Найти тему
Бородинское поле

Монументы Шинкеля. Хайнау

Второй из монументов, установленных в 1817-1818 годах на полях сражений Заграничного похода по проекту К.Ф. Шинкеля, увековечивал событие важное не столько для хода кампании, сколько для прусского национального самосознания.

В мае 1813 года после неудачного сражения при Лютцене союзные русско-прусские войска вынуждены были отступить за Эльбу, расположившись на высотах у городка Бауцен. Армия Наполеона преследовала их, стремясь добиться полного разгрома. Её продвижение смогли несколько сдержать выдвинувшиеся вперёд русские войска М.Б. Барклая де Толли и прусский отряд Л. Йорка, 19 мая у Кёнигсварты весь день сдерживавшие натиск превосходящего по численности авангарда М. Нея, что позволило основным силам союзников подготовиться к генеральному сражению. Однако в сражении при Бауцене, используя численное превосходство более чем в полтора раза (143 тыс. против 93 тыс.), Наполеон 20-21 мая смог прорвать оборону союзников и вновь принудить их к отступлению, теперь уже вглубь прусской территории. Тем не менее, из-за значительного превосходства союзников в артиллерии французская армия понесла колоссальные потери.

Организованно отступая, союзные войска оказывали упорное сопротивление. 22 мая у Райхенбаха продвижение французского авангарда Ж. Лористона в течение всего дня сдерживали русские войска Е. Вюртембергского, а 26 мая, пользуясь отсутствием только что назначенного главнокомандующим Барклая де Толли, неприятельский авангард решил атаковать у Хайнау прославленный прусский генерал Г. Блюхер, командовавший одной из колонн отступающей армии. Сам в прошлом лихой кавалерист, Блюхер задумал задействовать свой любимый род войск. Согласно плану, разработанному его начальником штаба А. Гнейзенау, небольшой отряд должен был выманить шедшую впереди неприятельского авангарда дивизию Н.-Ж. Мезона из Хайнау на равнину, где её атаковали бы из засады отряды союзников. Когда вечером 26 мая Мезон остановился на равнине, дожидаясь подхода остальных частей, план был успешно воплощён. Всего за четверть часа дивизия оказалась окружена, частично изрублена и взята в плен. Потери французов составили до 1000 человек убитыми и ранеными, 400 пленных и 18 орудий, тогда как у союзников вышло из строя едва ли 70 человек. Вынужденный из-за истощения своей армии и, в первую очередь, нехватки кавалерии приостановить наступление и опасавшийся удара союзников с тыла, Наполеон вскоре пошёл на переговоры и подписал Плейсвицкое перемирие, предоставившее обеим сторонам передышку на два месяца.

Бой при Хайнау, при всей его скромности на фоне предшествующих масштабных сражений, оказался единственной однозначной победой союзников в весеннем противостоянии с главными силами Наполеона. Под командованием Блюхера находился и русский отряд Е.И. Чаплица, но основная тяжесть боя легла на прусских кавалеристов. В результате именно Хайнау (а не куда более масштабное сражение при Луккау, где 4 июня русско-прусские силы отбили и обратили в бегство превосходящий по численности отряд маршала Ш. Удино, выделенный после Бауцена Наполеоном для захвата Берлина) вошло в число восьми битв, отмеченных монументами Шинкеля.

Впрочем, этот монумент оказался невезучим. Изображения его чрезвычайно сложно отыскать, а когда после 1945 года эта территория отошла в состав Польши, и Хайнау стал называться Хойновым, памятник был немедленно снесён поляками наряду со всеми остальными оказавшимися на их территории монументами в честь германской боевой славы, к какой бы войне та ни относилась.

Материал: научный сотрудник Д. Шаров

-2
-3
-4
-5