Найти в Дзене
Читательский билет

Скандинавские романы (часть 1)

Скандинавские романы для меня - это, в первую очередь, семейные саги, повествующие о переплетении судеб, проклятия и сказания, передающиеся из поколения в поколение, суровые северные пейзажи с заснеженными верхушками сосен и скалистыми берегами прозрачных рек, затяжные зимы и скоротечные лета и, конечно, интригующие сюжетные линии, затягивающие читателя за собой подобно веретену, увлекающему за собой нитку пряжи. Сегодня предлагаю подборку классических скандинавских романов. Сельма Лагерлёф - шведская писательница, первая в мире женщина, получившая нобелевскую премию по литературе (1909). Российскому читателю Лагерлёф известна в первую очередь как автор детской сказки "Путешествие Нильса с дикими гусями". Однако её перу принадлежат и объёмные, серьёзные, "взрослые" романы, поднимающие вполне недетские вопросы. "Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит..." Роман-эпопея, повествующий о судьбах нескольких поколений. Проклятия, передающиеся из века века, древние сказания и с
Оглавление

Скандинавские романы для меня - это, в первую очередь, семейные саги, повествующие о переплетении судеб, проклятия и сказания, передающиеся из поколения в поколение, суровые северные пейзажи с заснеженными верхушками сосен и скалистыми берегами прозрачных рек, затяжные зимы и скоротечные лета и, конечно, интригующие сюжетные линии, затягивающие читателя за собой подобно веретену, увлекающему за собой нитку пряжи.

Сегодня предлагаю подборку классических скандинавских романов.

Сельма Лагерлёф

1858-1940
1858-1940

Сельма Лагерлёф - шведская писательница, первая в мире женщина, получившая нобелевскую премию по литературе (1909). Российскому читателю Лагерлёф известна в первую очередь как автор детской сказки "Путешествие Нильса с дикими гусями". Однако её перу принадлежат и объёмные, серьёзные, "взрослые" романы, поднимающие вполне недетские вопросы.

1. Трилогия о Левеншёльдах.

"Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит..."

Роман-эпопея, повествующий о судьбах нескольких поколений. Проклятия, передающиеся из века века, древние сказания и суровая реальность сливаются воедино на страницах этой книги. Несмотря на самобытность и очевидную национальную стилистическую окраску текста, характеры персонажей, их образ мыслей во многом воспринимаются современно (по крайней мере, на мой взгляд). Герои не сдаются и приходят к своей цели, даже если путь был длинным и тернистым.

-3

2. Сага о Йосте Берлинге.

"Кто из вас без греха, тот пусть первым бросит камень".

История сбившегося с пути пастора, который сам стал нарушать проповедуемые им заповеди. Беспросветность и надежда, затянувшиеся снежные шведские зимы и короткие весенние лучи надежды, грех и праведность сможет ли главный герой после многих лет блужданий вновь отыскать путь истинный? Вот в чём вопрос.

-4

3. Иерусалим.

-5

Роман, в основу которого легли реальные события, о шведских паломниках, основавших колонию в Иерусалиме. Сельма Лагерлёф описывает впечатления от увиденного своими глазами - можно ли вновь обрести веру на чужой земле?

4. Морбакка.

-6

Вечера на хуторе близ Морбаки.

Сборник детских воспоминаний и скандинавских притч. Здесь нет единой сюжетной линии, хотя персонажи повторяются. Дневниковые записи, приоткрывающие завесу тайн мира, увиденного глазами ребёнка, а затем подростка: вечера с любимой няней, неожиданное, но такое долгожданное исцеление от детского паралича (подозреваю, что речь идёт о последствиях полиомиелита), шалости водяного и другие байки из затерянной в глуши Швеции деревни.

Сигрид Унсет

1882-1949
1882-1949

Гранд дама скандинавской литературы, норвежская писательница, также получившая нобелевскую премию почти 20 лет после Сельмы Лагерлёф (1928).

5. Кристин, дочь Лавранса.

Марина Цветаева говорила, что "Кристин, дочь Лавранса" - "это лучшее, что написано о женской доле. Перед ней „Анна Каренина“ - эпизод. Действительно, "Кристин" - это монументальный роман, повествующий о перипетиях, выпавших на долю главной героини - с детства до самой смерти. Персонаж Кристин мне оказался по-женски очень знаком и понятен, несмотря на то, что действие происходит аж в 14 веке, однако опять же, чувства, мысли, поступки - характеры героев и мотивы их поступком во многом актуальны и по сей день.

-8

6. Мадам Дортея.

"Мадам Дортея" по сравнению с "Кристин" - это крошечный роман длиною в 300 страниц, это всего лишь эпизод о том, как пережить утрату, однако не лишённый скандинавского колорита.

-9

Хербьёрг Вассму

р.1942
р.1942

Норвежская пистальница и поэтэсса.

7. Книга Дины.

Ещё один монументальный роман о непростой женкой судьбе. Интересно наблюдать, как по мере развития действия меняется манера повествования автора, появляются отголоски модернизма и потока сознания. И опять какая-то очень по-женски понятная и близкая лично мне история.

-11

8. 100 лет.

Три поколения, три женщины, три судьбы. Магического реализма в этом романе становится ещё больше, в канву повествования вплетаются остросоциальные вопросы, которые требуют помощи извне, однако о которых не принято говорить "в приличном" обществе. Этот роман это одновременно исповедь, разговор о сокровенном и призыв будущим поколениями задуматься о том, как их поступки могут повлиять на их потомство.

-12

Больше интересных книг в моём телеграм канале.