Я, несмотря на брутальную внешность, - человек впечатлительный. Настолько, что даже прочтённая книжка может оставить меня под впечатлением на пару дней. А тут я случайно начала прямо-таки флеш-моб по советским книгам 1950-1970 годов. И наткнулась на повесть Вадима Фадеева "Что к чему?".
Хм, думаю, странное название. А что внутри? Внутри, граждане, обнаружился какой-то тотальный кОпец. Спойлеры будут.
Кстати, спойлеры я не считаю поводом не читать книгу. Любую. Лично я от этого интерес не теряю, если книга написана хорошо. Ни один спойлер не донесет в подробностях все нюансы авторского стиля, все сюжетные повороты и ситуации, в которые попадают герои.
Итак, жила была семья интеллигентов. Мама - актриса, конечно раскрасавица, лёгкая, воздушная, манкая, как мёд для мух (других актрис и не бывает!). Папа - конечно же брутальный капитан дальнего плавания в прошлом, в настоящем - профессор. Двое детей - мальчик Сашка 14-ти лет и трёхлетняя Нюрочка.
Сашку отправляют на всё лето в деревню, Нюрочку - к друзьям семьи. Напомню, девочке всего три года.
Мамочка-актрисулька - всё лето на гастролях. Папуля-экс-капитан занят работой и собой.
Сашка возвращается домой, начинается новый учебный год - а мамулька как в воду канула! Знакомые родителей невнятно мнутся и мямлят всякую дичь на вопросы мальчишки. Папа вздыхает и...опять погружается в себя! Настолько пристально рассматривает свой богатый внутренний мир, что когда Нюрочка заболевает, он так и оставляет её в чужой семье!
Представляете, да? Больной маленький ребёнок скучает о маме, плачет, спрашивает где она. Окружающие отделываются невнятными фразами и даже её общение с братом Сашкой ограничивают. А маме и папе - безразлично, они свалили деточку на чужих людей и занимаются непонятно чем, непонятно где.
Ой, как удобно!
Сашка не выдерживает и начинает расследование, пытаясь узнать, где же всё-таки его мама-актриса "гастролирует"? Мало того, что от него теперь окружающие шарахаются, так еще на все вопросы папаша судорожно курит трубку в жилом помещении, испускает тяжелые вздохи и отвечает, что "мужчина, сынок, должен сам решать свои личные проблемы".
В качестве типично-мужского метода решения проблем папаша избирает алкоголь. Нюрочка живет у чужих людей, помните, да? Чужие люди её лечат, кормят, обстирывают, воспитывают. Сашка неприкаянно шляется и заводит знакомство с местной гопотой. А папаша-капитан вливает в себя горячительное, как настоящие флибустьеры хлестали ром!
Дети? Какие такие дети? Не, не слышали.... А чо, еще и дети есть?
В итоге мелкий редиска Валечка, одноклассник Сашки, открывает ему тайну "гастролей" мамочки-актрисы. Оказывается, пол-города знают, что она сошлась с актёришкой из их театра, ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ ВСЕЙ ЖИЗНИ, бросила мужа и детей, и удрала в Иркутск, строить новую ячейку общества.
Сашка хорошенько вздул Валечку и того увезли в лечебное учреждение. Затем пацана исключили из школы. Как отреагировал папаша? Как настоящий мужик! Он спросил:
- Ну, и как же ты теперь будешь? - и всё.
Тут у меня очень знатно подгорело! Я чуть в космос на нижней тяге не улетела, обгонять Старлинки Илона Маска. Папаша, ты серьёзно? Ты спрашиваешь у сына, на жизнь которого положил с кисточкой после измены жены, как он будет жить? А то, что ему всего 14 лет тебя вообще не волнует? И то, что ты его ЗАКОННЫЙ ОПЕКУН и имеешь кучу обязанностей, от которых старательно уклоняешься, - тебе по барабану?
Я думала, что это кульминация родительского свинства, но неееееет!
Папаша дал Сашке прочесть письмо, которое ему прислала блудная матка. В письме, после бреда о ЕДИНСТВЕННОЙ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ, которую она ждала всю жизнь, попутно родив двух детей, шло, буквально, следующее: "Как обживёмся, Нюрочку, скорее всего, заберем к себе". Нюрочку, понятно?!
О Сашке ни слова. Его в жизни озабоченной любовью мамаши - не существует. А он полгода переживал, выяснял, искал мать. Которой не нужен.
На этом месте я книгу на экране монитора закрыла и побежала заедать стресс вредной едой. Пока прочитанное в голове не уложится. Укладывалось долго, некомфортно.
На другой день, с опаской, вновь открыла повесть. С опаской, так, как неизвестно чего ожидать от таких неадекватов, как папа и мама Сашки. Правильно осторожничала.
Потому, что знакомые папаши вспомнили, что тот был когда-то капитаном. А теперь он регулярно бороздит волны сорокоградусного океана. Вот чтоб спасти от крушения в пучине спирта, надо его срочно отправить бороздить настоящие солёные моря.
И? ОТЕЦ РАДОСТНО УЕЗЖАЕТ НА ПОЛГОДА! Он так давно хотел сбежать от проблем, что, как только ему пальцем показали направление, - усвистАл, аж пыль столбом! Спустили кАбелишку с цепишки.
Сашка остается совсем один, под присмотром соседа.
Представляете, да? Нюрочка живёт у чужих людей уже много месяцев. Сашка исключен из школы, его не взяли в ПТУ, у него никого близкого, кроме сомнительных дворовых знакомых и лезущей буквально в штаны одноклассницы Ольки. И даже если мать-кукушка в своём Иркутске не в курсе творящегося абзаца, то папаша-то всё видел, но всё равно детей бросил!
Но и это еще не всё.
Вадим Фролов решает добить читателя, чтоб тот уж гарантированно неделю к незнакомым книгам советских писателей не подходил.
Сашка едет искать мать. Разными правдами и неправдами он доезжает до Иркутска и там её находит сидящей в парке в обнимочку с новым любимкой. Мамашка поднимает голову с плеча ЕДИНСТВЕННОГО И НЕПОВТОРИМОГО, видит сына, смотрит на него, и прячет лицо на груди мужика, сделав вид, что никого не узнала, ничего не видела. Во как!
Абзац! Аут, товарищи! Сюжет взвился до немыслимых высот остроты и там взорвался, как петарда!
Сашка не подошел к матери, он всё понял. Осознал свою никчемность и ненужность в жизни артистки театра. Он повернулся и ушел, размышляя, что теперь "надо же как-то жить....". Вот и всё, конец повести.
И в чем здесь мораль, дорогие мои? В том, что при коммунизме детей не надо воспитывать - авось ОБЩЕСТВО позаботится, не помрут? Что личная жизнь превыше интересов каких-то там несносных детей? Что ради ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ можно и разрушить семью, в которую когда-то так упрямо лезли в ЗАГСе?
Или, может, мораль как в мультфильме, - "люби - себя, чихай - на всех, и в жизни тебя успех"?
Много вопросов и ни на один нет внятного ответа.
Это книга, в которой есть только два положительных персонажа - дети, а мир взрослых - омерзителен в своей бесчеловечности, эгоизме, слабости, подлости.