Кто должен платить за разбитый в магазине товар?
Вопреки примете, звон разбитого стекла не всегда повод к счастью. Порой это повод для дополнительных растрат – как материальных, так и моральных. Отправляясь в магазин, потенциальный покупатель рискует столкнуться с одной из наиболее распространённых там опасностей – случайной порчей товаров. Однако несмотря на то, что продавцы нередко обвиняют в этом покупателей и требуют на месте оплатить ущерб, причиной ситуации, судя по всему, не всегда становится неуклюжесть самого гражданина.
Один из походов за составляющими для обеда жительница Октябрьского округа до сих пор вспоминает с нервным подёргиванием глаза.
– В одном из сетевых магазинов решила купить мясо и сливки: мясо упаковали в пластиковый контейнер, сливки находились в пластиковом стаканчике, который при подходе к кассе поставила поверх контейнера, – рассказывает омичка. – Путь к кассе расположен вдоль узкого прохода между холодильной установкой и полками с товарами, и в этом проходе находилась продавец, которая что-то перекладывала. Держа в одной руке сумку, в другой – контейнер с мясом, попыталась разминуться с ней в проходе, ноша наклонилась, и стакан сливок лопнул. На кассе мне стали его пробивать для выкупа. Когда я отказалась, пригласили администратора, которая заявила, что это моя вина, потому что я не удержала товар, да и нужно было брать корзинку. Аргументы, что для двух небольших товаров, которые спокойно можно донести в одной руке, продуктовую корзинку таскать незачем, и что если бы продавец не создавала помеху в узком проходе, ситуации бы не произошло, на неё не подействовали. В итоге вынудили оплатить разбитый товар.
А ведь, не исключено, в этом случае покупателю очень пригодились бы юридические познания и аргументы.
– При разрешении подобных вопросов, касающихся оплаты случайно разбитого в магазине товара, необходимо руководствоваться Гражданским кодексом РФ, – поясняет в официальном ответе «Четвергу» руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Александр Никитин. – В соответствии со статьёй 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Таким образом, по словам специалистов, необходимо определить, кто являлся собственником товара в момент его повреждения или утраты. При розничной покупке в магазине между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае, согласно статье 493 ГК РФ, будет являться кассовый чек (либо иной документ, подтверждающий факт оплаты). Следовательно, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара.
– То есть, если покупатель случайно задевает неустойчиво размещённый товар, с трудом пробираясь по узкому или загромождённому проходу в магазине, при этом товар падает и разбивается, то покупатель не несёт ответственность за порчу товара, так как его вины и умысла здесь нет, – продолжает в ответе Александр Никитин. – Магазином самостоятельно были созданы условия, которые повлекли за собой повреждения его собственности. К таким условиям можно также отнести мокрый пол, на котором покупатель поскользнулся и опять же не по своей вине задел и уронил на пол товар, а также ситуацию, когда товар падает с ленты на кассе. Если же к порче товара привело неадекватное поведение покупателя в магазине (бег, драка), либо покупатель намеренно разбил товар, либо выронил его, рассматривая, закон будет на стороне продавца. В этом случае вред, нанесённый по вине потребителя, компенсируется им. Если администрация магазина требует от потребителя оплатить испорченный товар, который был испорчен не по его вине, потребитель может потребовать от администрации магазина составления акта о порче товара, в котором можно указать причины, повлёкшие порчу товара (мокрый пол, ширина прохода не соответствует нормам, узкие полки).
При этом, согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Причём, судя по всему, действующее законодательство не запрещает потребителям свободно фотографировать в магазине и фиксировать нарушения, с которыми покупатели столкнулись в торговой точке. Доказать свою правоту как продавец, так потребитель могут с помощью показаний свидетелей, самостоятельной фото- и видеосъёмки.
– Взыскать стоимость повреждённого товара с потребителя магазин может либо в добровольном порядке, либо в судебном, – добавляет Александр Никитин. – Если потребитель считает, что порча товара произошла по его вине, он может возместить ущерб в добровольном порядке. Однако, если покупатель не признаёт вину и отказывается возместить ущерб повреждённого товара, администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара только в судебном порядке.
Правда, порой, видимо, не очень сведущие в юридических тонкостях, а также не желающие вступать в выяснение отношений жители, попав в стрессовую ситуацию, вне зависимости от внешних причин ради сбережения своих нервов попросту предпочитают заплатить.
– Однажды в магазине я покупала яйца и случайно уронила упаковку, которые стояли одна на другой. Некоторые яйца разбились, и чтобы не доводить ситуацию до скандала, хотя умысла тут в порче не было, я всё оплатила, – вспоминает омичка Ольга. – Бывало, что видела, как покупатели тянулись за товарами на верхние полки, задевали упаковки, стоящие друг на друге, что-то падало, и пачки разрывались. Тогда начиналось выяснение отношений. Или на пол падали фрукты, сложенные в ящиках под углом.
Справедливости ради заметим: в части спорных «битых» ситуаций и вправду может быть вина самих покупателей. Например, если бутылка молока выскользнула из руки, пока её несли на кассу, скорее всего, претензия к продавцу вряд ли будет логична. Да и бывает, что некоторые жители закусывают или отпивают, прямо не отходя от полок с провизией, а потом подкладывают повреждённый товар обратно.
Однако, если, приходя в магазин, покупатель действительно просто проходил мимо и случайно задел какой-либо стеллаж или конкретный товар, а тот повредился, человеку стоит попытаться донести эти доводы до продавцов и отстоять свои права. Потому, выходит, отправляясь к прилавкам, нынче нужно иметь с собой не только кошелёк, но и запас юридических знаний.
Мария МЕДВЕДЕВА.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.
Кстати
В период с 2021 по истекший период 2024 года в управление поступило два обращения относительно оплаты разбитого товара на торговых точках. Обращений относительно мокрого пола, неустойчивого расположения товара на полках в управление не поступало.