Найти тему
ВЕДАПОЛИС

Духовные события в сентябре 2024 года

Оглавление

ВЕДАПОЛИС представляет главные даты основных религиозных традиций в этом месяце

Православные

11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча родился в семье пророка Захарии и праведной Елизаветы. Он предсказал рождение Мессии — Иисуса Христа, еще будучи в утробе матери. Всю свою жизнь он посвятил проповеди грядущего пришествия Спасителя и крещению людей, за что получил имя Иоанна Крестителя.

При жизни святой также обличал грехи человеческие и призывал к покаянию. Ирод Антипа, наместник римского императора в Палестине, заточил Крестителя в темницу за то, что он обличил его грех — Ирод отнял у своего брата супругу Иродиаду и сам взял ее в жены. Однажды, на празднике в честь дня рождения Ирода, перед гостями выступила с танцем Саломея, дочь Иродиады. Ее танец так пленил Ирода, что тот пообещал ей в подарок все, что она захочет. По совету своей матери, которая ненавидела Иоанна Крестителя, Саломея попросила принести голову святого на блюде. Ирод не смог отказаться от данного им обещания и казнил пророка.

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. Родители Богородицы, Иоаким и Анна, были благочестивой супружеской парой, тяжело переживавшей свою бездетность. В ответ на их молитвы, явился ангел и предрек рождение ребенка, о котором будут говорить во всем мире. Вскоре Анна, несмотря на почтенный возраст, родила Марию, которой суждено было стать матерью Иисуса Христа. Рождество Богородицы празднуется 6 дней.

27 сентября — Воздвижение Креста Господня. В 326 году император Константин и его мать царица Елена во время похода на Святую Землю нашли на горе Голгофа Крест, на котором был распят Иисус Христос. Позже, в 628 году, Животворящий Крест был возвращен в Иерусалим из персидского плена, в котором он находился 14 лет. Оба раза Крест воздвигали пред народом, отсюда и название торжества.

Католики

8 сентября — рождение Матери Божьей, Девы Марии. В этот день верующие ходят на мессы, повествующие о благословенном пришествии в мир живородящего света, дарующего надежду.

12 сентября — Святейшее Имя Марии. Имя Марии особым образом почитается в Церкви, поскольку оно принадлежит Матери Божией, Царице неба и земли.

14 сентября — Воздвижение Святого Креста. В этот день вспоминают, как царица Елена вернула верующим крест, на котором распяли Христа, и воздвигла его, чтобы любой желающий мог ему поклониться.

Журавли, яблони, шишки, комары и другие приметы сентября

Если гром раскатистый — осень будет теплой и долгой.

Вновь зацвели яблоньки — готовься к долгой осени. О том же говорят и желтеющие листья ниже кроны на деревьях.

Если береза желтеет с верхушки — жди... ранней весны, а если снизу, то весна будет поздней.

Журавли летят высоко, неторопливо и курлычат — осень будет погожей. И вообще, если птицы летят низко, жди холодной зимы, а если высоко, то зима будет теплой.

Высокие муравьиные кучи предвещают суровую зиму.

Если на Фаддея и Василису (3 сентября) день будет ясным и безоблачным, то погожим будет целый месяц.

Если на Луппа Брусничника (5 сентября) журавли полетели в теплые края, зима будет ранней. Если журавли летят низко, то зима будет теплой, а если высоко, то холодной.

Если на Арсения (6 сентября) в лесу комаров много, то жди мягкой зимы.

Если заметил журавлей на Куприянов день (13 сентября), то зима придет не скоро.

Если на Семена Летопроводца (14 сентября), с которого начинается Бабье лето, дождливо, то и осень будет «мокрушей», а если тепло, то и зима будет мягкой.

Склонилась низко рябина на Петра и Павла Рябинника (23 сентября) — быть зиме теплой и мокрой, а если нет, то будет зима холодной.

Если осенью листопад проходит быстро, то жди крутой зимы.

Моросящий дождь в безветрие предвещает тепло.

Перелетные птицы не торопятся к отлету — быть зиме теплой.

Красный закат — к хорошей погоде.

Пчелы трудятся, словно летом, — деньков погожих будет еще много.

Шишки на елках растут низко, значит, быть ранним морозам, а коли высоко, то зима будет холодной только в конце.

Мусульмане

14 сентября — Мавлид (Маулид) ан-Наби, или День рождения пророка Мухаммеда. Праздник считается третьим по важности в исламе после Курбан-байрам и Рамадана. В этот день принято восхвалять Аллаха и радоваться его посланнику. В некоторых странах мусульмане отмечают Мавлид в течение всего месяца.

Вайшнавы (кришнаиты)

11 сентября — Шри Радхаштами, Явление Шримати Радхарани, вечной возлюбленной и спутницы Господа Кришны.

15 сентября — Шри Ваманадвадаши, Явление Господа Ваманы. Этот праздник называется в просторечии «Ваманадвадаши» (Вамана — имя аватары Кришны, а «двадаши» — двенадцатый день лунного месяца) символизизирует могущество и одновременно милосердие Всевышнего Господа. Явившись в образе маленького брахмана, Вишну умерил гордыню могущественного императора по имени Бали. Когда перед Бали предстал неизвестный маленький брахман, царь, как и полагается настоящему кшатрию, предложил тому всё, чего только тот ни пожелает. Но Вамана попросил у Бали... всего лишь три шага земли!

Заподозрив подвох, придворный советник Бали брахман Шукрачарья принялся уговаривать царя не делать этого. Он угадал, что гость был на самом деле не кто иной, как Вишну. Но Бали увидел в этом возможность послужить Богу и не принял наставлений корыстолюбивого гуру. Тогда Вамана внезапно вырос до небес и, сделав два шага, покрыл ими все миры, причем пальцем ноги пробил оболочку Вселенной, и туда хлынула вода Причинного Океана, ставшая священной рекой Гангой. На вопрос Ваманадева: «Куда сделать третий шаг?» царь Бали лишь смиренно подставил свою голову, целиком предавшись воле Бога. Взамен Всевышний стал личным другом и защитником царя, не говоря уже о несметных богатствах.

В этот день почитают также Шрилу Дживу Госвами, его Явление. О детстве Дживы Госвами известно немногое. Он родился в 1511 году в бенгальской деревне Рамакели (ныне округ Малда, Индия). Его отцом был Валлабха Маллик, более известный под именем Анупама. Он был младшим братом Рупы и Санатаны Госвами.

Узнав о том, что его отец и дядья приняли решение посвятить свою жизнь служению Шри Чайтанье Махапрабху и его миссии, молодой Джива также решил присоединиться к ним. Как свидетельствует Нарахари Чакраварти Тхакур в своей «Бхактиратнакаре», Шри Чайтанья явился Дживе во сне и призвал его присоединиться к Рупе и Санатане во Вриндаване. Однако не известно, удалось ли ему встретиться с Чайтаньей.

Шри Джива Госвами был младшим, но создал больше всего богооткровенных трудов. Его перу принадлежат полмиллиона стихов на санскрите (около 25 книг). Его труды доказывают, что философия Шри Чайтаньи являет собой суть ведической мудрости и совершенство религии. «Гопалачампу», «Шатсандарбха» и «Харинамавьякарана» — самые известные его работы. «Сандарбхи» уверенно доказывают трансцендентные истины «Шримад-Бхагаватам». Они также доказывают, что Господь Шри Кришна — это Высшая, Абсолютная Истина (сваямбхагаван), причина всего сущего и источник всех аватар.

Есть следующее объяснение имени Дживы Госвами. Джива — «тот, кто дает жизнь другим». Поэтому духовное знание Дживы Госвами, изложенное в его двадцати четырех трудах, дарует жизнь всем.

