Для многих людей Таиланд стал символом распущенности, где можно купить любовь за деньги, а также увидеть людей, живущих "вне традиционного гендерного бинара". Для них в Тае есть даже специальное название – "катой".
За всей этой разнузданностью люди даже забыли, что Королевство Таиланд очень религиозная страна, где построено более 40 тысяч буддийских храмов. Здесь всё крутится вокруг буддизма и даже занятые городские жители, проходя мимо случайного алтаря, обязательно вознесут к голове сложенные вместе руки и поклонятся.
В толпе то и дело можно увидеть выделяющиеся, яркие оранжевые рясы – это буддийские монахи, у которых тоже есть свои дела и обязанности. Мысль о том, как эти святые люди, с их спокойными и умиротворенными лицами, справляются с современным миром, где моральная распущенность, кажется, процветают на каждом шагу, не давала мне покоя.
Таиланд стал местом, где сталкиваются древние традиции и современность.
Эти столкновения не всегда проходят гладко. Местные буддистские монахи живут в окружении соблазнов: пестрые вечеринки, экстравагантные шоу и откровенные проявления чувств на улицах, не говоря уже о растущем разнообразии гендерных идентичностей.
Как они живут с этим? Как терпят? И может ли, например, тот вышеупомянутый катой стать буддийским монахом?
Жизнь современного монаха
Давайте сразу уточним: монахи в Таиланде – это не просто религиозные фигуры. Это люди, которые выбрали путь духовного совершенствования, самоограничения и постоянной практики медитации. И вот они живут в стране, которая становится все более популярной как центр мирового туризма, и не только благодаря своим пляжам.
На улицах Бангкока можно увидеть все: от роскошных храмов до улиц красных фонарей, где девушки хватают туристов за "всякое", пытаясь поймать клиентов.
Представьте, каково монаху, который идет собирать милостыню рано утром, а мимо него проходит группа выпивших туристок в очень смелых нарядах, которые даже спать еще не ложились, веселясь всю ночь. Как он отреагирует?
Я поинтересовался у нескольких монахов, с которыми удалось поговорить в непринужденной обстановке на Золотой горе в Бангкоке – они сами пришли туда как туристы, приехав из другого города.
Они объяснили, что буддизм учит воспринимать все внешнее как нечто преходящее и неважное. Монахи развивают в себе умение не обращать внимания на вещи, которые могут их отвлечь от духовного пути. Один из них даже пошутил: "Если вас кто-то раздражает или беспокоит, значит этот человек ваш учитель".
О чем говорят тексты и учения
В буддизме, особенно в его тайской ветви, нет жестких правил, как относиться к тем или иным явлениям общества. Главное учение – это следование срединному пути, который предполагает избегание крайностей. И вот в чем дело: распущенность считаются крайностью, но и осуждение тоже.
Буддийские монахи должны соблюдать строгие правила, включая воздержание от всех видов "близких отношений". Однако это не значит, что они осуждают тех, кто живет иначе.
"Каждый человек сам выбирает свой путь", – сказал мне один из монахов. «Мы не можем заставить кого-то следовать нашим правилам, мы можем только показать путь».
В тайском буддизме делается акцент на сострадании и понимании. Буддизм учит, что осуждение других создает карму, а карма – это то, от чего буддист стремится освободиться. Поэтому тайские монахи стараются избегать осуждения и, скорее, проповедуют терпимость и понимание.
Может ли катой стать монахом?
Хорошо, буддисты не осуждают людей, отринувших традиционные ценности, но может ли человек, относящийся к так называемому «третьему полу», стать буддийским монахом? В Таиланде это действительно важный вопрос. Здесь живет уже слишком людей, которые идентифицируют себя не только как мужчины или женщины.
Буддийские монастыри в Таиланде, как правило, не допускают людей, не соответствующих традиционным гендерным ролям, в монашество. Это связано с историческими нормами и правилами, которые регламентируют вступление в монашество. Эти традиции существуют в монастырях уже много веков, и менять их в одночасье никто не собирается.
Тем не менее, в современном Таиланде ведутся дискуссии на тему того, что буддийские монастыри должны стать более инклюзивными. Многие молодые монахи и буддисты в городах считают, что правила следует пересмотреть, чтобы учесть изменяющуюся социальную реальность. Но старшее поколение придерживается более консервативных взглядов.
Терпение и дисциплина
Признаюсь честно, я ожидал более жесткой позиции от монахов по отношению к «грехопадению» тайской нации, но реальность оказалась другой. Они видят в этом вызов для самих себя – шанс научиться спокойствию, терпению и любви к людям, несмотря ни на что.
Монахи, с которыми я разговаривал, сказали, что видят в «современных искушениях» возможность усилить свою дисциплину и проверить свою духовную стойкость.
В Таиланде я узнал одну важную вещь: буддизм – это не о правилах и запретах, а о поиске внутреннего покоя и гармонии. И, возможно, именно поэтому монахи здесь такие умиротворенные: они просто не видят смысла тратить свою энергию на осуждение того, что выходит за рамки их мировоззрения.
Приглашаю к себе в Телеграм. Там уютно и не только про путешествия. Подписывайтесь, если вам действительно интересно познавать мир!
Другие мои статьи: