Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Поцелуй, разбившийся о камни. Огюст Роден и Камилла Клодель: трагедия любовного безумия

Это был страстный, безрассудный, поднимающий до немыслимых высот и низвергающий в бездну преисподней мучительный роман. Роден и скульптура составляли для Камиллы весь мир, но в мире возлюбленного для неё было отведено всего лишь определённое место, ограниченное его волей. К тому же в жизни Огюста Родена всё время незримо присутствовала другая женщина. Роза Бёре, простая швея, в молодости обладавшая весьма привлекательной, хотя и «деревенской» наружностью, послужила моделью для ранних его работ. Они познакомились в 1864 году, а в 1866 у пары родился сын Огюст. Несмотря на непостоянство Родена и то, что за четверть века он так и не удосужился заключить брак с матерью своего ребёнка, Роза Бёре оставалась его спутницей на протяжении всей жизни. Она неграмотна, необразованна, ничего не понимает в искусстве и не может поддержать интеллектуальную беседу, но эта женщина бралась за самую тяжёлую работу, чтобы прокормить семью в годы лишений и безденежья, когда Роден ещё не приобрёл известность;
Оглавление

Это был страстный, безрассудный, поднимающий до немыслимых высот и низвергающий в бездну преисподней мучительный роман. Роден и скульптура составляли для Камиллы весь мир, но в мире возлюбленного для неё было отведено всего лишь определённое место, ограниченное его волей.

Начало истории:💔

К тому же в жизни Огюста Родена всё время незримо присутствовала другая женщина. Роза Бёре, простая швея, в молодости обладавшая весьма привлекательной, хотя и «деревенской» наружностью, послужила моделью для ранних его работ.

Огюст Роден. «Вакханка» («Осенний виноград»), 1874. Скульптору позировала Роза Бёре
Огюст Роден. «Вакханка» («Осенний виноград»), 1874. Скульптору позировала Роза Бёре

Они познакомились в 1864 году, а в 1866 у пары родился сын Огюст. Несмотря на непостоянство Родена и то, что за четверть века он так и не удосужился заключить брак с матерью своего ребёнка, Роза Бёре оставалась его спутницей на протяжении всей жизни. Она неграмотна, необразованна, ничего не понимает в искусстве и не может поддержать интеллектуальную беседу, но эта женщина бралась за самую тяжёлую работу, чтобы прокормить семью в годы лишений и безденежья, когда Роден ещё не приобрёл известность; была рядом в горе и в радости и никогда не жаловалась, поэтому он не решался оставить её, считая это предательством.

Обожающая его Камилла Клодель была обречена довольствоваться вторыми ролями – и в творчестве, и в любви. Надлом в её измученной душе, который ширился день ото дня, довершил новый сокрушительный удар: будучи беременной, она потеряла ребёнка. Больше иметь детей Камилла не могла.

Огюст Роден – французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры
Огюст Роден – французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры
Камилла Клодель – французский скульптор и художница-график. Ученица Родена, его муза и любовница
Камилла Клодель – французский скульптор и художница-график. Ученица Родена, его муза и любовница

Круг замкнулся: мать осуждала её греховную связь с Роденом, поэтому Камилла вынуждена была уйти из родного дома; любовь, не находившая выхода и терзавшая её, трансформировалась в ненависть. Всё зло и несовершенство мира воплотились в одном человеке. В 1893 году – спустя 10 лет – Камилла Клодель разорвала отношения с Огюстом Роденом, хотя и поддерживала с ним общение в течение последующих пяти лет, до 1898 года.

Роден, чувствуя вину перед ней, рассылает письма редакторам журналов, чиновникам и критикам, обращая их внимание на свою талантливую ученицу, рекомендует своим заказчикам и пытается помочь деньгами. Но Камилла глубоко уязвлена и не принимает помощи от того, кто разбил ей сердце. Она стремится к полной независимости от него не только в жизни, но и в искусстве, желая доказать свою творческую состоятельность, и раздражается от любого сравнения с мэтром – даже хвалебного.

Постепенно средства заканчиваются, ей не на что жить и приходится отказываться от приглашений знакомых, поскольку для выхода в свет нет ни приличной шляпки, ни платья, ни целых башмаков.

Камилла Клодель. «Аврора», vers. 1900
Камилла Клодель. «Аврора», vers. 1900
Огюст Роден. «Глава печали», 1882
Огюст Роден. «Глава печали», 1882

Всё чаще Камилла замыкается в себе, всё чаще остаётся в своей мастерской, неделями не выходя на улицу и работая до изнеможения. Соседи старого дома №19 на набережной Бурбон лишь по утрам видят растрёпанную, неопрятную, измождённую женщину, забирающую у порога доставленные продукты – скудный набор, которого едва хватало, чтобы не умереть с голоду.

В это время начинают проявляться первые признаки душевного расстройства. Камилла страдает приступами неукротимого гнева и во время них молотком разбивает вдребезги только что созданные скульптуры, движимая страхом, что её замыслами воспользуется Роден. В холодной нетопленной мастерской гуляют сквозняки, царит хаос и запустение, жилище утопает в грязи.

