Сегодня отмечается Международный день рыжих, а значит у нас в гостях известные рыжеволосые герои книг. Некоторые из них теплые, солнечные, яркие, некоторые — загадочные и непредсказуемые, а другие — и вовсе злые и корыстолюбивые.
Обожаю рыжих и с детства расстраивалась, что я сама не рыжая. Позже эту проблему решила краска для волос, и теперь мне сложно представить себя другой. Люди с рыжими волосами, на первый взгляд, кажутся спокойными, но на деле они чаще всего отличаются заводным характером и принадлежат к холерическому типу. Этот солнечный цвет волос ассоциируется с огнем, отсюда и пошли стереотипы о неукротимом характере, вспыльчивости, свободолюбии. Рыжие герои часто эксцентричные, а иногда страдают от присущего им отличия, а именно от цвета волос, что, как они часто понимают позже, делает их особенными и часто вызывает любовь. (По оценкам, только 1–2 процента населения мира имеют рыжие волосы, что делает представление о рыжих в средствах массовой информации еще более интересным и повышает важность включения их в литературу: дети и взрослые с рыжими волосами тоже хотят читать о людях, похожих на них).
Каковы рыжики в художественной литературе? Похожи ли они на вот эти устоявшиеся стереотипы?
Читайте, узнавайте, сравнивайте!
1. Пеппи Длинныйчулок (цикл книг Астрид Линдгрен )
Знаменитая писательница еще не была знаменитой, когда для развлечения больной дочери Карин выдумала бойкую девчонку, на которую тогда и сегодня хотели бы походить многие читательницы в возрасте этак с 7 до 13 лет.
Всего о Пеппи Длинныйчулок вышло три книги плюс два отдельных рассказа. В оригинале на шведском имя девочки звучит как «Пиппи», однако при переводе на русский переводчики решили избежать нежелательных детских коннотаций и изменили имя героини на Пеппи.
Пеппи была девочкой, которая в возрасте 9 лет жила сама по себе на вилле «Курица». Ее мама умерла, когда Пеппи была еще маленькой (девочка искренне считает, что теперь мама стала ангелом), а папа, по словам самой Пеппи, стал вождем чернокожего племени. В наследство он оставил ей чемодан золота, который позволяет девочке вполне безбедно существовать без всяких взрослых.
Пеппи обладала сверхчеловеческой силой, мудростью не по годам, чистым сердцем, а также ручной обезьянкой Господином Нильсоном и лошадью. Счастливая Пеппи! Она абсолютно никому не подчиняется, носит чулки разного цвета и влипает в неприятности со своими друзьями — соседскими детьми Томми и Анникой. Причем основной причиной передряг является то, что Пеппи постоянно обучала снисходительных и глупых взрослых. Это создавало отличные истории и только заставляло нас любить ее еще больше.
2. Фаддейка («Оранжевый портрет с крапинками», Владислав Крапивин )
Очень теплая, добрая, уютная книга. Что может быть лучше, чем вновь оказаться беззаботным мальчишкой в разгар теплого лета (если вы вполне себе солидный мужчина) или юной, влюбленной девятнадцатилетней студенткой (если вы уже взрослая, прости Господи, женщина)? И Владислав Петрович дарит нам возможность вновь окунуться в эти счастливые дни.
Бойкий, блестяще эрудированный рыжий мальчуган свое имя Федор зачем-то переиначил в Фаддея. Парень обладает феноменальной любознательностью, патологически сильной привязанностью к людям, острым чувством справедливости и, как водится, бурной фантазией. А еще у него завязывается интересная дружба со студенткой Юлей. Даже не знаю, возможна ли дружба маленького мальчика и вполне уже взрослой девушки, как говорится, по-настоящему? Наверно, возможна, если жизнь сведет их вот так, в состоянии некоторого «отрыва» от реальности.
В этом произведении мы знакомимся с созданным Фаддейкой фэнтезийным миром: Марс, итты, осажденный город, песчаные волки, умирающий король. На гранях Великого Кристалла всему есть свое место! И как связаны эти миры… Обычный сорванец Земли выступает наследным владыкой древнего государства; оружие, грозящее уничтожить человечество, возможно, уже уничтожило цивилизацию прошлого, о чём нам напоминают заброшенные башни; звонок по неработающему телефону запускает события в «реальной» жизни. Мир — война, детство — взросление, свое — чужое. Роман связывает для нас множество историй и событий, с которыми интересно знакомиться и приятно узнавать. А какой шикарный финал книги! Если не читали — самое время наверстать упущенное.
