Покорив Хиву, Россия изрядно обкорнала её владения, оставив хану лишь собственно Хорезмский оазис на левом берегу Амударьи. Окружённая Россией со всех сторон, Хива осталась и в стороне от железных дорог, пришедших в 1880-х годах в такую же вассальную Бухару, и в общем ханство превратилось в такую резервацию посреди пустыни, словно и забытую царскими властями. В таких условиях хивинский хан стал делать то, что делали правители многих потерявших перспективы государств - печально строить роскошные дворцы, коих в Хиве и её окрестностях за три века её столичной роли накопилось штук пять или семь.
Название дворца Нуруллабай, что можно перевести как Дворец Светлейшего Господина - он хотя и самый поздний в Хиве, но зато ближайший к центру, в пяти минутах ходьбы от главного входа в Ичан-Калу, укреплённый Внутренний город, который теперь смотрит большинство туристов. С севера дворец примыкает к Центральному парку, видимо возникшему из его сада, а с юга, где улица Независимости и канал Сирчалик - стена и ворота:
Левее ворот (если стоять к ним лицом) - Нуруллабай-медресе, то есть дворцовая школа, выпускники которой, возможно, получали работу в ханских покоях:
За воротами - обветшалый дом Ибрагима-ходжи. Это был приближённый хана Мухаммеда-Рахима II. Не знаю точно, когда он умер, но видимо Нуруллабайский дворец хан перестроил в 1907-13 годах из его усадьбы, что косвенно подтверждает и местная легенда: якобы, некий бай Нурулла согласился отдать свою усадьбу хану только если тот назовёт дворец в его честь, и хан вместо того чтобы отрубить распоясавшемуся баю голову, послушно согласился.
Мухаммед Рахим II к тому времени был уже стар, и доживая последние годы в старом Таш-Хаули, эту резиденцию строил для сына Асфандияра, взошедшего на престол в 1910 году. Как и бухарский Ситораи Мохи-Хоса, хивинский Нуруллабай строился не без влияния новых идей, с зеркалами и люстрами с российских фабрик и даже домовой электростанцией - неслыханное дело в Хорезме!
Однако снаружи Нуруллабай - тот же типично хивинский "ark", скрывающий все свои дворы и постройки за неприступной стеной без какого-либо декора - но не саманной, а из крепкого обожжённого кирпича. Он заметно крупнее обоих дворцов Старого города - по сути это полноценная крепость размером в 650 метров по периметру.
Сложно сказать, о чём думал старый хан, делая сыну такой подарок и готовя его то ли к модернизации ханства (окружив техникой и искусством белых людей), то ли к восстанию против царя (построив крепость), то ли сначала к одному, а после к другому.
Модернизацию, однако, начатую в последние годы правления отца Асфандияр-хан свернул очень быстро, да и правил он недолго - о вожде туркменских басмасчей Джунаид-хане, захватившем власть в 1917 году, и последующем падении ханства, стоило бы написать отдельную статью. В этих стенах Асфандияр и был убит туркменами:
Как я понимаю, внутри Нуруллабай устроен так же, как Таш-Хаули - тронный зал, судилище и гарем (жилая часть дворца), только больше и капитальнее. Всего там, говорят, около ста помещений... но я застал Нуруллабай закрытым и видимо в состоянии затяжной реставрации.
У главных ворот стоит очень красивое здание, образец всё того же немногочисленного "хивинского модерна" последних десяти лет существования ханства. Это ханская приёмная, построенная в 1910-12 годах уже самим Асфандияром, причём кое-где пишут, что в ущерб больнице, почте и русской школе. Однако как и в старину, приёмная оказалась единственной частью дворца, открытой для посещения:
Музей в ней открылся недавно, и пока что перед глазами посетителей лишь пустые комнаты и "чистые" интерьеры - из мебели лишь изразцовые печи, но вид их очень необычен - и не среднеазиатский, и не русский:
В некоторых путеводителях упоминается автор убранства этих загородных дворцов - Герман Меннонит: видимо, так в руках какого-нибудь копирайтера из турфирмы трансформировалось "german mennonites" - даже в Туркестане нашлось место для вездесущих русских немцев.
Меннониты - это протестанты "первой волны", оформившиеся в 1530-х годах в Голландии, и одной из главных черт их веры был категорический отказ от любого насилия, что обрекло их на вечные странствия: к каким бы властям меннониты не пришли, рано или поздно их пытались мобилизовать на военную службу, и не готовая к сопротивлению община просто снималась с места и уходила куда подальше.
В России они известны с 1789 года, а в Среднюю Азию пожаловали, когда в 1874 году царские власти таки признали их военнообязанными. С обжитых до того мест в Самарской губернии тогда снялось 76 меннонитских семей, и ушли они туда, куда было ближе - в Туркестан. Больше половины самарских меннонитов после долгих скитаний осели в Хивинском ханстве, сначала на границе оазиса, где на них регулярно нападали туркмены, а в 1881 году хан, осознавший их полезность, официально основал менноинтскую колонию в кишлаке Ак-Мечеть под Хивой, просуществовавшую до 1937 года, когда её обитателей депортировали на Памир.
В древнем оазисе нимисы (так тут называли немцев) занимались привычными им вещами - земледелием и ремёслами, и когда в Хиву из Петербурга пришли заказанные ханом и визирем Исламом-ходжей проекты Александра Роопа - тех самых школы, больницы, почты и этой приёмной - немцев и привлёк к их воплощению хан. Так и получился этот странный "хивинский модерн", стилизация ни то Востока под Запад, ни то Запада под Восток. Дворец украшен совершенно не восточным вещами - вот например, возможно, единственный в Средней Азии старый камин:
Увы, не знаю названия и назначения отдельных помещений. Это просто очень красиво:
Особенно, как часто быват в Средней Азии - потолки, пусть даже и совершенно не среднеазиатского вида:
Голые ангелочки и ангелицы - неслыханная на мусульманском Востоке вольность! Особенно в сочетании с полумесяцем:
Что-то из интерьеров делалось по русским эскизам, по крайней мере часть убранства привезена из Петербурга, а например люстры хану подарил сам Николай II:
Текстуры стен:
Но самое красивое в ханской приёмной - голландские печи, изразцы которых так не похожи на творения местных мастеров:
В целом, жалко, что пока открыто так немного - думаю, дворы и залы за высокой стеной собственно Нуруллабая вместе с этой приёмной вполне бы потянули на большую статью, даже если их убранство не сохранилось. Ну а пока что отправимся дальше.
Дворцы хивинских ханов.
Куня-Арк и давняя история ханства.
Таш-Хаули. Дом, который построил Джинн.