Найти тему
Журнал «History Project»

«Дива Годива»,«Раба на продажу» и другие картины с интересным сюжетом

Британский живописец-портретист Джон Малер Кольер создал свою знаменитую картину «Леди Годива» в 1898.

По преданию прекрасная наездница, окутанная романтическим ореолом, была супругой англосаксонского вельможи Леофрика, который жил в ХI столетии и был весьма могущественен. Он управлял городком Коверти, расположенном в восточной части Англии, местными жителями которого каждый год отдаваласьв казну немалую подать.

Годива, бывшая весьма сердобольной женщиной, не единожды обращалась к мужу с просьбами понизить налоги, однако тот постоянно ей отказывал. Один раз Леофрик, подвыпивший во время пира, при всех гостях заявил, что выполнит просьбу жены при одном условии: она должна проехаться по городу обнаженной. С его точки зрения, это было заведомо невыполнимое задание, однако супруга согласилась.

Час настал. Леди Годива укрылась волосами, словно плащом, и выехала из ворот замка. Смелость сиятельной дамы так поразила людей, что они, крепко закрыв ставни, сидели по домам, пока та не возвратилась обратно. Правителю ничего не оставалось, как снизить поборы, выполнив свое обещание. А история с его бесстрашной супругой стала достоянием литературы, живописи и других жанров искусства.

Для своей картины Кольер в качестве натурщицы пригласил театральную актрису Мейбл Пол. Ныне полотно находится в фондах Картинной галереи Герберта в Великобритании.

Испанский мастер кисти Хосе Хименес Оранда написал картину «Раба на продажу» в 1897.

-2

Невольничий рынок наполнен как потенциальными покупателями «живого товара», так и праздными зеваками, которые пришли просто поглазеть. Знойный воздух насыщен шаркающими звуками сандалий, в которых ходят люди по площади, вымощенной камнями. Мужчины порой останавливаются возле невольниц, прицениваются, сравнивают рабынь одну с другой.

Художник изобразил нагую девушку, сидящую на запыленной подстилке, которая является своего рода витриной. Она съежилась, напоминая слабую зверушку, загнанную в ловушку. Спина девушки прикрыта волосами, а на груди висит табличка с краткими сведениями на греческом языке. На ней – имя рабыни (Роза), количество лет (18), сумма для продажи (800 монет).

Живописец намеренно избрал такой ракурс, когда публика смотрит на невольницу сверху вниз. Так же рассматривают обнаженную фигуру любопытные мужчины, собравшиеся вокруг нее. Объект изображен так, что все пристальное внимание сфокусировано на нем, что дает возможность почувствовать зрителям те унизительные ощущения, которые переживает юная раба.

Данная работа – часть коллекции испанского Национального музея Прадо, расположенного в Мадриде.

Французский живописец Эмиль Пьер Метцмахер создал свою работу «Влюбленная пара собирает вишню» в 1869.

-3

Юная дева решила на рассвете полакомиться вишней. Очень торопясь, она выбежала в сад в ночной сорочке с голубым платком, спешно обмотанным вокруг поясницы. Сочные вишни были ей доступны только на нижних ветках. А вот верхние оказались так высоко, что красавица не могла до них дотянуться. Помощь не заставила себя долго ждать. Она пришла от черноволосого юноши, перегнувшегося через каменную ограду. Он сорвал небольшую гроздочку и поднес прямо к алым устам девушки, которая приняла ее в дар. Фигура красавицы наполнена сладострастным волнением. Ворот сорочки распахнулся, показав нагую грудь. Торс молодого человека также обнажен. Его спуск на землю со стены свидетельствует о том, что он проник в сад незаконно на тайное свидание.

Жест, которым незнакомец протягивает вишни, поразительно схож с тем, каким змей дает яблоко Еве на фреске «Грехопадение» Микеланджело. Так что можно сказать, что перед зрителями предстает в виде идиллической встречи в саду сцена соблазнения.

В настоящее время данное полотно находится в приватной коллекции.

Французский мастер Эдуар Деба-Понсан создал живописную работу «Истина, выходящая из колодца» в 1898.

-4

Притча о Правде и Лжи стала весьма популярной в живописи 2-ой половины XIX века. В ней повествуется, как хитроумная и чистосердечная товарки отправились купаться. При этом Ложь, обрядившаяся в одежды Правды, стала путешествовать по миру, спрятав пол маской добра собственную мерзость. Нагая Правда, выбравшись на сушу, отправилась искать похитительницу, но люди стыдили ее и даже гневались, не веря чистосердечию.

Автор изображает Добродетель в виде девушки, только-только ступившую на землю. Она предпринимает попытку освободиться от цепких мужских рук, при этом размахивает маленьким овальным зеркальцем. Представители сильного пола являются своего рода символами грубой силы и лицемерия. На лице одного их них – темная повязка, мешающая разглядеть его. Мужчины обнажают молодое женское тело, стягивая с него остатки ткани. Они желают предать позору героиню. Чувствуется напряженность и динамизм движений действующих лиц. Увы, но итог этой борьбы предсказуем.

Ныне работа сберегается в мэрии французского города Амбуаз.

Еще один талантливый француз Жан-Леон Жером написал картину «Пигмалион и Галатея» в 1890.

-5

Основа картины – известный античный миф о том, как скульптор полюбил собственное творение. Мастер, который проживал на о. Кипр, считал своих соотечественниц несовершенными. Один раз он создал прекрасную статую, влюбившись в нее. Скульптор понимал, что его положение безнадежно, поэтому обратился к Афродите и стал умолять ее дать ниспослать ему супругу, которая была бы похожа на созданный им идеальный образ. Древнегреческая богиня любви и красоты поразилась такой силе чувств, проявила милосердие и оживила статую.

На картине – кульминация легенды. В холодную бессловесную деву постепенно вливается жизнь, и она может отвечать на ласки своего творца. Склоненный корпус в его верхней части уже приобрел цвет человеческого тела, а вот ноги красавицы пока белоснежные. Им еще предстоит превращение из мраморных в теплые человеческие.

Мастерская ваятеля наполнена символическими деталями. Драматические маски – намек на театральность того, что происходит. Щит – символ жертвенности. В мастерской также стоят три статуэтки. Одна из них в виде важной матроны с зеркалом является олицетворением эгоистических устремлений и самолюбования. Две другие в виде Дианы-охотницы и матери с дитем – женственности.

Эта картина – часть коллекции американского музея Метрополитен в Нью-Йорке.