С праздником, уважаемые читатели!
Верующие люди, выбирая иконы для своего дома или желая привезти из паломничества в память о святом месте образ икон, которые там прославлены, или святых, мощи которых там находятся, выбирают печатные иконы. Но иногда они задаются вопросом, правильно ли это, может, лучше, чтобы дома были одна-две иконы, но зато написанные. Тема это в православной среде отнюдь не новая и обсуждали её сотни лет назад. Так что стоит обратиться к истории вопроса.
Святой образ на бумаге в древности был сопровождением священного текста. Евангелия, Библии, Псалтыри иногда делали "лицевыми". Слово это происходит от слова "лицо" - то есть священный текст дополнялся изображениями разного рода, но наибольшее значение среди изображённого имели люди. Фактически иллюстрации были некоторым истолкованием текста. Иллюстрация представляла образное выражение мысли, дающей интерпретацию тексту.
Однако такая иллюстрация не была иконой в прямом смысле слова, перед ними никто не молился, да и видели их немногие богатые собственники этих дорогих книг или священнослужители, если книга была богослужебной.
Иконы же на таком непрочном материале, как бумага, не делали. Преподобный Максим Грек (умер в 1556 году) писал, отражая точку зрения своей эпохи, что писать иконы надо на материалах, "иже суть крепцы существом". Надёжность материала, на котором создана икона, как бы укрепляла веру в незыблемость святыни. Но уже в этом же шестнадцатом веке ситуация стала меняться. Через Ливонию повезли на Русь гравюры (результат развития технологий печати, оттиск на бумагу с деревянной формы) протестантских и католических художников, и с этих образов стали копировать изображения на иконы и фрески наши иконописцы.
Конечно, сами гравюры иконами не считали, но сделанные с них изображения уже воспринимались как настоящие иконы. И здесь точки зрения на такие образы у разных людей уже расходились. Тот же преподобный Максим Грек считал: "От неверных и иностранных римлян и германов иконнаго воображения православным христианом приимати не подобает". А царский иконописец Иосиф Владимиров (семнадцатый век) писал, наоборот: "Не только от своих художников готовы принимать полезные указания, но и от иностранцев – все достойное для усовершенствования искусства".
В допетровскую эпоху с гравюрами боролись, стремясь оградить православных от их еретического содержания, но потом критиковать иностранное стало не модно и на это решались только отдельные люди. С изобретением литографии (более передовая технология тиражной печати изображений, чем гравюра) в конце восемнадцатого века процесс использования её для печати икон уже не имел препятствий. Весь девятнадцатый век в России процесс только нарастал.
Надо заметить, что бумага для печатания икон использовалась плотная, качественная, при хорошем хранении отдельные изображения дошли до наших дней. Многие люди наклеивали их на деревянные дощечки, сами делали киоты со стеклом и тем самым продлевали срок жизни иконы. И ещё. Все иконописные изображения, где бы и каким способом они не печатались, поскольку печать было легко контролировать, проходили через цензурные комитеты Святейшего Синода и не могли печататься без разрешения цензора. На фото ниже вы можете внизу иконы заметны разрешительные тексты с указанием конкретного комитета и даже цензора.
Также можно увидеть указание на конкретную типографию. Далеко не каждая типография занималась печатанием икон, были такие, которые специализировались на этой деятельности. Но в конце девятнадцатого века возникло и ещё одно, неожиданное направление печати икон. Это печать на жести. Иконы печатались сразу на металл фольге и укреплялись небольшими гвоздиками на деревянной доске. Производством таких образов занималась в Москве фабрика Жако и Бонакера. Их обвиняли в том, что они добились разрешения Синода за взятку, но по сравнению с бумажной иконой такие изображения были более долговечными.
В начале двадцатого века шла интенсивная борьба между общественностью и изготовителями таких тиражных массовых икон. Так что у современных заламинированных маленьких икон на бумажной основе или распечатанных на баннерной ткани икон для деревенского иконостаса были предшественники. А как вы относитесь к иконам, сделанным с помощью тиражных методов? Какие из них считаете приемлемыми?
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!