3. Мортимер («Мор, ученик смерти», Терри Пратчетт)
Юмористическое фэнтези английского писателя Терри Пратчетта, написанное в 1987 году. Главный герой книги — Мортимер — высокий, рыжеволосый юноша с карими глазами, весь покрытый веснушками. Он отличался особой нескладностью и «казалось, состоял из одних коленок». Его отец Лезек, фермер, специализировался на перегонке вин из обратнолетнего винограда. Однако Мор не проявлял заинтересованности в наследственном ремесле. Он был намерен разобраться в более важных предметах, например, докопаться до логической основы вселенной. Однажды на ярмарке он встречает Смерть (у Пратчетта она мужского рода): живой скелет в плаще и с косой (всё как положено), мрачный Жнец, оканчивающий земной путь всех людей. Встречи со Смертью не избежать никому. Но деревенский парнишка приходится ему по вкусу и он предлагает ему работу.
После недолгой стажировки с косой парню, наконец, доверили ремесло. А сам Смерть освободившееся время решил посвятить «смертным» радостям и... поработать поваром в свое удовольствие. Всё бы ничего, но Мор однажды сделал выбор не забрать, а спасти жизнь принцессы Келли, которая пришлась ему по душе. И в Плоском мире от такого своеволия начался сдвиг реальностей. Чем же обернется для всех сделанный Мором выбор?
4. Семейство Уизли (цикл книг «Гарри Поттер», Джоан Роулинг )
Ну и куда ж без моих любимчиков — семейства Уизли! И здесь не один рыжеволосый персонаж, как в других книгах, а целых 9: Артур и Молли Уизли и семеро их детей — Чарли, Билл, Перси, Фред, Джордж, Рон и Джинни. Один из них — Рон — лучший друг главного героя Гарри Поттера.
Линия этой семьи, по моему мнению, — одна из самых светлых и добрых линий «Гарри Поттера». Они преданы друг другу, веселы, не страдают предрассудками и всегда готовы прийти на помощь друзьям. Но при всём при этом их семейство на первый взгляд выглядит несколько нелепым. Например, они очень бедны по меркам волшебного мира, не дорожат своей чистокровностью (а Уизли, кстати, — одна из немногих чистокровных семей волшебников). Да и в целом, кажется, звезд с неба не хватают и особыми успехами похвастаться не могут. Но это впечатление ложное. Возникает оно, потому что по большей части мы следим за жизнью лишь одного члена этой семьи — Рона Уизли.
Есть большой соблазн написать подробнее про каждого члена семьи, но боюсь, что тогда эта история перетянет на себя всё внимание от других персонажей статьи. Попробую максимально сжать информацию (уж простите главную фанатку этой саги). Главные отличительные черты этой семьи: доброта, храбрость и преданность. Все без исключения были отважными, умными и достойными людьми. Хорошо учились в школе, занимались важными делами после выпуска. Каждый много пережил и много потерял. Как минимум один из веселых братьев-близнецов — Фред — трагически погиб в финальной битве. Каждый сражался за свою семью и Хогвартс, уложив немало врагов. Даже Перси, средний сын, первоначально бросивший семью ради карьеры, в итоге вернулся и стал помогать другим.
Отдельно хочу выделить единственную девочку — Джинни, которую искренне люблю и считаю ее моей книжной версией. Ей было сложно в роли самой младшей, особенно в окружении братьев. Она всю жизнь любила одного человека, храбро стараясь принести пользу ему и всему миру. А еще, что мне нравится, помимо блестящей игры в квиддич (магическая спортивная игра), Джинни была потрясающей ведьмой и умела накладывать заклятия такой силы, которые (буквально) могли обрушить здания и горы.
5. Салли МакБрайд («Длинноногий дядюшка», «Милый недруг», Джин Вебстер )
С Салли я знакома не понаслышке, так как «Длинноногий дядюшка» (Daddy-Long-Legs) был первой книгой на английском языке, которую я прочитала (до русской версии, кстати, я так и не дошла).
