вышеописанным шагам, продолжайте рисовать листья.

-120

Учитывайте направление роста листьев и создавайте гармоничную композицию.

-121

Листья должны быть округлыми и пышными, избегайте сходства с листьями персика или ивы.

-122

Продолжайте добавлять мелкие боковые листья.

-123

Используйте вышеописанные техники для рисования передних листьев.

Листья должны быть правильно расположены, учитывая их перекрытие, наложение и изменение интенсивности.

-124

Необходимо правильно располагать листья, учитывая их перекрытие, порядок и изменения в интенсивности.

-125

Чтобы научиться рисовать различные формы бамбуковых листьев, необходимо внимательно наблюдать за природой и многократно практиковаться. На начальном этапе обучения рекомендуется практиковаться, рисуя ветвь за ветвью, лист за листом, чтобы освоить технику и добиться хорошего владения инструментом.

-126
-127
-128

2.4 Техника рисования бамбуковых зарослей

Бамбуковые заросли имеют плотную и густую структуру, стебли бамбука тонкие и нежные. Листья дальних зарослей должны быть маленькими, ветви — прозрачными, а цвет — бледным. При рисовании зарослей цвет у основания должен быть более насыщенным, а по мере продвижения вниз следует делать линии более прозрачными и разреженными. При изображении бамбука на ветру все стебли, ветви и листья наклоняются в одну сторону, создавая ощущение движения; при легком ветре стебли и ветви остаются неподвижными, в то время как листья слегка колышутся в разных направлениях.

Используйте маленькую кисть из шерсти волка, окуните её в смесь синей и жёлтой краски, чтобы получить зелёный цвет, затем смешайте его с разбавленными чернилами. Готовый цвет должен быть немного тёмнее; когда кисть напитается краской, можно начинать рисовать.

Сначала нарисуйте бамбуковые стебли, затем изобразите маленькие ветви.

-129

Ветки должны расти попеременно, чередуясь слева направо, в соответствии с естественным ростом бамбука.

-130

Рисуйте ветви согласно правилам роста, избегая "парного" или "кольцевого" расположения.

-131

Используйте комбинацию прямого и бокового движений кисти для рисования листьев.

При рисовании листьев движения кисти должны быть сильными и плавными, линии — энергичными и круглыми, избегайте задержек.

-132

Следуя вышеописанным шагам, нарисуйте листья соседних стеблей.

Рисуйте новый стебель, учитывая общую композицию и направление роста, создавая различия в длине.

При рисовании мелких ветвей продумывайте направление и размещение листьев.

-133

Размещение ветвей должно соответствовать правилам роста и быть эстетически приятным.

-134

Листья, направленные вниз, должны слегка свисать; линии должны заканчиваться мягко, с видимым окончанием.

-135

Листья на заднем плане должны быть нарисованы более светлыми чернилами, после этого можно добавить мелкие листья.

-136

Используйте вышеописанные техники для добавления новых стеблей. Узлы должны быть длинными и редкими; линии должны быть плавными, а мелкие ветви нарисованы лёгкими, но уверенными движениями.

По мере роста постепенно добавляйте мелкие ветви.

Последовательно рисуйте листья на мелких ветвях, учитывая их перекрытие и избегая беспорядочности композиции.

-137

Добавляйте мелкие листья для оживления картины.

Движения кисти должны быть быстрыми и уверенными, без задержек. Листья должны накладываться друг на друга, независимо от их формы, будь то "китаянка", "меч" или "ломаный лист".

-138