Николай Фешин – один из лучших учеников Ильи Репина, работавший на стыке реализма, импрессионизма и модерна. Его работы буквально «дышат» жизнью и написаны в эмоциональной, темпераментной манере. Портреты мастера отличает тонкий психологизм и уникальная техника свободного письма, которая прославила художника не только в России, но и за рубежом.
Николай Фешин родился в Казани, в семье резчика икон. В детстве он часто сопровождал отца в поездках по селам, познавая неповторимый природный и деревенский колорит, который позже нашел отражение во многих его работах. Родители мальчика развелись, когда ему было 14 лет и Фешин начал самостоятельную жизнь. От нужды и тоски спасало только самозабвенное рисование.
Юноша с отличием окончил Казанскую художественную школу и поступил в Императорскую Академию художеств, где учился в мастерской Ильи Ефимовича Репина. За свою дипломную работу «Капустница» автор получил грант на годовое проживание за границей. Благодаря этому художник посетил множество стран, где постигал основы европейского изобразительного искусства. В 1909 году его картина «Дама в лиловом» получила золотую медаль на германской выставке. Так о Николае Фешине узнали в Новом свете, а художник обрел покровителей и поклонников своего искусства за океаном.
На картине изображена молодая, грациозная женщина. Ее лицо выписано с фотографической точностью, а одежда и окружающий фон, несмотря на условность, создают динамику движения и света. Подробное изображение лиц, тончайшая нюансировка цветов и некоторая «этюдность», абстрактность окружающей действительности были любимыми живописными приемами Фешина.
Николай Фешин часто рисовал единственную дочь – Ию. Ее этапы взросления запечатлены в серии портретов, охватывающих период с раннего детства и до состояния молодой женщины.
Не менее интересны и натюрморты Фешина. Он удивительно живо писал букеты, мастерски передавая хрупкость и недолговечность цветов.
В 1923 году Николай Фешин эмигрировал в Америку. Переезд оказался успешным – в Новом свете художника ждали признание, высокие гонорары и статус национального живописца. Портреты кисти Фешина могли себе позволить только представители американской знати и элиты: политики, военачальники, банкиры и светские львицы.
Николаю Фешину так и не суждено было вернуться на родину, но, как и в России, мастер продолжал писать людей «из народа» для души. Результатом его исканий стали многочисленные экзотические портреты афроамериканцев, мексиканцев и индейцев.
Самая большая коллекция картин Николая Фешина находится в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. В Художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле открыта постоянная экспозиция работ Фешина.
Подписывайтесь на канал и нажимайте колокольчик, чтобы не пропустить новые статьи! Еще больше интересных статей о культуре и искусстве на сайте и в группе ВКонтакте.