Салли, которая является подругой главной героини, — дружелюбная и энергичная молодая девушка, обладательница рыжей шевелюры и курносого носа. Она неожиданно для самой себя (из вредности или в пику мужчине-поклоннику) становится заведующей детским приютом. Аналитический ум, организаторские способности и умение добиваться поставленной цели позволяют ей изменить жизнь и отношение к ней не только «107 цыплят» (от младенцев до подростков), но и ее собственное отношение к брошенным детям. Ну и любовь, как же без нее?
6. Пелагия (цикл книг «Провинцiальный детективъ, или Приключения сестры Пелагии», Борис Акунин)
Настоящий материал (информацию) произвел иностранный агент Чхартишвили Григорий Шалвович, либо материал (информация) касается деятельности данного иностранного агента. Чхартишвили Григорий Шалвович состоит в организации «Настоящая Россия» (организация включена Минюстом в реестр иностранных агентов) и внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
Пелагия — это русский вариант мисс Марпл, но помоложе, в монашеской рясе и в антураже Поволжья XIX века. Трилогией о ней я заинтересовалась после прочтения цикла Акунина об Эрасте Фандорине, и прочитала все три книги одним махом. «Пелагия и белый бульдог» — первая книга и, на мой взгляд, самая интересная и мистическая.
Главная героиня — бойкая огневолосая монахиня, раскрывает одно за другим серьезные преступления, с которыми не под силу разобраться светским властям. С благословения отца Митрофания она ради пользы расследования иногда притворяется собственной сестрой-близнецом. Это позволяет Пелагии (в миру Полине Лисициной) входить туда, куда монахине по статусу заглядывать вроде как не положено. Она носит мирскую одежду, ходит на светские тусовки (опять-таки для блага расследования) и даже флиртует с мужчинами (естественно, не доводя дело до нарушения обетов и всегда с результатом в виде ценной информации).
Есть потрясающий сериал по первой книге, снятый Юрием Морозовым. Актриса Полина Кутепова идеально воплотила героиню на экране. «...Не монахиня, а недоразумение конопатое», — говорит отец Митрофаний, но с какой любовью! А уж перевоплощается актриса из монашки в светскую даму просто мастерски.
7. Рэндл Патрик МакМерфи («Над кукушкиным гнездом», Кен Кизи )
Если вы привыкли представлять этого персонажа как Джека Николсона из культовой экранизации (то есть брюнетом), то книга-первоисточник вас точно удивит. Это как раз тот случай, когда актер настолько впечатлил зрителя, что спустя время никто литературного персонажа иначе как в кинообразе не представляет. Главный герой книги — это рыжеволосый ирландец с бакенбардами и всклокоченными, давно не стрижеными кудрями.
МакМерфи по темпераменту игрок и жизнелюб, а также преступник, имитирующий помешательство. С первых же дней появления герой радикально меняет атмосферу в стенах психбольницы. За довольно короткий период он устанавливает контакт почти с каждым обитателем «желтого дома», будь то пациент или представитель обслуживающего персонала. Добившись перевода в психушку, энергичный уголовник и понятия не имел, насколько из огня да в полымя угодил. Удивительно, что система не способна вылечить пациентов и только усугубляет их состояние. А выходки бунтаря МакМерфи парадоксальным образом благотворно влияют на узников «кукушкиного гнезда»: например, он излечивает одного из пациентов от заикания. Однако настоящую болезнь общества психбольницы МакМерфи не удалось победить. Глубоким потрясением для него стал тот факт, что почти все узники больницы находились там по собственному желанию, добровольно отказавшись от свободной жизни, подчиняясь, мягко говоря, довольно странным и унизительным правилам. Не менее странным выглядит и то, что сам МакМерфи, имея несколько прекрасных возможностей сбежать из отделения, не торопится тем не менее его покинуть.
8. Азазелло («Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков )
То, что Азазелло рыжий — внезапный и неожиданный факт для тех, кто только смотрел экранизации. Но фанаты книги наверняка помнят описание автором одного из приспешников Воланда:
«Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий».
Однако в романе представлен и его истинный облик:
«Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Вряд ли рыжеволосость Азазелло имела какой-то особый смысл, да и вряд ли влияла на характер. Но возвращаясь к предисловию к статье, мы вспоминаем стереотипные описания рыжих — огненные, темпераментные… Чем не истинный облик Азазелло?
9. Михаил Ромашов («Два капитана», Вениамин Каверин)
Михаил Ромашов (Ромашка) — отрицательный персонаж книги Вениамина Каверина «Два капитана». Он впервые появляется в воспоминаниях главного героя Сани Григорьева, где тот подробно рассказывает о своей жизни в детском доме.
Оказавшись в детском доме, Саня подружился с двумя мальчиками: Ромашовым, которого называли Ромашкой, и Валей Жуковым. В дальнейшем Ромашка станет его настоящим врагом, а Валя Жуков — настоящим другом. Саня сразу же отмечает, что Ромашка имел «большую голову, на которой росли в беспорядке кошачьи рыжие космы», а также «неестественно круглые глаза». В школе Ромашку часто называли «совой» за внешнее сходство с ней. Эти характеристики, которые носят больше отрицательный характер, подчеркиваются на протяжении всего повествования.
Ромашов всегда стремился обладать материальными благами и пробиться наверх, плюя на принципы и честность. Саня Григорьев с каждым разом убеждался в том, что Ромашка ничего бы не сделал бесплатно. С подросткового возраста Ромашов искал пути благополучно устроить свои дела и продвинуться по учебе, работе, службе. Он, чтобы чего-то добиться, прислуживал нужным людям. Так, Ромашка стал своеобразным стукачом и в итоге остался подлым человеком и во взрослом возрасте.
Ромашов был готов подставить любого, даже того, кто считал его другом. Он «стучал» на бывшего приятеля, распускал о нём слухи, подставлял своего наставника, пытался увести у Сани девушку. А во время Великой отечественной войны настолько желал Сане смерти, что пытался убить его, но, конечно же, не своими руками — зачем пачкаться?! Весь роман построен на противостоянии заядлых врагов — Сани Григорьева и Ромашова. История пропитана ненавистью и подлостью Ромашки, который никак не мог сломить Саню и забрать его жизнь себе.
Повлияла ли рыжина на характер Ромашки? Всё может быть. Он был темпераментным холериком, упорно добивавшимся своих целей. Но лично я предпочитаю думать о рыжих людях в лучшем свете и не хочу связывать характер отрицательного героя именно с цветом его волос.
10. Урия Хип («Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», Чарльз Диккенс )
Продолжая тему рыжих злодеев, мы переходим к Урию Хипу — подлому клерку, обделывающему свои темные делишки за спиной патрона, воплощению внешнего смирения и коварства, главному злодею в романе и, возможно, во всём творчестве Диккенса.
Урия Хип — отвратно по-своему яркая личность. Для создания его образа Диккенс взял внешность скелета, наделил его тактильными свойствами пресмыкающегося (склизкий, холодный) и прибавил отчаянной рыжины в шевелюру, ведь главные хитрецы сказок — лисы — тоже рыжие.
«Когда фаэтон остановился у двери, в окне первого этажа… появилась и тотчас же исчезла физиономия, напоминавшая лицо мертвеца. Вслед за этим открылась сводчатая дверь, и лицо высунулось наружу. Оно и теперь, как и в окне, походило на лицо мертвеца, хотя кожа была чуть-чуть красноватая, какой она бывает иногда у рыжих. Это был рыжий подросток лет пятнадцати, как могу я теперь установить, но казался он гораздо старше своих лет; его коротко подстриженные волосы напоминали жнивье; бровей у него почти не было, ресниц не было вовсе, а карие глаза с красноватым оттенком, казалось, были совсем лишены век, и, помню, я задал себе вопрос, как это он может спать».
Урия Хип и его мать всю жизнь до того, как обосноваться в доме мистера Уикфилда, провели в благотворительных заведениях, где их питомцам внушали, что они люди ничтожные. Это воспитало в персонаже привычку постоянно самоуничижаться, тем более, что он хитер, умен и рано догадался: это отличный способ при его отталкивающей внешности влезть в доверие к человеку и затем манипулировать им. В сущности такой характер нередко встречается: внешнее ничтожество лишь подстегивает внутренние амбиции человека, делает его беспощадным хищником и палачом. А еще циником: ведь лицемеря и играя ничтожество, Хип уверен в своем превосходстве над теми, кого он разыгрывает. К тому же Хип жесткий прагматик: его цель — добиться больших денег и возможности утвердиться в обществе не жалким приживалой, а на правах хозяина. Мощная энергетика этого персонажа и его подлинная «завоевательская» суть обнажаются в сцене разоблачения.
