Найти тему
Вести: Приморье

Потомки первых крестьянских семей из Курской губернии прирасли Приморьем

   Источник фото:
Источник фото:

Специальный проект ГТРК Владивосток «Семейная среда» на этот раз в Шкотовском округе, где и обосновались в 1865 году первые крестьянские семьи из Курской губернии. С годами они продвигались вглубь тайги, по руслу Суходола, и к началу 20-го века остановились на месте современного Новонежино. Наши коллеги нашли не просто земляков — родных людей, тех самых первопоселенцев.

Это настоящая усадьба — несколько домов на просторном участке с огородами и садами, небольшим прудом и теплицами. Было время, когда в Новонежино учителям и военным выделяли землю. И кто-то разбивал там грядки, а Никоновы построили дома для всего семейного клана. Здесь и дети, и родители, и внуки родились, очень бойкие, между прочим. Кирилл и не скрывает, что несусветный балагур.

А еще он умеет петь и процитирует сколько угодно известного чёрного юмора. И дерутся мальчишки, случается. Но не между собой. Андрей и Кирюша братья. Разница в год.

За столом всегда вся семья. Но сейчас, по объективным причинам, это две сестры, Анна и Анастасия, их младшие дети, черноокий пёс Гром, любитель колбаски.

И тётя Эвелина, крёстная, а еще сестра бабушки двух милых мальчишек. Между прочим, с Эвелиной Константиновной Приморье прирасло целой семьёй с берегов Волги.

Эвелина Ширшицкая, тётя и бабушка: «Как-то приехали в отпуск, нам нравится климат. Мы сами с сестрой из Сибири немного похоже. А в Волгограде эта сушь».

- Ближе к родным краям вернулись?

- Да, да, да. И когда муж говорил, что у нас лес, там три дуба растут - это лес, говорю, ты леса не видел.

А переехали в тайгу. Новонежино — чистый лес. Грибы и ягоды. И всё это сейчас на столе. Земляничное варенье, лисички квашеные без варки - это когда хрустят грибочки.

Аня: «Как только грибной сезон, нас не остановить! И жалко, что быстро темнеет».

Аня — старшая из Никоновых, троих детей профессионального военного и школьного учителя. Сама трижды мама и педагог. Младшенькая, Настя, психолог. Десять лет работает в части, возвращая душевный покой приморским воинам. Семья не так давно проводила за ленточку родного, любимого человека. Аниного супруга. И еще один, молодой, собрал свой вещмешок.

Анна Ансович (Никонова), мама и жена: «А где у тебя старший брат, расскажи, где Ваня? В армии, да? Сейчас он что? Подписал контракт и готовится. Очень душа болит. И за мужа душа болит, он в командировке, и за сына очень душа болит».

Только труд и любимое хобби, огород и сад, и первые осенние закруточки Аню от грустных дум отвлекают. И тут Настенька в помощь, хотя рецепты у сестёр разные. Но мы решили остановиться на нейтральном домашнем Мохито!

- А почему Мохито именно?

- А вот посмотрите, есть уже готовые банки. Такой обалденный лимонно-мятно-яблочный вкус.

Настя срывает свежайшую мелиссу. Аня заливает яблоки и лимоны первым кипятком. Прогревает посуду, концентрируя аромат. И пока всё остывает, мы рассматриваем семейную реликвию.

Может быть, и не так много это - сорок с гаком лет. Но в советские времена не каждый школьный учитель, даже замужем за военным, мог себе такой сервиз позволить. Мама девчонок долго копила! Теперь в самой большой тарелке с божьими коровками - ароматный яблочный пирог.

А вода из банок, тем временем, снова доведена до кипения. Её зальют уже в подсахаренные яблоки, мяту и лимон.

Точно шесть или семь поколений Никоновых на этой земле. От защитника Владивостокской крепости, курского воина Мирона, до нынешних Ансовичей, Копцевых, Ширшицких. Красивые люди на красивой приморской земле. И, наверное, сороковая уже банка ароматного Мохито закручена и поставлена крышечкой вниз - остывать.

Ольга Катренко, Максим Малыгин, «Вести:Приморье».

Читать статью на сайте vestiprim.ru