Одежда haute couture - явление относительно недавнее, появившееся лишь в конце 19 века. Во Франции, естественно. Но идея, как ни странно, принадлежит англичанину - Чарльзу Фредерику Ворту.
Он был тем, кто придумал само понятие «дом мод». Место, которое предоставит клиентам эксклюзивный образ, так сказать, под ключ.
Но состоятельных клиентов, как вы понимаете, просто так с улицы не привлечь. Поэтому Ворт придумал одну привилегированную забаву - фэшн показы. Дамы высшего света, естественно, пришли в восторг. Ведь это ещё один повод выйти из дома в своих лучших нарядах + возможность приобрести что-то ещё для своей коллекции. Ну и чего греха таить - утереть нос какой-нибудь заклятой подруге.
Дела, казалось бы, пошли в гору. Но «модных домов» начало разводиться, простите извините, как грязи. Однако и тут Ворту удалось всех переиграть.
Однажды, в утренних газетах, постфактум было объявлено о создании Chambre Syndicale de la Couture Parisienne - Синдиката высокой моды.
Синдикат работает и в наше время, являясь первой и последней инстанцией в индустрии. Ни один модный дом (даже такие гиганты, как Louis Vuitton, Chanel и Hermes), без их одобрения не могут сделать и шага. Особенно на неделе моды в Париже.
Синдикат объединил парижские ателье, кутюрье и швей, клиентами которых являлись сильные мира сего. Также синдикат отвечает за контроль качества и защиту авторских прав. Ну и самое главное - указывает на место тем, кто, по мнению Ворта, недостоин работать с привилегированными клиентами.
Чтобы бренд получил статус «модного дома», а дизайнер имел право назвать себя «кутюрье», Ворт придумал свод правил. Я, если честно, скорее назвал бы их непреложными законами. Вот парочка из них:
* Модный дом должен, работая по индивидуальному заказу, проводить не менее трёх примерок во время пошива изделия.
* Модный дом обязан иметь главный офис, бутик, а также ателье pret-a-porter и ателье haute couture в Париже. В зависимости от площади и объемов производства выдвигаются требования и к количеству сотрудников.
* В изделиях модного дома должна преобладать ручная работа, включающая в себя традиционные виды вышивок. Допустимо не более 30% вмешательства с использованием техники.
* Модный дом обязан предоставлять на рассмотрение Синдиката минимум 50 индивидуальных образов в сезон. Повтор одного изделия возможен при условии, что будет изготовлено не более пяти единиц. Для одного и того же клиента, разумеется.
* Синдикат присваивает изделию статус haute couture, если на него было затрачено не менее 1000 часов работы (так, например, ателье Chanel и Christian Dior выделяют от 4000-7000 часов работы на изготовление одной эксклюзивной вещи).
* Изделие haute couture должно стоить не менее 25 000€ (отмечу, что подавляющая часть изделий стоит гораздо больше, цены варьируется от 300 000 - 1 000 000€).
И это лишь малая часть требований, которые, естественно, многие бренды не в состоянии соблюсти. Дополнительно отмечу, что кроме игры по правилам, бренды ежегодно должны заносить в казну Синдиката, так сказать, дань. Много-много миллионов евро. Поэтому в Синдикат входят не более пары сотен брендов, которые более-менее способны отвечать всем критериям. Из них выделяются ателье Chanel, Schiaparelli, Christian Dior, Giambattista Valli и Thom Browne.
Во всём мире наберется не более четырех тысяч человек, которые являются клиентами haute couture. Оно и понятно…
Но, товарищи, Чарльзом Вортом двигали не только коммерческие настроения и желание подмять под себя всю индустрию, но и любовь к искусству. Если быть точнее, то к чрезвычайно тщательно проработанному, аккуратному и уникальному.
Высокая мода (дословный перевод haute couture) - это не про утилитарное производство одежды. Это про тесную связь культуры и искусства, швейное мастерство. Это зеркало, которое отражает культурное и политическое состояние. Творчество и непоколебимую веру в своё дело. Без последнего, признаться, не представляю, как можно тысячи часов вышивать условным бисером на сотнях метрах ткани и не возненавидеть это. Ну правда.
Это невероятно сложный и длительный процесс, который выглядит примерно так: огромный штат дизайнеров делает сотни эскизов, которые после попадут на стол креативного директора. Если ваш эскиз оказался хорошим, то дальше его ждёт перенос на трехмерную форму и создания выкройки. В течении нескольких недель команда портных сошьет несколько вариантов изделия, используя разные виды тканей. И не будем забывать про десятки технических вариантов из макетной ткани. Допустим, что мы, наконец-то, спустя несколько недель и примерок, посадили платье на нашего клиента, но теперь самое сложное - десятки швей будут вручную пришивать сотни тысяч страз, бисеринок или пайеток. Этот процесс займет у них ни одну сотню часов. Но именно такой колоссальный объем работы сделает изделие бесценным.
Именно поэтому я, с особым трепетом, жду именно недели высокой моды. Ведь на подиуме я смогу увидеть не только красивую одежду, но и историю, которую я непременно захочу прочитать.
И я буду не я, если не вставлю свои ворчащие полторы копейки. Единственный бренд, который прямо-таки бесит - Balenciaga. Ей богу. Если вы не видели их последнюю кутюрную коллекцию, то пару фото прикреплю. Что к чему? Кому, куда, зачем? Больше вопросом, чем ответов…
И, естественно, похвалю свой любимый бренд - Chanel. Безбожная красота из года в год. Очень советую вам посмотреть весенний показ 2022 года, который открыла Шарлотта Казираги, выехав на подиум верхом на своём коне. Люблю не могу!
Завершая эту статью, рекомендую вам, дорогие читатели, обязательно посмотреть фильм «Dior и я», про первую коллекцию haute couture Рафа Симонса.
Друзья, а чтобы первыми видеть уникальные лоты KOMILFO (среди которых часто встречаются подиумные коллекции), советую подписаться на наш канал . И за подписку дарим 5.000р на шоппинг ✨