В этом произведении рыжесть персонажа явно добавлена для того, чтоб подчеркнуть его отталкивающую внешность. Как видите, рыжина красит не всех, но в данном случае является лишь дополнительной чертой к неприятному образу.
11. Ребекка Шарп («Ярмарка тщеславия», Уильям Теккерей )
«Ребекка была маленькая, хрупкая, бледная, с рыжеватыми волосами; ее зеленые глаза были обычно опущены, но, когда она их поднимала, они казались необычайно большими, загадочными и манящими».
Ребекка — дочь художника и танцовщицы, сирота, приложившая немало сил, чтобы обеспечить себе место под солнцем. В начале романа Бекки находится в услужении у богатых людей: сначала она работает гувернанткой у дочерей Питта Кроули, а затем становится компаньонкой Матильды Кроули.
Ребекка Шарп, как описывает ее Теккерей, была человеком способным: ей не откажешь в умении устроиться в жизни и расположить к себе. Матильда Кроули с восхищением говорит героине: «У вас больше мозгов, чем у половины графства, и если бы заслуги вознаграждались по достоинству, вам следовало бы быть герцогиней».
На протяжении всего романа она блистает и очаровывает, но в конце концов столь яркую и смышленую Ребекку настигает провал. Несмотря на харизму, Бекки — человек грубый, и финал ее заложен в ее поведении. Обман, лицемерие, отсутствие искренних привязанностей и манера пакостить даже там, где не нужно (например, она флиртовала с мужем своей подруги Эмилии) — вот постоянные спутники героини.
Произведение Теккерея во всей красе демонстрирует лицемерные нравы и ценности высшего света, в котором на первом месте стоят не человеческие качества и искренние чувства, а положение в обществе и счет в банке. Автор напоминает, что добродетель непременно восторжествует, а подлость и черствость будут наказаны по заслугам. Теккерей назвал свое произведение романом без героя, поскольку главной движущей силой в нём являются деньги.
12. Джабез Уилсон («Союз рыжих», цикл рассказов о Шерлоке Холмсе, Артур Конан-Дойл )
И завершим наш список интереснейшей детективной историей, основной фишкой которой была именно рыжесть главного героя. Шерлок Холмс снова в деле! Он помогает персонажу Джабезу Уилсону разобраться в причинах распада «Союза рыжих», на которых он работал, а также прояснить, что же это за загадочный союз и кто за всем этим стоит. Любопытно, что Уилсон получил работу, как ему объяснили, из-за своего яркого и живого оттенка волос. В течение следующих нескольких недель Джабез Уилсон аккуратно приходил на работу в небольшой изолированный офис, в котором находились лишь только стол и пара деревянных стульев, и четыре часа в день переписывал Британскую энциклопедию, получая неплохую плату. Загадочная история оказывается простым фактом мошенничества — кому-то нужно было убрать Джабеза с его основного места работы.
Мы мало что можем сказать о характере Джабеза Уилсона, кроме того, что он был доверчивым человеком, искренне желавшим поправить свое финансовое положение. Поэтому приведу пару любопытных факты о нём: булавка на галстуке героя свидетельствует о принадлежности к одному из 2800 масонских обществ, существовавших в то время в Англии. Представляете, какую популярность имело движение каменщиков? Великим мастером Объединенной великой ложи Англии был наследник престола принц Уэльский Эдуард. А еще у Уилсона на запястье была татуировка в виде рыбки, набитой в порту Китая. Интересно, что моду на татуировки в Англию привез внук королевы Виктории, принц Георг, который в 1881 г. вернулся из Японии с тату в виде дракона. Англичане решили, что знак на теле является неплохим сувениром, и обзаводились им во время путешествий.
Ну как вам наши рыжие герои? Нашли какие-то закономерности? А, может, вы сами — рыжеволосый человек и можете не понаслышке рассказать об особенностях характера «поцелованных солнцем» людей?
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Бомба замедленного действия» Левиафан Марина