Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Карта для культпохода: почти 73% молодых татарстанцев знают путь к прекрасному

Порядка 290 тысяч жителей Татарстана от 14 до 22 лет владеют Пушкинской картой.

РИА Новости
РИА Новости

За три года работы проекта «Пушкинская карта» ее оформили свыше 288 тысяч татарстанцев в возрасте от 14 до 22 лет. По этому показателю Татарстан занимает 4-е место среди российских регионов после Москвы (907 тысяч), Санкт-Петербурга (554 тысячи) и Краснодарского края (305 тысяч). А вот по доле участников Татарстан входит в тройку лидеров — 79,9 процента (по состоянию на 1 августа 2023 года выпустивших Пушкинскую карту в мобильном приложении «Госуслуги Культура» было 72,9 процента от общего количества детей и молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, зарегистрированных на территории республики). Опережают республику культурная столица России (115,44 процента) и Первопрестольная (83,07 процента). Об этом «Вечерней Казани» рассказали в региональном министерстве культуры.

Всего же, по данным министра культуры России Ольги Любимовой, в стране выпущено уже более 10 миллионов Пушкинских карт, приобретено по ним 53 миллиона билетов ( почти 30 миллионов — в 2023 году). Напомним, что проект стартовал в сентябре 2021 года. Главной целью программы является популяризация культурных мероприятий и учреждений. На карте у каждого владельца карты лежит 5 тысяч рублей. В течение года их можно потратить на покупку билетов в кино, театр, музей, концерт и прочее.

Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

— За первое полугодие 2024 года организациями всех форм собственности республики было продано более 624 тысяч билетов на общую сумму 236,7 миллиона рублей. По сравнению с предыдущими двумя годами, за аналогичный период объемы продаж увеличились в среднем на 5 процентов (5,1 процента — рост по сравнению с 2022 годом, 4,8 процента к 2023 году), — сообщила министр культуры Татарстана Ирада Аюпова.

На портале «PRO.Культура.РФ» по состоянию на 28.08.2024 в качестве участников программы «Пушкинская карта» зарегистрировано 487 республиканских организаций (62 государственных, 392 муниципальных организаций, 33 частных).

Ранее министр культуры России Ольга Любимова утверждала, что чаще всего Пушкинскую карту используют при походе в кино – 40 процентов. Еще 25 процентов приходится на театры и только 17 процентов на музеи. При этом потратить весь лимит на «самое важнейшее из искусств» не получится — из заявленных 5 тысяч лишь 2 тысячи рублей. Тем не менее, молодые татарстанцы поддерживают общероссийский тренд на кинопоходы.

— На сегодняшний день, действительно, наибольшего внимания владельцев Пушкинской карты удостаиваются киноучреждения — ГБУК «Государственное учреждение «Татаркино» (продано 19,4 тысячи билетов на сумму 7,7 миллиона рублей), из частных кинотеатров вырываются Бугульминский кинотеатр ООО «Мадагаскар» (42,7 тысячи билетов, 13,3 миллиона рублей) и Нижнекамский кинотеатр ООО «САНСИТИ» (29,6 тысячи билетов, 9,2 миллиона рублей), — подтвердила Аюпова.

Неожиданно, но в затылок кинотеатрам дышит Татарская государственная филармония им. Г. Тукая (более 13,3 тысячи билетов на общую сумму 10,4 миллиона рублей). Далее по популярности идет Казанский государственный театр юного зрителя (9,8 тысячи билетов на сумму 9 миллионов рублей).  В театр им. Галиасгара Камала по Пушкинской карте продали 10,8 тысячи билетов на сумму 7,9 миллиона рублей). На 7-й строчке театр имени В.И. Качалова (11,3 тысячи билетов, 6,9 миллиона рублей). ООО «Молодежный театр на Булаке» (6,7 тысячи билетов на сумму 5,8 миллиона рублей) — на 8-й позиции. Замыкают десятку самых посещаемых молодежью учреждений культуры МАУК «Русский драматический театр «Мастеровые» (5,7 тысячи билетов, 5,7 миллиона рублей) и Театр драмы и комедии им. К. Тинчурина (10,1 тысячи билетов, на сумму 5,4 миллиона рублей).

А вот одна из самых посещаемых и любимых туристами достопримечательность татарстанской столицы — ГБУ «Музей-заповедник «Казанский Кремль» (почти 4,5 миллиона туристов по итогам 2023 года. — «ВК»), в топ-10 не попал. Ему удалось продать 12,6 тысячи билетов на сумму 4,2 миллиона рублей. На миллион меньше у ГБУК «Национальный музей Республики Татарстан». ГБУК РТ «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан» реализовал 5,8 тысячи билетов и заработал 1,8 миллиона рублей.

Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

— Среди муниципальных музеев молодежи нравится посещать МБУ «Музей истории Тетюшского края» (продано 5 тысяч билетов на сумму 1,4 миллиона рублей), — отметили в Минкульте Татарстана.

В Казанском Кремле довольны результатом и говорят, что поток молодежи стабильно растет: если с 1 сентября 2021 года (старт программы «Пушкинская карта») до нового 2022 года по Пушкинской карте музей-заповедник посетили 10 864 человека,  за 2022 год — 24 021 человек, то за прошлый год уже на 4 тысячи 260 человек больше. А с января по 25 августа текущего года поток молодежи уже вплотную приблизился к 20 тысячам.

— Проект хороший и нужный. Он мотивирует не только молодых людей в возрасте 14—22 лет интересоваться историей, культурой, искусством, но и сами музеи создавать проекты, которые были бы интересны молодой аудитории, — прокомментировали «Вечерней Казани» в музее-заповеднике «Казанский Кремль».

Их коллеги из Свияжска также позитивно оценивают программу.

— Мероприятия по Пушкинской карте посещают порядка 3000—4000 человек в год. Эта цифра небольшая, поскольку у нас практически нет местной целевой аудитории. Добраться самостоятельно до нас молодым людям этого возраста непросто. С конца 2023 года мы усилили работу с образовательными учреждениями. Для групп предусмотрен пакет мероприятий (экскурсии, мастер-классы, занятия с педагогами), подбором и помощью в организации занимается наш музейный туроператор «Остров-тур». Безусловно, Пушкинская карта мотивирует и делает доступнее культурные мероприятия. Эти 5 тысяч не так уж трудно потратить при таком разнообразии событий, — констатировала пресс-секретарь музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Юлия Нуреева.

Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

В целом музейщики сходятся во мнении, что механизм работает, помогает и семейному бюджету с точки зрения экономии, и учреждениям культуры, в которые теперь хоть иногда, но попадает самая не ходящая в них аудитория. Однако мотивация больше для родителей и школ, так как если раньше нужно было оплачивать билеты самостоятельно, что «било» по карману и, соответственно, ограничивало количество выходов, то сейчас этого нет. А вот что касается самих школьников и студентов, то многие не хотят связываться с Госуслугами, через которые и оформляется Пушкинская карта, из-за многоступенчатой процедуры приобретения билета и необходимости помнить пароли. Кроме того, случаются и сбои. Впрочем, их становится все меньше.

— Проблемы с покупкой случались в самом начале работы, чаще всего при желании воспользоваться физической картой, — рассказала Нуреева.

В Казанском Кремле добавили, что технические неполадки были преимущественно из-за DDos-атак на сервисы банков.

— Значительные сбои не наблюдались. Каждый раз появляются новшества, которые позволяют улучшить работу над проектом. Обеспечить прозрачность и стабильность работы всех систем: начиная от подготовки содержания контента, обеспечения продажи и покупки билетов, без всякого рода нарушений как со стороны приобретателей билета, так и со стороны учреждений, предоставляющих услуги в области культуры, заканчивая гашением билетов. Так, например, начиная с 1 июля 2024 года Почта Банком установлено ограничение, при котором приобретатель билетов больше не сможет осуществлять покупку билета на мероприятие в нарушение правил программы. Напомню, что ранее один молодой человек имел техническую возможность приобретения более одного билета на одно и то же мероприятие. Сейчас такое будет невозможно благодаря установке новой системы, — заверила Аюпова.

Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Галия Шакирова/«Вечерняя Казань»

Законодатели предлагают расширить программу Пушкинской карты, включить в нее пенсионеров, младших школьников и дошкольников, а также сохранять непотраченные деньги молодых сельчан, потому что они просто не успевают посещать культурные мероприятия. Если с первой категорией все понятно, то по дошкольникам у музейщиков возникают логичные вопросы: «А как дошкольники через Госуслуги будут регистрироваться? Как оформлять билеты, если пришла группа детского сада, а из законных представителей два родителя на всех?».

— Общепринятой практикой является требование наличия доверенности от родителей (законных представителей) на каждого ребенка. Однако если все родители дали письменное согласие на участие своего ребенка в данной экскурсии и на оставление его под опекой педагога, то в этом случае можно обойтись одной доверенностью на всех детей, — пояснила министр культуры Татарстана.

Сами сотрудники музеев, у которых есть дети-школьники, предлагают добавить в программу возможность покупки учебников и книг по школьной программе, а ещё включить многодетные семьи, потому что любой культпоход это стресс для среднестатистического многодетного бюджета.

Автор материала: Галия Шакирова