Ну что ж, дамы и господа, давайте признаем: китайцы пришли. Нет, не просто пришли, они буквально въехали на своих новеньких, блестящих автомобилях и — сюрприз-сюрприз — теперь царят на российском рынке. Да, те самые китайские автопроизводители, которым лет десять назад мы бы даже подержанные велосипеды не доверили, теперь входят в топ-10 крупнейших иностранных компаний в России. Скажите это вслух — и где-то наверняка заплачет дух Гагарина, да и старый «Жигули» грустно загудит на парковке.
На пьедестале китайской автомобильной славы — автоконцерн Chery, который, видимо, решил, что одного лишь китайского дракона мало. Теперь у нас есть не только дракон, но и куча машин с незнакомыми названиями, которые, конечно же, с лёгкостью завоевали сердца и кошельки россиян. Более 220 тысяч автомобилей продано — вы только вдумайтесь! Это же как будто каждая третья машина на улице вот-вот обзаведется китайским номерным знаком и наклейкой с иероглифамИ что мы имеем? 590 миллиардов рублей выручки за год! Как говорится, богатеют, пока мы ждем, когда отечественный автопром, на котором, наверное, все ещё держатся российские космические программы, наконец взлетит. Но нет, пока что взлетают лишь цены на бензин и количество китайских автомобилей на дорогах.
Итак, на пятом месте — Great Wall Motor, производитель, который, вероятно, решил, что его название обязано символизировать не только великую стену Китая, но и великую стену машин, покоряющих российские дороги. И тут сюрприз: выручка выросла в четыре раза! До 323 миллиардов рублей! Скажите, как такое возможно? Как в стране, где гордость за отечественный автопром передается с поколения в поколение, иностранный производитель может вырасти в четыре раза? Это, возможно, загадка, достойная расследования лучших умов, но пока что мы можем только вздыхать, наблюдая, как автомобили Great Wall пролетают мимо.
Geely Automobile, «младший брат» по китайскому автомобильному вторжению, тоже не остался в стороне. Три с лишним раза увеличили свою выручку! И тоже, обратите внимание, достигли 200 миллиардов рублей. Вопрос — где российские производители? Где наш ответ Geely, Chery и Great Wall? Ответ где-то за горизонтом, возможно, в тех самых нескончаемых планах возрождения отечественного автопрома, которые, как известно, всегда были и остаются далекими.
И вот что удивительно. Весь мир как будто остановился на секунду, чтобы рассмотреть этот парадокс. Китайцы не просто пришли, они ворвались в нашу жизнь с такой силой, что Америка, казалось бы, сама себя удивила. КНР, обойдя США по количеству иностранных компаний на российском рынке, заняла позицию лидера. Да что там, если раньше американцы хотя бы как-то держали оборону, теперь китайцы их просто обошли на повороте, причем не на спортивных болидах, а на бюджетных китайских седанах.
Простите, а где, собственно, гордость за отечественный автопром? Где бравые лозунги о том, что наши машины — лучшие в мире? Где яркие заявления о «Ладе», которая должна была покорить рынок своим «невероятным качеством»? О, этот вопрос, конечно, звучит риторически. Пока мы наблюдаем, как китайские компании спокойно и методично вытесняют всех и вся с российского рынка, наши производители, видимо, всё ещё надеются на чудо. И это в стране, которая некогда первой отправила человека в космос! Теперь мы наблюдаем, как всё больше людей отправляются за рулем китайского автомобиля, где-нибудь по дороге на работу.
И это даже не просто экономическое явление — это культурное завоевание. Китайцы захватили наши дороги, словно древние воины, осаждающие крепость. Только в этом случае крепость — это не каменные стены, а наши автопарки, улицы, парковки и, конечно, сердца водителей. Кто бы мог подумать, что спустя годы мы будем не гордиться своими «Москвичами», а выбирать между «Chery» и «Geely»?
Но давайте посмотрим правде в глаза: это не просто экономическое проникновение, это настоящий позор. Великая страна с богатой историей автомобильного производства оказывается бессильной перед натиском китайских авто, которые раньше вызывали разве что насмешки. Помните времена, когда мы сомневались, можно ли доверить китайцам производство хоть чего-то серьёзного? Теперь они смело захватывают не только рынок, но и наши улицы, постепенно вытесняя всё остальное.
Что же делать? Может быть, ответ где-то там, в офисах российских автопроизводителей, где прямо сейчас происходит нечто великое — возможно, обсуждают новые гениальные идеи о том, как догнать и перегнать Китай. Но пока что, судя по всему, они скорее смотрят на происходящее с недоумением, будто наблюдая за чудом, которое невозможно объяснить. Как будто никто и не ожидал, что китайские автоконцерны начнут господствовать на рынке так быстро и уверенно.