Другое объяснение имени Дживы — происхождение этого имени от слова дживаках — «тот, кто заставляет дживы (живые существа) издавать экстатические звуки [Святых имен]». Шри Джива Госвами вдохновлял джив на духовную жизнь, раскрывая эзотерическое значение «Шримад-Бхагаватам» в своих комментариях на это произведение, а также в своих «Шатсандарбхах». Тот, кто раскрывает природу дживы, ее взаимоотношений с Господом и путь достижения высшей цели жизни, называется дживаках или джива.

16 сентября — Явление Шрилы Бхактивинода Тхакура (1838 — 1914). Вся жизнь этого святого вайшнава была посвящена служению Шри Кришне, Верховной Личности Бога. Благо от того, что он дал миру, сравнимо лишь с грандиозной деятельностью Самого Шри Чайтаньи и шестерых Госвами. Его духовная деятельность и божественные писания оказали громадное влияние на разумных и образованных людей и зародили в них веру в возвышенные наставления и заповеди Господа Чайтаньи.

Вайшнавская традиция, берущая начало в чистой, глубокой и величественной духовной философии Чайтаньи Махапрабху, оказалась ко времени явления Бхактивинода Тхакура в упадочном состоянии. Даже мудрецы с их обширнейшими познаниями не могли постичь до конца величайшую философию, которую представляет собой учение Господа Чайтаньи, что уж говорить о скептиках, невежественных и необразованных людях! Фактически, вайшнавская религия стала считаться эдакой ширмой для попрошаек, живущих за счет других. Однако Тхакур Бхактивинод, движимый любовью к Богу, подробно изложил глубокую философию, сокрытую на страницах Вед, Упанишад, пуран и «Шримад-Бхагаватам». Благодаря ему, основным мотивом которого было его стремление служить Богу, а также книгам, написанным простым, понятным широкому читателю языком, эта философия открылась миру. И именно благодаря его писаниям и несравненным, божественным качествам в обществе людей образовался целый слой высокообразованных личностей, гордящихся теперь своим вайшнавским вероисповеданием и обретенным духовным знанием чистой и возвышенной философии Кришны, на которой основано стройное учение Шри Чайтаньи.

17 сентября — Уход Шрилы Харидаса Тхакура. Шри Харидаса Тхакура почитают как намачарью, то есть главного наставника в служении Святому имени Господа Кришны. Шри Харидас Тхакур не мог похвастаться своим происхождением. И все же у него было красивое тело, с аристократическими чертами лица. Будучи очень разумным, он одерживал победы в спорах по санскритской грамматике и философии. При этом он никогда не терял самообладания. В юности Харидас прославился своей преданностью Богу и аскетизмом. А когда он стал вайшнавом, даже брахманы сгорали от нетерпения умастить свои тела пылью с его лотосных стоп, хоть тот и родился в мусульманской семье.

«Даже Господь Брахма и Господь Шива всегда хотели общаться с таким преданным, как Харидас. Полубоги стремятся прикоснуться к трансцендентному телу Харидаса. Произнесения одного только его имени достаточно, чтобы вознестись в обитель Кришны», — говорится в «Чайтанья-бхагавате» Вриндавана даса Тхакура.

До прихода Чайтаньи Махапрабху и начала Его движения санкиртаны, Навадвипа (историческая область Бенгалии) кишела грубыми материалистами и приверженцами богини Кали, возглавляемыми смарта-брахманами. Смарты запрещали вайшнавам громкое воспевание под предлогом того, что «это могло разбудить и разгневать Господа Вишну, что навлечет на всю Навадвипу голод». Но Харидас обычно громко пел Харе Кришна каждый раз, когда прогуливался по берегу Ганги. Каждый день перед тем, как хоть съесть что-нибудь (причем единожды в день), он повторял... по триста тысяч святых имен Кришны.

