Вот и трава порядком сникла в лупенский утренний мороз. Созрела первая брусника, — так надо браться за овёс. «Луп уж брусникою сластится, — как говорили праотцы, — а на овёс верхом садится — пора скорей убрать овсы!» За перелётом журавлиным следят с пометкой на уме: «Раз высоко поднялись клином — холодной, видно, быть зиме.» А пролетают клином низко, отметят с радостью тогда, что – «Ждут зимой – ещё не близкой — нас небольшие холода.» Летели быстро, не курлыча, предвидя трудности в пути, и той повадки ход привычен — ненастья скорого тут жди.
В православном календаре день памяти мученика Луппа, верного слуги великомученика Дмитрия Солунского. Он присутствовал при кончине своего господина и омочил одежду крoвью Дмитрия Солунского, а также взял перстень с его руки. С помощью этой одежды и перстня он сотворил очень много чудес.
В народе сегодня (23 августа по старому стилю) Луппа Брусничник, Лупповские морозы, Брусничник.
Брусника поспела - овес дошел.
С этого времени народ уже начинал считать заморозки, приурочивая их к дням разных святых: Луппенские, Покровские, Михайловские, Екатерининские. Луппенские были очень вредны для овса и поэтому нужно было торопиться с уборкой.
Убереги яровые: у порога утренники-студенцы. Если не убрать овес до этого дня, то можно было вообще остаться без урожая. Дозревают брусника и клюква, поспевают лён и овёс.
Наблюдали за перелетными птицами, особенно за журавлями. И если они потянулись на юг, то можно было ждать в скором времени зиму. А по тому, как они летели, определяли, какая зима будет. Летят высоко, то и зима морозной будет. Летят низко - зима будет теплой.
Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья.
Луппа крестьяне представляли здоровым, рыжим и бородатым мужиком. Ходил он по деревне и хлопал мужчин да женщин по спине.
Стукнет мужика, а тот со всех ног в поле кинется овес убирать. Стукнет бабу - а та в лес бегом за брусникой.
Луппа в народе называли брусничником. Рано утром шли крестьяне на болото, сделав наскоро все важные дела. До этого дня бруснику не собирали, а только пробовали на вкус, говорят, что сладкой она становилась только в этот день.
Брусники всегда много было, после обеда уже с полными лукошками домой возвращались. Ягоду рассыпали на простынях тонким слоем. Подсохнет – провеивали на ветру, относившем мусор, или катали, сделав наклонной столешницу. Хозяйки ягоду мочили, варили, пекли пироги с брусничной начинкой.
Пирожками угощали всех соседей: Укуся пирожка, да в пазушку, помяни покойную бабушку.
В лесу всегда осторожно шли, молясь, чтобы деда Боли-бошку не встретить. Так называли лесного духа, который отвечал за лесные ягоды.
Дух с чудным именем предпочитает обретаться в ягодных местах. В качестве обличья при встрече с людьми выбирает вид бедно-пребедного и очень грустного востроносенького старичка небольшого росточка: одежда вся в лохмотьях, взгляд печальный, выражение лица — скорбное. Впрочем, если присмотреться, можно заметить хитринку в глазах.
Прикидывался он немощным и дряхлым стариком и морочил голову людям, прося найти лукошко или сумку, которые он, якобы, потерял. И как только ягодник наклонялся, дед тут же ему на спину вскакивал. А потом по лесу начинал водить, по разным тропам невиданным, а мог и вообще, завести в трясину непроходимую.
Утренние заморозки - скоро зима настанет. А если утренника нет, то в сентябре уже не заморозит.
Вечером туман - погода улучшится. Журавли 5 сентября улетели в теплые края, – примета, что зима ранняя будет. Гром гремит - ожидается теплая осень.
Рожденные в этот день имеют хорошо развитую интуицию, благодаря которой они легко избегают неприятностей и добиваются успеха в любых своих начинаниях.
Сегодня именины празднует Николай, Павел и Ефрем.
Желаю вам хорошей, теплой, благодарной осени, даров природы, солнца, пусть уже осеннего, но все равно ласкового! Отличного урожая, солений, варенья и других заготовок! Ну и, конечно, мира, добра и здоровья.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия.