3 июня православная церковь отмечает один из трех праздников в честь Владимирской иконы Божией Матери — одной из самых почитаемых икон в России. Этот праздник установлен в день, когда Москва была спасена от нападения крымского хана Мехмед-Гирея 500 лет назад, в 1521 году.
Согласно легенде, в те дни у Василия Блаженного было видение: он увидел, как икона покинула свое место в Успенском соборе, а храм заполнился огнем, выходившим через двери и окна, после чего пламя неожиданно исчезло. Слепая монахиня из Вознесенского монастыря также отмечала, как святители с Владимирской иконой покидали Кремль, а преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский умоляли их остаться. В тот день, согласно преданию, захватчики оставили Москву.
Владимирская икона всегда была почитаема в Руси. По церковным преданиям, она была написана евангелистом Лукой в I веке. Икона долгие годы перемещалась между Владимиром и Москвой, и последний раз вернулась в столицу в 1480 году, став символом защиты в трудные времена, в том числе во время нашествий.
Тем временем Мехмед-Гирей с натиском своих войск стремился к Москве. Через несколько дней после битвы под Коломной он достиг источников реки Северка, расположенной в 60 км южнее столицы. Здесь хан организовал свой лагерь и распустил войска по окрестностям, отдавая приказ грабить деревни и захватывать людей для продажи. Не имея информации о событиях в Москве и опасаясь атаковать крупный город, он предпочёл подождать. В это время его старший сын Бахадыр-Гирей продолжил наступление. Его воины сожгли манастырь на Угреше и село Остров, а затем почти подошли к Москве, где разоряли окрестные земли и брали в плен людей.
Татарам ничто не мешало devastировать русские территории, и многие волости, такие как рязанские и каширские, понесли бедствие. Только через некоторое время, насытившись грабежами, Мехмед-Гирей отступил к Рязани, имея при себе грамоту, которая подтверждала зависимость великого князя от крымского хана.
Хотя Москва не была взята, разорение окрестностей подтвердило силу татар. Митрополит Варлаам и горожане усердно молились о спасении. Вскоре хан направился домой, после того как его войска потерпели неудачу при осаде Рязани. В 1522 году, желая мести, Василий III вновь собрал армию против крымского хана, но тот отказался от предложения. Конфликт с Крымом продолжался, предвещая новые испытания для Руси.
Что касается Владимирской иконы, то в последний раз она покидала Москву в 1812 году, когда её временно перенесли во Владимир и Муром. Однако вскоре она вернулась в Успенский собор. Интересно, что на тот момент икону украшал золотой оклад, инкрустированный бриллиантами, жемчугом и изумрудами, который был изготовлен для неё в XVII веке по заказу патриарха Никона. После революции внешний оклад был снят, но, к счастью, он почти полностью сохранился и в настоящее время хранится в Оружейной палате. Сама икона также осталась невредимой во время религиозных репрессий.
В 1928 году Владимирская икона была размещена в Третьяковской галерее, а в декабре 1999 года была окончательно передана Государственной Третьяковской галерее в храм святителя Николая в Толмачах, который к ней примыкает. С тех пор она постоянно экспонируется в этом храме-музее за пуленепробиваемым стеклом, при этом специальные устройства поддерживают оптимальный температурный и влажностный режим.