Гастроли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова на сцене Театра имени Евгения Вахтангова закончились несколько дней назад. А я все никак не могу сформулировать и оформить в слова свой восторг от последнего спектакля этого гастрольного тура. И даже не знаю теперь: чемодан что ли собирать и мчать в театральный тур в Архангельск, хотя я вернулась всего чуть больше месяца назад ...
Фееричным завершением стал невероятный спектакль "Мастер и Маргарита". Такого ВАУ и такой мимолетности происходящего я давно не помню! Я не представляю как все эти декорации телепортировалась из Архангельска в Москву и собрались в стройную конструкцию всего за один день!
Я считаю, что браться за постановку культовых произведений очень неблагодарное дело. Ведь каждый имеет свое представление о персонажах и находится в плену своих стереотипов, касаемых этой книги. Думаю, большинство идёт с посылом: "Чем вы сегодня удивите меня?". Поэтому на сцене есть уже готовая Галгофа и крест, если что найдется, когда недовольные зрители захотят камнями постановку закидать. Но не ошибусь, если скажу, что после спектакля Архдрамы не осталось ни одного равнодушного зрителя и был только один вопрос: "Может быть ещё?" И почти 4 часа, которые перед началом спектакля казались чем-то невыносимо долгим, пролетели так быстро!
Сначала о лучшем коте Бегемоте всех времён и народов в исполнении Нины Няниковой ! На мягких лапках, пружиня каждый шаг двигается этот котик по сцене. Такое впечатление, что был отдельный специалист, который наблюдал за поведением кошек, а потом провел курс обучения для актрисы. А как Бегемот танцует лезгинку! Да это просто огонь! Браво!!!
Забавно, что Воланд взирает на современную Москву (по краю сцены мы видим силуэты Кремля, Храма Христа Спасителя, высотки Университета, памятника Гагарину, памятника Петру I и т.д.). В общем мало что изменилось и по-прежнему квартирный вопрос регулярно портит москвичей, по-прежнему москвичи падки на всякие акции, подобно той, где всем дамам предлагались супер модные новинки одежды бесплатно, а уж купоны со скидками - так вообще святое дело) Кстати, здесь все было по-честному: с неба падали не фуфлянские рубли, а самые настоящие купоны со скидкой на билеты в Архдраму (но тут нюансик: действовал он на спектакли, которые проходят в Архангельске ))) А что нам стоит махнуть?))
На меня больше всего впечатления произвели две сцены. Так и не решила какая из них круче. Невероятная сцена распятия Иешуа (Петр Куртов)! И тут феерическая работа художника по свету О. Раввич. Я вообще восхищаюсь световыми решениями! Это всегда получалось так красиво, атмосферно и эпически! А вторая сцена - это знакомство Мастера ( Иван Братушев ) и Маргариты ( Екатерина Зеленина ). Жёлтые цветы в руках Маргариты, розы и ножи вокруг - очень красиво! А музыка добавляет такого волшебства (музыкальное оформление Леонида Лещева)! Зал буквально замер во время этой сцены! Тем более все заждались уже Мастера и Маргариту и даже интересовались в первом отделении: "Ну когда же?"
Не знала (пока не глянула кто исполняет роли) что Мастера и Понтия Пилата исполняет один артист Иван Братушев . Интересная задумка!) Было интересно обсудить этот момент со своими подружками - театралками. Мне ужасно хочется знать, что режиссер Андрей Тимошенко задумывал, принимая такое решение. Как я это понимаю: Мастер написал свой роман о Понятии Пилате, а значит это другая сторона его личности, вторая сторона медали. А как думаете вы?)
Совершенно не страшный получился Азазелло (Джамбулат Багов), хотя и душкой его тоже назвать трудно) Невероятно хороша Гелла (Олеся Попова) - натуральная рыжая бестия) Пардон) Прекрасен Коровин ( Дмитрий Беляков ))) И вот снова фееричное перевоплощение из деревенского парня из "Пряслиных" в пройдоху высшего класса) Я, наверное, так долго буду рассказывать о каждом актёре ибо спектакль многочисленный. Было классно наблюдать за работой артистов, тем более я сидела почти в эпицентре событий и рядом со мной сидели зрители варьете, Аннушка ходила собирала пустую тару, жители Ершалаима с криками "Распни его!" проходили мимо.... Ой, про Аннушку ещё хотела добавить! Чуть маргинальная, но очень задорная дама получилась в исполнении Наталия Латухина . А ее трамвай со шпагами, молотами и серпами - это просто шедевр! Берлиозу (Евгений Нифантьев) было не спастись!)) Ой, а Маргарита ( Екатерина Зеленина )! Какая прекрасная! Нежная, воздушная, трепетная!
Костюмы (художник по костюмам И. Титоренко) отлично продуманы и, слава богу, не настолько прямолинейны, как в книге (да, видала я в театре и такое))) Хотя был такой момент, когда у некоторых телефоны и фотоаппараты из рук повыпалали от изумления, но все было очень красиво! Воланд ( Михаил Кузьмин ) в ванне при первом знакомстве с Маргаритой поразил все женщин в самое сердечко))
Невероятный спектакль! Берите билеты и мчите в Архангельск! Срочно! Пора нам сбросить столичную спесь и признать, что есть ещё в русских селениях великие театральные мастера!)
Фото Нина Железнова