Золотое сечение является предметом дискуссий среди математиков, историков, психологов, художников и т.д. На протяжении веков. Чаще всего его происхождение и использование в греческих науках и архитектуре является предметом дискуссий. Некоторые утверждают, что греки использовали иррациональное число в повседневной жизни, в то время как другие считают обратное: что греки даже не знали об этой пропорции. В этой статье рассматривается история золотого сечения и его использование в греческой архитектуре и строительстве, которые, возможно, являются одними из наиболее важных памятников древней цивилизации. Золотое сечение - это явление в геометрии, при котором прямая линия делится на 2 отрезка в соотношении 1,618. Отношение длины всей линии к длине отрезка равно отношению длины отрезка к длине отрезка и так далее. Это соотношение также обозначается греческой буквой phi (φ). Многие авторы, математики и историки утверждали, что Пифагор впервые использовал это соотношение в геометрии. Однако в сохранившихся фрагментах его работы это соотношение не упоминается. Впервые в греческой науке золотое сечение было четко упомянуто Евклидом в 300 году до нашей эры. Это почти через два столетия после смерти Пифагора. Тем не менее, из-за известного увлечения греков иррациональными числами в математике, вполне вероятно, что золотое сечение появилось еще до Евклида.
Золотое сечение также часто называют “божественным” соотношением, и считается, что оно имеет огромное значение для существования всей Вселенной. Впервые это соотношение было явно связано с божественным началом итальянским математиком Лукой Пачоли около 1509 года. В своей книге “О божественной пропорции” он изучил рисунки Леонардо да Винчи и пришел к выводу, что это соотношение должно быть "божественным" по своей природе. Позже, впервые это соотношение было названо “золотым” немецким математиком Мартином Омом в 1835 году. Позднее, в середине 19 века, золотое сечение было популяризировано немецким психологом Адольфом Цислингом. Он утверждал, что это соотношение можно рассматривать как своего рода “универсальный закон”, указывая на его выражение в геометрии природных объектов. Пропорции можно определить по кристаллам, листьям, форме ветвей и даже нервам животных. Многие образцы древнего искусства и архитектуры были проанализированы и, как утверждается, спроектированы в соответствии с золотым сечением. Великие пирамиды в Гизе, Стоунхендж, "Тайная вечеря" Да Винчи и "Сотворение Адама" Микеланджело - одни из самых популярных примеров. Золотое сечение до сих пор присутствует в греческой скульптуре, хотя и используется намеренно или нет для определения наилучших пропорций человеческого тела. Использование пропорций в архитектуре было очень важно для древних греков. Это был их основной способ составления и строительства храмов на математической основе. Они также использовали пропорции, чтобы придать важность и смысл своей архитектуре. Вот тут-то и возникает предостережение при определении того, строили ли греки в соответствии с золотым сечением. Греки применяли строгую систему пропорций во всех своих архитектурных творениях, и золотое сечение может быть использовано в качестве такой системы пропорций, на которой основывается любой дизайн. Совпадение этих систем приводит к путанице в отношении использования золотого сечения греками.
К 5 веку до н.э. греки разработали метод проектирования храмов в дорическом стиле. Это позволило им точно планировать проекты, ускорить процесс строительства и достичь единства в архитектуре. Чтобы определить фундамент храма, архитектору необходимо было знать его общую длину и количество колонн. Для большинства дорических храмов было стандартным иметь шесть колонн спереди. Таким образом, было принято решение о колоннах по бокам храма, количество которых обычно варьировалось от десяти до шестнадцати. Соотношение количества колонн спереди и количества колонн по бокам определяло общую форму храма. Это было известно как соотношение количества колонн. Соотношение количества колонн затем использовалось в качестве соотношения для стилобата храма в некоторых из самых ранних храмов. Он также использовался в качестве соотношения крепей в большинстве храмов, построенных между 535 и 320 годами до нашей эры. Ключом к дизайну большинства дорических храмов было то, что ширину триглифа можно было определить по длине крепи. Размеры триглифа были определены путем умножения количества колонн на пять и деления полученного результата на длину. Отмечая эту длину, архитектор мог определить, на каком расстоянии друг от друга необходимо разместить колонны, чтобы они впоследствии совпали с фризом. Этот метод был применен к большинству, если не ко всем, греческих дорических храмов, за редким исключением. В первую очередь к знаменитому Парфенону.
О Парфеноне, возможно, самом известном греческом храме, неоднократно говорили, что он был построен в соответствии с золотым сечением. Однако, скорее всего, он был основан на основных греческих методах проектирования дорических храмов, которые затем были изменены для повышения его значимости. Исследования, посвященные проектированию и строительству Парфенона, показали, что использованное соотношение составляло 1:2,25. Чтобы храм был построен в соответствии с золотым сечением, это число должно было составлять 1,618. Использование соотношения 1:2,25 позволило стилобату легко вписаться в несколько более широкую конструкцию, а ступени при этом были почти одинаковой ширины. Это число также повторяется в соотношении диаметра колонны к расстоянию между осями колонн. Есть и другие аспекты Парфенона, которые подтверждают предположение о том, что он не был построен в соответствии с золотым сечением. Сторона Парфенона, которая чаще всего рассматривается с точки зрения гипотетического золотого сечения, является задней частью храма, а не передней. В Древней Греции те, кто хотел попасть в храм, должны были обойти его и зайти с противоположной, восточной стороны. Большинство древнегреческих храмов были ориентированы с востока на запад, но Парфенон ориентирован с северо-востока на юго-запад. Если бы Парфенон был спроектирован в соответствии с этой “божественной” пропорцией, его архитекторы подчеркнули бы узкую сторону храма, где это было применено. Это означает, что храм был бы более точно ориентирован с востока на запад, чтобы соединяться с единственным входом в Акрополь. Из-за его ориентации при приближении к Парфенону длинная и узкая стороны видны под определенным углом. Наконец, при исследовании высоты Парфенона с точки зрения пропорций золотого сечения аналитику пришлось бы встать на оси узкой западной стороны. Однако в древние времена было невозможно стоять там и рассматривать Парфенон под таким углом. В то время здесь была построена Халкотека, здание длиной 43 метра, в котором хранились дары, принесенные Афине. Это показывает, что архитектор никогда не планировал рассматривать Парфенон под таким углом, чтобы ощутить эти гипотетические “божественные” пропорции. Использовалось ли золотое сечение в греческой архитектуре? Хотя никто не может сказать наверняка, есть несколько примеров, которые указывают на возможное использование золотого сечения в греческой архитектуре. Можно заметить, что греки особенно любили использовать систему пропорций для своих самых важных дорических храмов. Остается открытым вопрос, достаточно ли этого, чтобы доказать, что они знали о золотом сечении, или же математические пропорции были просто совпадением.
Понравился материал? подписывайся, ставь лайк.