Найти тему
DenZen

Какие диски лучше: кованые или литые и в чем разница.

Многие автомобили сегодня прямо с завода комплектуются легкосплавными колесными дисками. Они различаются не только дизайном, но также технологиями изготовления и потребительскими качествами. Что стоит об этом знать?

Колесные диски автомобилей различаются не только размерами, но и технологией изготовления. Самые дешевые — штампованные из стали. Они же самые тяжелые, что отрицательно сказывается на плавности хода. С этой точки зрения предпочтительнее кованые или литые легкосплавные диски, которые к тому же смотрятся более выигрышно. Материалом для тех и других служит сплав алюминия (его доля примерно 90%) с другими металлами, такими как кремний, марганец, медь, титан. В автоспорте используются еще более легкие — и гораздо более дорогие — магниевые диски.

Особенности кованых дисков

Кованые колесные диски — это диски, исходным элементом которых служит цилиндрическая отливка из алюминиевого сплава.

Как изготавливаются

Стадии изготовления кованых колесных дисков следующие:


1. Заливка разогретого до жидкого состояния алюминиевого сплава в формы;


2. Разделка исходных цилиндрических отливок на болванки разной длины;


3. Разогрев полученных болванок;


4. Превращение разогретых болванок в «блинчики» с помощью пресса;


5. Разогрев «блинчиков» и их превращение в «кастрюли» с помощью предварительной штамповки, которая существенно повышает прочность кристаллической решетки металла;


6. Разогрев «кастрюль» и их формовка прессом с окончательным штампом;


7. Закалка (нагрев и быстрое охлаждение) полученной детали для увеличения прочности;


8. Разогрев детали и медленное охлаждение для снятия внутренних механических напряжений в металле;


9. Контроль качества;


10. Удаление припусков металла;


11. Высверливание отверстий для крепежа и ниппеля;


12. Окончательное формирование диска методом фрезеровки;


13. Удаление острых кромок с помощью слесарной обработки или более сложная полировка;


14. Окончательный контроль геометрических размеров и биения обода;


15. Покраска.

-2

Плюсы

Сложная технология изготовления кованых колесных дисков обеспечивает им:

- Высокую прочность благодаря удалению пузырьков воздухов из сплава в процессе формовки под прессом;


- Выигрыш в весе на 15–20% по сравнению с литыми дисками за счет меньшей толщины металла с большей прочностью;


- Пластичность, что позволяет выправить деформированные кованые диски, тогда как литые при ударных нагрузках нередко разрушаются;


- Высокая стойкость к коррозии.

Минусы

- Более высокая — в среднем на 20% — стоимость в сравнении с литыми дисками;


- Менее разнообразный, чем у литых дисков, модельный ряд из-за особенностей технологического процесса.

Особенности литых дисков

Литые колесные диски — это диски, которые производятся с использованием значительно более простой и дешевой, чем ковка, технологии литья в готовую форму.

Как изготавливаются

Стадии изготовления кованых колесных дисков следующие:

1. Заливка разогретого до жидкого состояния алюминиевого сплава в специальную форму;


2. Воздействие на затвердевшую заготовку высокими температурами для увеличения прочности и улучшения механических свойств;


3. Финальная обработка поверхностей на высокоточных станках;


4. Сверловка отверстий для крепежа и ниппеля;


5. Шлифовка;


6. Покраска или нанесение хрома.

-3

Плюсы

Простота технологии литья обеспечивает таким дискам:

- Невысокую относительно кованых колесных дисков стоимость;


- Большее разнообразие дизайна с возможностью получения усложненных форм, таких как тонкие спицы.

Минусы

- Меньшая, чем у кованых дисков, прочность, и, в частности, стойкость к ударным нагрузкам из-за остающихся внутри металла пузырьков воздуха;


- Большая, чем у кованых дисков, масса, что несколько снижает плавность хода;


- Низкая ремонтопригодность.

Как отличить литые диски от кованых

Отличить кованые колесные диски от литых, ориентируясь только на сложность дизайна, не всегда возможно. Но существуют и другие способы проверки:

- При одинаковых размерах и сходстве дизайна кованые диски существенно (на несколько килограммов) легче. Такую разницу сложно не почувствовать;
- Кромки у кованых дисков часто более гладкие;
- Кованые диски маркируются методом вдавливания, тогда как символы на «литье» выпуклые;
- В маркировке кованых дисков присутствует слово Forged, что, собственно, и означает на английском «кованый».

-4

Какие диски лучше: литые или кованые

При прочих равных кованые колесные диски, обладающие лучшими потребительскими качествами, но и цена соответствующая. Литые диски во всех отношениях — золотая середина между дорогими коваными и бюджетными штампованными.

Авто
268,3 тыс интересуются