Из книги «Страничка из истории промышленности юго-восточной России. Табачная фабрика К.А. Штаф в Саратове» известно, что в числе первых немецких колонистов Поволжья был Пётр Штаф, приехавший в Россию в
1768 г. Родиной его была деревня Вельрот в Германии. С женой Амалией и сыном Николаем, трёх лет от роду, они поселились в колонии Боргарт, Николаевского уезда, Самарской губернии. Штафы занимались сельским хозяйством. В 1771 г. Пётра Штафа не стало. Его жене Амалии пришлось искать другой, более лёгкий, промысел на пропитание себе и сыну, для этого она продала своё полевое хозяйство и открыла небольшую лавочку с повседневными товарами там же в колонии, где и проживала. Находясь при матери и рано узнавший все премудрости торгового дела, сын Николай стал её помощником. В 1790 г. он женился и переселился в колонию Екатериненштадт (ныне г. Маркс), здесь начал вести самостоятельную торговлю и впервые попробовал торговать «русским табаком». В 1807 г. Николай Штаф открыл свой первый магазин колониальных товаров и при нём рейнский погреб вин в доме Рогачева, на углу улиц Московской и Соляной в Саратове.
У Николая Штафа в браке было два сына: Кондратий и Михаил. Братья, разъезжая с отцом по р. Волге из Саратова в Нижний Новгород по ярмаркам и базарам, приобрели бесценный опыт в торговом деле и вскоре сами начали приторговывать бакалейными и колониальными товарами, в их арсенале находились: чай, сахар, табак, вино. В 1818 г. старший сын Штафа- Кондратий Николаевич женился на дочери саратовского купца-колониста А.Е.Кайзера. ***Настоящее имение на углу Соборной и Московской улиц во 2-ой г. Саратова части , в 232 планном квартале с самого начала принадлежало купцу 1-ой гильдии Андрею Елистратовичу Кайзеру.
Оно состояло из дворового места и двухэтажного каменного дома со службами.
В 1851г. после смерти купца по его духовному завещанию имение перешло дочери Екатерине Андреевне и вдове купца- Амалии Ивановне Кайзер (ГАСО Ф.131, Оп.1, Д.170, Л.22-24). Кроме имения на Московской улице его жене и дочери, отошли по завещанию: 1- деревянный дом, обложенный кирпичом со службами и дворовом местом, в 1-ой г. Саратова части , в 76 пл. квартале; 2.- деревянный дом с двумя флигелями, со службами и дворовом местом и в этом доме особый сад, в той же части города, в 50 пл. квартале.; 3.-плодовый сад, против городской плантации с разными строениями в оном, в 49 пл. квартале. Нужно отметить, что в дальнейшем на дворовом месте, в 50-ом планном квартале -будет устроена новая табачная фабрика Штафа; на другом месте в 76-ом пл. квартале - будет построен комплекс городской больницы; на третьем в 49-ом пл. квартале в окружении бывших дач- будет открыт синематограф (ГАСО. Ф.4, Оп.1, Д.429 и ГАСО. Ф.4, Оп.1, Д. 29). Удачно женившись, Кондратий Николаевич Штаф, вошёл в купеческое сословие Саратова. Ещё задолго до завещания Кайзера, как было уже сказано, братья Штафы торговали хлебом, вином, бакалейными и колониальными товарами, а в 1828 г. они решили заняться производством табачных изделий. Для ознакомительной цели Штафы съездили в Санкт-Петербург, посетили табачную фабрику Линдера (скорее всего Линденлауба), купили у него необходимые машины и оборудование, отыскали табачных дел мастеров, тут же взяли для пробы небольшое количество американского табака под названием «вакштав». И уже 6 декабря 1828 г. братья открыли первую в Поволжье табачную фабрику в доме Кайзера , где производили табак и махорку. Так гласит семейное предание Штафов.
Но так ли это на самом деле? Достаточно вспомнить, что разговоры об устройстве табачной фабрики в городе велись ещё задолго до Штафов.
Так в 1806 гг. в саратовскую городскую Думу от действующего губернатора Петра Ульяновича Беликова поступило предложение об отведении места под строительство в Саратове табачной фабрики для курительного и нюхательного табаку иностранцу Гартману Христиановичу Вундеру, приехавшему сюда из столицы от г-на Министра Внутренних Дел. Место для возведения фабрики губернатором предлагалось между «гошпиталью и смирительным домом» поблизости р. Волги, лежащее и состоящее при ветряной мельнице» .
