Найти в Дзене
Книжный ген

"У меня к вам несколько вопросов" Ребекки Маккай

Я намеренно отложила эту рецензию на осень, когда в руки само просится мрачное и медитативное. Поклонники Леонида Каневского, не проходите мимо, для вас кое-что интересное - — психологический детектив для любителей жанра трукрайм. Трукрайм - жанр контента, основанный на истории реального преступления. Я поостерегусь называть его жанром в литературе, на мой взгляд, в России в какую-то ветвь трукрайм не сформировался. Есть несколько программ, а писатели пусть и используют материалы настоящих уголовных дел, но лишь в качестве основы для сюжета, о которой мы иногда даже не догадываемся. В отличие от тех же Европы и США, где трукрайм бешено популярен. За границей о преступлениях самые обычные люди снимают подкасты и ролики, создают обсуждения и теории заговоров, пишут книги и выпускают документальное кино. Проводят огромное количество времени за собственным расследованием преступлений, нераскрытых или, по мнению общественности, раскрытых неверно. Сильное интернет-сообщество зачастую провоци

Я намеренно отложила эту рецензию на осень, когда в руки само просится мрачное и медитативное. Поклонники Леонида Каневского, не проходите мимо, для вас кое-что интересное -

— психологический детектив для любителей жанра трукрайм.

Трукрайм - жанр контента, основанный на истории реального преступления. Я поостерегусь называть его жанром в литературе, на мой взгляд, в России в какую-то ветвь трукрайм не сформировался. Есть несколько программ, а писатели пусть и используют материалы настоящих уголовных дел, но лишь в качестве основы для сюжета, о которой мы иногда даже не догадываемся. В отличие от тех же Европы и США, где трукрайм бешено популярен. За границей о преступлениях самые обычные люди снимают подкасты и ролики, создают обсуждения и теории заговоров, пишут книги и выпускают документальное кино. Проводят огромное количество времени за собственным расследованием преступлений, нераскрытых или, по мнению общественности, раскрытых неверно. Сильное интернет-сообщество зачастую провоцирует пересмотры уголовных дел, и даже спустя тридцать лет пропажа какой-нибудь неизвестной девушки может быть у всех на слуху. Наш менталитет устроен по-другому, и этот экскурс необходим для того, чтобы у вас не возникало вопроса мотивации героев. То, что случилось с Талией Кит в этой книге интересует действительно всех.

Фото с сайта tvernews.ru
Фото с сайта tvernews.ru

В 1995 года в элитной школе-интернате убивают юную звезду - Талию. Местное сообщество скорбит, негодует и с лёгкостью выдаёт полиции предполагаемого убийцу. Студенческая община - мирок закрытый и маленький. Спустя двадцать лет соседка Талии по комнате - Боди Кейн возвращается в стены альма-матер, чтобы преподавать курс юным подкастерам и, изо всех сил стараясь, не думать о смерти девушки. Резонанс дела Талии Кит, за совершение которого отбывает наказание один из преподавателей, продолжает будоражить интернет-сообщество даже двадцать лет спустя. Боди сомневается в решении суда, но в отличие от диванных следователей у неё есть воспоминания о той ночи. Наконец, наступает время задать несколько вопросов...

Фото Pinterest
Фото Pinterest

Несмотря на обещающую аннотацию, триллером эта история не является, и саспенса в ней необходимый для удержания внимания минимум. Главная героиня, Боди, от лица которой ведётся повествование, буквально физически зависима от правды в деле убийства соседки по комнате. Ощущение, что в тюрьме находится невиновный, занозой сидит в её сознании, и, не успевает нога героини ступить на землю бывшей школы, его заполняет прошлое. Весь текст по сути держится на нарративе ненадежного рассказчика - воспоминания студентов и Боди противоречат друг другу, создают полотно прошлого с огромными прорехами. Эти прорехи она заполняет рефлексией, рассуждениями и анализом доказательств, которые удалось добыть. Процесс параллелен ещё двум несанкционированным расследованиям дела Талии Кит: учеников Боди и стороннего подкастера. Действительно, трукрайм в США - буквально часть образа жизни.

У Маккай совершенно точно получилось создать интригующую завязку криминального романа. К середине текста она заводит читателя в тупик, и искусство в том, как из него предлагает выбраться. Вот тут я оказалась не удовлетворена - мне не хватило действия и энергии. Висевшее на крючке ружье не выстрелило, кровь не пущена. Напряжение не разрядилось сильной сценой, а финал и вовсе неоднозначен.

Фото Pinterest
Фото Pinterest

Однако, этот минус можно назвать весьма условным. Всё-таки Ребекка Маккай не писала классический детектив, или, повторюсь, триллер. Предметом её исследования прежде всего были темы буллинга, замалчивания насилия над женщиной, несовершенство судебной системы, этичности интернет-отмены и расследований не правоохранителями в целом. С точки зрения психологизма и дискуссионности поднятых тем, роман очень хорош.

Маккай честно рисует менталитет американцев с их биполярной толерантностью: мужчине ломают жизнь за связь с совершеннолетней особой по взаимному согласию, которой она по прошествии времени оказалась недовольна, но в то же время осужденному за убийство дают второй шанс и создают петиции с просьбой освобождения. Также честна она в изображении жизни свидетелей насилия и родственников умерших, чью смерть люди никак не могут забыть. Где грань между поиском правды и уважения к горю семей погибших, какое эго питают те, кто годами бьётся над разгадкой чужих смертей.

Для меня трукрайм так и остался загадкой чужой квартиры. А вы любите этот жанр?

Буду признательна за лайк и поддержку в виде комментария в эти темные времена на Дзене, если статья оказалась вам полезна. Конечно, буду рада подписке на наш с сыном канал о книгах. Интересных книг этой осенью, дорогие книголюбы.