Однажды какой-то брахман бросил Харидасу Тхакуру вызов. Брахман утверждал, что правильней было бы повторять Харе Кришна в уме. Но основываясь на утверждениях Вед, «Шримад-Бхагаватам» и «Нарадия-пураны», Харидас убедительно доказал, что повторение имен Кришны вслух приносит во сто крат больше результата, нежели повторение в уме. «Всяк, кто повторяет Твое [Кришны] святое имя, очищает всех тех, кто слышат его воспевание, а также самое себя» («Шримад-Бхагаватам», 10.34.17). Ставя точку в этом споре, Харидас спросил: «Как ты думаешь, что лучше: кормить только себя или себя и еще тысячи других?»

Боясь, что Харидас Тхакур начнет обращать массы людей в вайшнавскую веру, мусульманский наместник повелел схватить его. Желая просветить этого мусульманского кази, Харидас сказал: «Все живые существа во всем Творении обретают в своих сердцах воодушевление, даруемое Господом. Представители различных религиозных традиций прославляют святые имена Господа и Его качества, как им это предписывается в писаниях. Всевышний Господь принимает в расчет лишь религиозные переживания каждого. Если кто-либо демонстрирует даже незначительную неприязнь по отношению к другой религиозной традиции, это означает проявление неприязни по отношению к Самому Богу, которому поклоняются посредством религии. Поскольку Бог един, такой человек невольно начинает завидовать тому самому Богу, которому он поклоняется».

Кази уловил смысл сказанного, но настоял на том, чтоб Харидас сделал свой окончательный выбор: «Либо ты откажешься от этой веры, либо умрешь».

Харидас дал твердый и окончательный ответ: «Даже если мое тело разрубят на куски или убьют меня как-то иначе — я не перестану повторять Харе Кришна».

Разгневанный кази приказал публично забить Харидаса Тхакура до смерти. Его безжалостно избивали на двадцати двух рыночных площадях, после чего, думая, что тот мертв, бросили в воду Ганги...

Погруженный в мысли о Господе Хари, по милости Бога он чудесным образом выжил. Узнав об этом, и кази, и брахманы, и его недруги прибежали к Харидасу. Они приветствовали его и принялись молить его о прощении. Харидас простил их и благословил на преданность Богу. Харидас подумал, что это суровое испытание было должным наказанием за то, что ему пришлось выслушать оскорбления в адрес вайшнавов из уст кази.

…Уходя из этого мира, Харидас прижал стопу Господа Чайтаньи к своей груди и, созерцая Его лотосный лик, шептал имя Шри Кришны Чайтаньи. Потом Господь Чайтанья на руках отнес тело Харидаса к морю. Он похоронил его Своими собственными руками. После чего Махапрабху просил подаяния для проведения праздника в честь ухода Харидаса Тхакура. Господь Чайтанья отдал должное Своему чистому преданному:

«Давайте воспоем славу Харидаса Тхакура. Харидас был сокровищем этого мира. С его смертью земля потеряла самое драгоценное из того, что у нее было. По Своей величайшей милости Кришна даровал Мне возможность общения с ним. А сейчас он решил забрать его. Когда сам Харидас пожелал оставить этот мир, Я не смог удержать его. В точности как Бхишмадев, Харидас оставил этот мир по своей собственной воле» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 11.93-98).

Самадхи (усыпальница) Харидаса Тхакура расположено на побережье океана в Джаганнатха Пури.

***

14 и 28 сентября — ведические посты на экадаши, соответственно за Паршва-экадаши и Индира-экадаши. «Экадаши» означает «11-й день растущей или убывающей Луны». В такие дни принято поститься на пищу из злаковых и зернобобовых растений. Каждый такой экадаши имеет собственное название и свою славную историю. Экадаши считаются особо могущественными и благоприятными событиями для духовной жизни человека.

Подготовил Юрий Плешаков