Кроме просьбы об отведении места для фабрики ,была и другая- о назначении места для разведения им же Вундером «во множестве разных родов плодовых и чужестранных растений и дерев, мало или вовсе в здешней стороне неизвестных, и тутовник, и хорошие кормовые травы, и много других растений». Для экзотического сада губернатором предлагалось «пространное место порожней земли за кладбищем, на буграх к западу». Для осмотра предлагаемой местности Губернским правлением был отправлен землемер Решетников, который обследовав её, дал заключение о том, что место между госпиталем и смирительным домом занято, а за кладбищем по буеракам к западу лежит обывательское пастбище для скота (ГАСО Ф.3,Оп.1,Д.359). Об экзотических растениях потомкам (нам с Вами) осталось хотя бы название улицы- «Шелковичная», а вот о табачной фабрике Вундера больше нет никаких упоминаний, а тем более и следов её существования....
***После смерти своего -отца Николая Кондратьевича Штафа , наследовав его дело, сыновья-братья Кондратий и Михаил не стали делить между собой совместно нажитый капитал, а распределили только зоны ответственности за торговлю. Младший Михаил взял на себя хлебное дело, а Кондратий стал заведовать магазином колониальных товаров и табачной фабрикой. В 1855 г. старший брат Кондратий Николаевич умирает и владелицей табачной фабрики с магазином становится его жена Елизавета Андреевна. Купчиха Штаф пережила мужа на 11 лет и в 1866 г. её имение переходит сыновьям Александру и Кондратию Кондратьевичам.
По сведениям «Памятной книжки Саратовской губернии» за 1872 г. ,стр.43 один из внуков Кондратия - Николай Константинович, был фармацевтом-провизором и состоял при врачебном отделении Губернского правления. Это его аптекой долгое время заведовал И.И. Шмидт, не имея возможности открыть свою вольную. В аптекарском магазине Штафы торговали маслом, специями , позже порошком для чистки медной посуды, краской для яиц, духами, мылом, пудрой и др. косметическими товарами.
В доме на Московской улице кроме табачной фабрики и аптечного магазина, в 1870 г. присяжным поверенным В.Ф. Лятошинским, в компании с инженером-техником Поповым, был открыт книжный магазин под названием «Приволжская книжная торговля».
Владельцы магазина были «исполнены желания содействовать умственному и нравственному образованию общества». Знаменитый театральный режиссёр Владимир Иванович Немирович -Данченко во время своего посещения родственников в Саратове (племянник жены прокурора Юренева, которая жила через дом по совр. ул. Московская, 52, https://dzen.ru/a/ZSLQt0AFw1wO_ojh), побывал в нём и даже отметил в своих воспоминаниях: « В Саратове существует магазин Лятошинского, в котором найдете все новости». В 1876 г., уже после смерти брата Кондратия, всем нажитым добром стал заведовать Александр. В 1880 году Александр Кондратьевич возводит пристройку к существующей фабрике на Московской улице «для размещения двусильной паровой машины», которая « паром превращала в движение привод станка для резки табака» и выкладывает из кирпича дымовую трубу (ГАСО Ф. 656, Оп.1, Д.127, Л.88). Паровые машины, установленные на фабрике Штафа, были с «нефтяными двигателями» (мазутные), от них было много дыма и копоти. Сосед по пл. кварталу гласный саратовской городской Думы , нотариус г-н Г.Г. Дыбов (совр.ул. Московская, 50) на одном из заседаний Думы поднимал вопрос о неудобстве «в гигиеническом отношении и от шума, происходящего от паровиков и вредно-действующего на нервы людей», которое испытывают домовладельцы, живущие в округе табачной фабрики Штафа (Протокол заседания Сар. гор. Думы №24 от 16 июня 1892 г. стр. 493).
В 1898 г. Александр Кондратьевич Штаф умирает и хозяином имения становится его сын Кондратий Александрович. Теперь Кондратий Александрович Штаф становится хозяином табачной фабрики. Фабрика на Московской ул. уже давно не соответствует современным технологическим нормам и требованиям, да и расположение её на центральной улице города вызывает много нареканий.
Кондратий Александрович решается построить новую табачную фабрику на краю города , на своём дворовом месте, в 50-ом планном квартале, что на углу улиц Дворянской (ныне Рабочей) и Губернаторской ( ныне им. С. Разина).
