Найти тему
Субъективный путеводитель

Нуруллабай. Ханский дворец, который украшали немецкие сектанты

Покорив Хиву, Россия изрядно обкорнала её владения, оставив хану лишь собственно Хорезмский оазис на левом берегу Амударьи. Окружённая Россией со всех сторон, Хива осталась и в стороне от железных дорог, пришедших в 1880-х годах в такую же вассальную Бухару, и в общем ханство превратилось в такую резервацию посреди пустыни, словно и забытую царскими властями. В таких условиях хивинский хан стал делать то, что делали правители многих потерявших перспективы государств - печально строить роскошные дворцы, коих в Хиве и её окрестностях за три века её столичной роли накопилось штук пять или семь.

Название дворца Нуруллабай, что можно перевести как Дворец Светлейшего Господина - он хотя и самый поздний в Хиве, но зато ближайший к центру, в пяти минутах ходьбы от главного входа в Ичан-Калу, укреплённый Внутренний город, который теперь смотрит большинство туристов. С севера дворец примыкает к Центральному парку, видимо возникшему из его сада, а с юга, где улица Независимости и канал Сирчалик - стена и ворота:

Левее ворот (если стоять к ним лицом) - Нуруллабай-медресе, то есть дворцовая школа, выпускники которой, возможно, получали работу в ханских покоях:

-2

За воротами - обветшалый дом Ибрагима-ходжи. Это был приближённый хана Мухаммеда-Рахима II. Не знаю точно, когда он умер, но видимо Нуруллабайский дворец хан перестроил в 1907-13 годах из его усадьбы, что косвенно подтверждает и местная легенда: якобы, некий бай Нурулла согласился отдать свою усадьбу хану только если тот назовёт дворец в его честь, и хан вместо того чтобы отрубить распоясавшемуся баю голову, послушно согласился.

-3

Мухаммед Рахим II к тому времени был уже стар, и доживая последние годы в старом Таш-Хаули, эту резиденцию строил для сына Асфандияра, взошедшего на престол в 1910 году. Как и бухарский Ситораи Мохи-Хоса, хивинский Нуруллабай строился не без влияния новых идей, с зеркалами и люстрами с российских фабрик и даже домовой электростанцией - неслыханное дело в Хорезме!

Однако снаружи Нуруллабай - тот же типично хивинский "ark", скрывающий все свои дворы и постройки за неприступной стеной без какого-либо декора - но не саманной, а из крепкого обожжённого кирпича. Он заметно крупнее обоих дворцов Старого города - по сути это полноценная крепость размером в 650 метров по периметру.

-4

Сложно сказать, о чём думал старый хан, делая сыну такой подарок и готовя его то ли к модернизации ханства (окружив техникой и искусством белых людей), то ли к восстанию против царя (построив крепость), то ли сначала к одному, а после к другому.

Модернизацию, однако, начатую в последние годы правления отца Асфандияр-хан свернул очень быстро, да и правил он недолго - о вожде туркменских басмасчей Джунаид-хане, захватившем власть в 1917 году, и последующем падении ханства, стоило бы написать отдельную статью. В этих стенах Асфандияр и был убит туркменами:

-5

Как я понимаю, внутри Нуруллабай устроен так же, как Таш-Хаули - тронный зал, судилище и гарем (жилая часть дворца), только больше и капитальнее. Всего там, говорят, около ста помещений... но я застал Нуруллабай закрытым и видимо в состоянии затяжной реставрации.

У главных ворот стоит очень красивое здание, образец всё того же немногочисленного "хивинского модерна" последних десяти лет существования ханства. Это ханская приёмная, построенная в 1910-12 годах уже самим Асфандияром, причём кое-где пишут, что в ущерб больнице, почте и русской школе. Однако как и в старину, приёмная оказалась единственной частью дворца, открытой для посещения:

-6

Музей в ней открылся недавно, и пока что перед глазами посетителей лишь пустые комнаты и "чистые" интерьеры - из мебели лишь изразцовые печи, но вид их очень необычен - и не среднеазиатский, и не русский:

-7

В некоторых путеводителях упоминается автор убранства этих загородных дворцов - Герман Меннонит: видимо, так в руках какого-нибудь копирайтера из турфирмы трансформировалось "german mennonites" - даже в Туркестане нашлось место для вездесущих русских немцев.

Меннониты - это протестанты "первой волны", оформившиеся в 1530-х годах в Голландии, и одной из главных черт их веры был категорический отказ от любого насилия, что обрекло их на вечные странствия: к каким бы властям меннониты не пришли, рано или поздно их пытались мобилизовать на военную службу, и не готовая к сопротивлению община просто снималась с места и уходила куда подальше.

В России они известны с 1789 года, а в Среднюю Азию пожаловали, когда в 1874 году царские власти таки признали их военнообязанными. С обжитых до того мест в Самарской губернии тогда снялось 76 меннонитских семей, и ушли они туда, куда было ближе - в Туркестан. Больше половины самарских меннонитов после долгих скитаний осели в Хивинском ханстве, сначала на границе оазиса, где на них регулярно нападали туркмены, а в 1881 году хан, осознавший их полезность, официально основал менноинтскую колонию в кишлаке Ак-Мечеть под Хивой, просуществовавшую до 1937 года, когда её обитателей депортировали на Памир.

-8

В древнем оазисе нимисы (так тут называли немцев) занимались привычными им вещами - земледелием и ремёслами, и когда в Хиву из Петербурга пришли заказанные ханом и визирем Исламом-ходжей проекты Александра Роопа - тех самых школы, больницы, почты и этой приёмной - немцев и привлёк к их воплощению хан. Так и получился этот странный "хивинский модерн", стилизация ни то Востока под Запад, ни то Запада под Восток. Дворец украшен совершенно не восточным вещами - вот например, возможно, единственный в Средней Азии старый камин:

-9

Увы, не знаю названия и назначения отдельных помещений. Это просто очень красиво:

-10

Особенно, как часто быват в Средней Азии - потолки, пусть даже и совершенно не среднеазиатского вида:

-11

Голые ангелочки и ангелицы - неслыханная на мусульманском Востоке вольность! Особенно в сочетании с полумесяцем:

-12

Что-то из интерьеров делалось по русским эскизам, по крайней мере часть убранства привезена из Петербурга, а например люстры хану подарил сам Николай II:

-13

Текстуры стен:

-14

Но самое красивое в ханской приёмной - голландские печи, изразцы которых так не похожи на творения местных мастеров:

-15

В целом, жалко, что пока открыто так немного - думаю, дворы и залы за высокой стеной собственно Нуруллабая вместе с этой приёмной вполне бы потянули на большую статью, даже если их убранство не сохранилось. Ну а пока что отправимся дальше.

-16

Дворцы хивинских ханов.

Куня-Арк и давняя история ханства.

Таш-Хаули. Дом, который построил Джинн.