Китайская живопись — это традиционная форма искусства Китая, в которой используется кисть, смоченная чернилами или красками, для рисования на шелке или рисовой бумаге. Основные темы китайской живописи включают людей, пейзажи, цветы и птиц, а также травы и цветы. Техники живописи делятся на две категории: "гунби" (детализированная) и "сеи" (свободная). Китайская живопись придает большое значение художественной атмосфере, стремясь сочетать форму и содержание. Китайская живопись взаимосвязана с каллиграфией и гравировкой, что формирует её уникальные художественные черты. Как известно, для того чтобы мастерски выполнить работу, нужно хорошо подготовить инструменты, поэтому перед началом рисования важно ознакомиться с основными инструментами китайской живописи, такими как кисти, чернила, бумага, тушечницы и краски. В этой главе подробно объясняются методы использования этих инструментов и важные моменты, на которые следует обратить внимание.
1.1 Кисть
Кисть является одним из самых важных инструментов в китайской живописи. Знание характеристик кисти напрямую влияет на уровень освоения китайской живописи. В технике "сеи" часто используются следующие виды кистей: "таймаоби" (кисть из волос младенца), "ланхаоби" (кисть из шерсти горностая), "цзымхаоби" (кисть из волос зайца), "чжухаоби" (кисть из щетины свиньи), "янхаоби" (кисть из шерсти козы) и "цзянхаоби" (смешанная кисть). Наиболее ценными считаются кисти "цзымхаоби", "янхаоби" и "ланхаоби".
- Таймаоби — кисть, сделанная из волос младенца, впервые подстриженных. Многие родители изготавливают такие кисти в качестве сувенира для своих детей. По легенде, в древности ученик, отправлявшийся в столицу на экзамены, использовал "таймаоби" и занял первое место, из-за чего эту кисть также называют "чжуанъюаньби" (кисть чемпиона).
- Ланхаоби — кисть, изготовленная из хвоста северного горностая, называемая также "Бейланхао" или "Гуандунляовэй". Она отличается упругостью и подходит как для письма, так и для живописи. Однако, в отличие от "янхаоби", она менее долговечна и дороже. Существуют различные виды этой кисти: для рисования бамбука, пейзажей, цветов и птиц, линий, а также специальные виды, такие как "длинношерстная кисть".
- Чжухаоби — кисть из щетины свиньи, которая бывает белой, черной или пестрой. Она отличается прочностью и упругостью, её волокна не сцепляются друг с другом, а кисть имеет разрыхленный вид.
- Цзымхаоби — кисть, изготовленная из шерсти зайца. Кисть имеет блестящую поверхность, остроконечный кончик и прочный стержень. После смачивания и сплющивания становится видно, что она имеет тонкий и длинный кончик, полупрозрачный и черновато-коричневый. Существуют разные виды кистей "цзымхао": чисто фиолетовая, двухцветная, трёхцветная и так далее.
- Янхаоби — кисть, изготовленная из шерсти горной козы. Эта кисть мягче, она впитывает много чернил, что делает её идеальной для создания округлых и насыщенных мазков. Она долговечнее "ланхаоби". Существует множество видов кистей "янхао", таких как крупные и мелкие кисти, длинные кисти, плоские кисти и так далее.
- Цзянхаоби — смешанная кисть, изготовленная из нескольких типов шерсти. Комбинирует преимущества разных кистей, что делает её средней по жесткости и по цене, и потому часто используемой художниками.
Кончик кисти можно разделить на длинный, средний и короткий в зависимости от длины. Длинный кончик позволяет создавать гибкие и ритмичные линии, короткий — тяжелые и плотные, средний сочетает оба свойства.
1.2 Рисовая бумага (Сюаньчжи)
Наиболее подходящим материалом для техники "сеи" является рисовая бумага из Аньхойского уезда Цзинь. Её можно разделить на два вида: "шэнсюань" (сырая) и "шусянь" (проклеенная), в зависимости от способности бумаги впитывать чернила.
- Шэнсюань — обладает высокой впитываемостью и быстро впитывает воду, что позволяет создавать разнообразные эффекты размывки чернил. Используется для техники мокрых чернил и многослойных чернил, которые позволяют достичь художественного эффекта "текущих чернил". Однако такая бумага требует навыков работы и не подходит для новичков.
- Шусянь — бумага, пропитанная квасцами, более жесткая и менее впитывающая. Идеальна для техники "гунби" (детализированной), но имеет недостаток — со временем может стать хрупкой или проявить "утечку квасцов".
1.3 Чернила и тушечницы
Чернила бывают двух видов в зависимости от исходного материала: "юяньмо" (чернила из масляной сажи) и "суняньмо" (чернила из сосновой сажи). Тушечницы используются для растирания и хранения чернил. Тушечницы делятся на каменные, керамические и кирпичные, из которых каменные, особенно "дуаньянь" и "хэйянь", считаются лучшими.
- Юяньмо — изготовлены из масляной сажи, черные и блестящие, позволяют создавать тонкие переходы в оттенках и идеально подходят для пейзажной живописи.
- Суняньмо — чернила из сосновой сажи, черные и матовые, часто используются для рисования перьев и волос, но не подходят для пейзажей.
- Тушечницы — предпочтительны те, которые изготовлены из прочного, гладкого камня, который не впитывает воду и легко вырабатывает чернила.
1.4 Краски
Китайская живопись использует два основных типа красок: минеральные и растительные. Минеральные краски, получаемые из камня, отличаются плотностью и укрывистостью. Растительные краски прозрачны и легкие, не обладают укрывистостью.
- Минеральные краски включают в себя "ши люй" (зеленый), "ши цин" (синий), "чжу цзин" (ярко-красный) и другие.
- Растительные краски включают "хуа цин" (синий), "тэн хуан" (желтый) и "яньчжи" (темно-красный).
1.5 Другие инструменты
Кроме основных инструментов, для китайской живописи необходимы палитра, резервуар для воды, бумажные пресс-планки и другие приспособления.
- Палитра — обычно белая, из фарфора. Рекомендуется использовать несколько маленьких блюдечек для хранения различных красок.
- Бумажные пресс-планки — используются для удержания бумаги при рисовании или письме.
- Кистомойка — емкость для воды, используемая для разведения чернил и промывки кистей после завершения работы.