И в 1900 году ему это удаётся и ближайшие его соседи по жилому кварталу на Московской улице наконец –то «вздыхают с облегчением», в полном смысле этих слов. После переезда табачной фабрики на новое место, её старые помещения на Московской улице были сданы в аренду Товариществу «Р. Кёлер и К°», которое производило и торговало аптекарскими, химическими и парфюмерными товарами. В 1909 г. Товарищество «Р. Кёлер и К°», сменила паровая фабрика Торгового Дома «Е. Рунич и Д. Левашов», которая производила товары аналогичного профиля: всё те же чистящие мази для всех видов металла, ультрамарин и лазорь, мыльный щёлок «Экономия», чернила и уксусную эссенцию. В 1901 г. в доме Штафов располагалась типография и хромолитография Ф.Е. Немирова. В 1907 г. в доме Штафа Софья Егоровна Деттерер, жена знаменитого трактирщика-поэта Каспара Деттерера, держала чайную. В 1910 г. в Городскую Управу г. Саратова поступает целая серия прошений от лиц разной социальной принадлежности на разрешение открытия стационарных электро - театров (синематографов). Кондратий Александрович Штаф тоже решает заняться новым делом и просит у властей города разрешить ему приспособить под зрительный зал с переделкой, существующие деревянные дачи , находящиеся в его саду во 2-ой части Саратова в 49 планном квартале по Дворянской (Рабочей) улице. (ГАСО. Ф.4, Оп.1, Д.2937). В 1912г. Кондратий Александрович приобретает дворовое место в 173 пл. квартале, на Провиантской улице (совр.№22к1), на новом месте строит особняк и переселяется туда с семьёй. Усадьбу же на Московской ул.продолжает сдавать в аренду.
В 1915 г. Кондратий Александрович Штаф продаёт свою табачную фабрику на углу улиц Дворянской (ныне Рабочей) и Губернаторской (ныне Ст.Разина) улиц за 182 тыс. руб. Иосифу Зельмановичу Левковичу, сыну Зельмана Янкелевича Левковича.
***Его отец купец 1 гильдии Зельман (Мовша) Яковлевич (Янкелевич) Левкович в начале 1870-х гг. отставным рядовым был приписан к табачному цеху Саратовской Ремесленной Управы, где слыл «ферментатором табаку, сигарочным и кротильным мастером». С 1870 по 1881 гг. он мог только резать табачные листья и изготавливать табачные гильзы в доме Смирновой (совр. ул. Московская, 94), потом в доме Корольковой (совр. ул. Московская, 89). Из статуса цехового перешёл в статус временного купца, сначала второй гильдии, а с 1881 г. и первой. И в этом же году он получил разрешение на открытие своей табачной фабрики.....но за чертой оседлости Саратова и Саратовской губернии. И только в 1895 г. на общих основаниях в конце пятилетнего пребывания-проживания в Гродненской губернии (куда разрешали селить евреев без ограничений), по приезду в Саратов он получил полноценное свидетельство купца первой гильдии и смог открыть свою табачную фабрику в Саратове (ГАСО. Ф.2, оп.1, д.7371), для этого он за год до разрешения приобрёл дворовое место на углу улицы Астраханской и Московской площади , в 22-ом планном квартале у предпринимателя- колониста Э.Ф. Шиллера через посредника -лекаря Юделя Лейбы Шмомовича, уже давно "осевшего в городе" (ГАСО Ф. 656, оп.1, д. 429). Причиной таких трудностей была его иудейская вера, от которой он не мог отказаться и по российским законам того времени должен был пройти этот долгий и трудный путь. Жена его Сара (Неха) Гиллельовна умерла в 1900 г. в г. Гродно от милиарного туберкулёза, сам Левкович- старший умер в 1908г. ( ГАСО. Ф.94, оп.1, д. 2109). Его дело досталось сыну Иосифу Зельмановичу , который и выкупил табачную фабрику у Штафа в 1915г.
В советское время в угловом доме имения Штафов на Московской ул. в основном были коммунальные квартиры и различные учреждения. Сейчас здесь до сих пор находится коммунальное жильё. А в одноэтажном доме бывшего аптечного склада располагаются: стол государственной лотереи, магазин авто- мото- вело запчастей «Мотофаворит», магазин одежды «La moda», магазин цветов «Без повода», а во дворе городское «БТИ».
Источники: 1.Документы ГАСО; 2.Справочные источники г.Саратова; 3.Саратовские дореволюционные газеты; 4. Фото в общем доступе.