В начале 1900-х Камилла Клодель страдает паранойей и манией преследования, она обвиняет Родена в присвоении творческих идей. Любовь выжгла её душу и сокрушила разум.

«Когда мать узнала, что я сплю с Роденом, она запретила мне показываться в ее доме, утверждая, что страсть захватила мой разум и глубоко его поразила. Это ужасное, ранящее состояние — быть человеком, от которого отреклись». Камилла Клодель
«Когда мать узнала, что я сплю с Роденом, она запретила мне показываться в ее доме, утверждая, что страсть захватила мой разум и глубоко его поразила. Это ужасное, ранящее состояние — быть человеком, от которого отреклись». Камилла Клодель
«Зрелый возраст» (L'Âge mûr) – скульптурная группа, над которой Камилла работала в период 1894–1900 гг. Если трактовать смысл изваяния буквально, то зрелый возраст – возраст потерь, Уходит молодость, красота, смерть забирает любимых. Однако по сути это мощная аллегория разрыва Камиллы Клодель с Роденом. Молодая женщина (Камилла Клодель) в отчаянии простирает руки к мужчине (Огюст Роден), увлекаемому прочь другой женщиной, немолодой и некрасивой (Роза Бёре). Как раз в это время Роден принял окончательное решение остаться с Розой и переехал к ней в Бельвю
«Зрелый возраст» (L'Âge mûr) – скульптурная группа, над которой Камилла работала в период 1894–1900 гг. Если трактовать смысл изваяния буквально, то зрелый возраст – возраст потерь, Уходит молодость, красота, смерть забирает любимых. Однако по сути это мощная аллегория разрыва Камиллы Клодель с Роденом. Молодая женщина (Камилла Клодель) в отчаянии простирает руки к мужчине (Огюст Роден), увлекаемому прочь другой женщиной, немолодой и некрасивой (Роза Бёре). Как раз в это время Роден принял окончательное решение остаться с Розой и переехал к ней в Бельвю

В 1902 году представилась возможность выставить свои работы в Праге, но Клодель, движимая гордыней и отчаянием, отказалась: «Конечно, в Праге, если я соглашусь выставиться бок о бок с г-ном Роденом, чтоб он мог, как ему того хотелось бы, изображать моего покровителя, давая понять, что мои работы всем обязаны его наставлениям, я имела бы некоторые шансы на успех, который, исходя от него, к нему бы и вернулся. Но я не в настроении и дальше позволять делать из меня посмешище этому мошеннику, этому двуличному человеку (всеобщему нашему учителю, как он утверждает), для него первое удовольствие издеваться над людьми».

Читайте также:🎨

В 1905 году, когда французский декоратор и дизайнер Эжен Бло устроил выставку работ Камиллы в своей галерее, она начала систематически уничтожать созданные скульптуры, и ей был поставлен диагноз «шизофрения».

Несмотря на глубочайшее отчаяние и начинающийся распад личности, именно в этот период (1893–1905) Камилла Клодель создала самые оригинальные свои работы – «croquis d'après nature» (наброски с натуры) – великолепные скульптуры, сочетающие мрамор, оникс, бронзу и воплозающие идею одиночества
Несмотря на глубочайшее отчаяние и начинающийся распад личности, именно в этот период (1893–1905) Камилла Клодель создала самые оригинальные свои работы – «croquis d'après nature» (наброски с натуры) – великолепные скульптуры, сочетающие мрамор, оникс, бронзу и воплозающие идею одиночества
Камилла Клодель. «Глубокая мысль» (Profonde pensée), 1898
Камилла Клодель. «Глубокая мысль» (Profonde pensée), 1898
-11

Мать отреклась от Камиллы, сестра Луиза, всегда завидовавшая её свободомыслию, теперь злорадно торжествовала победу и проявляла полное безразличие к судьбе бунтарки. Только отец и брат Поль поддерживали её морально и финансово, но Поль в 1906 году женился и после свадьбы уехал в Китай, отец умер 2 марта 1913 года – Камилле о его смерти не сообщили.

10 марта того же года Камилла Клодель с согласия брата была помещена в психиатрическую лечебницу в Нёйи-сюр-Марн, откуда в 1914, в связи с продвижением немецких войск, переведена в клинику в Монтедеверже близ Авиньона. Отрезанная от жизни, заживо погребённая в этом приюте скорби, она проведёт здесь 30 лет – до последних дней, и больше никогда не притронется к глине.

За все годы ни мать, ни сестра ни разу не навестили её, она не получала ни известий, ни писем. Поль Клодель – дипломат, поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель – посещал сестру раз в несколько лет, но упорно говорил о ней в прошедшем времени, отказывая в праве существовать.

Камилла Клодель. «Это одиночество просто невыносимо, – писала она врачу в 1915 году. – Тоска переполняет меня, я просто не могу ей сопротивляться».
Камилла Клодель. «Это одиночество просто невыносимо, – писала она врачу в 1915 году. – Тоска переполняет меня, я просто не могу ей сопротивляться».
Камилла Клодель, Бюст Поля Клоделя в возрасте 37 лет, 1905–1913 гг.
Камилла Клодель, Бюст Поля Клоделя в возрасте 37 лет, 1905–1913 гг.

Несмотря на неоднократные обращения врачей к родственникам с предложением забрать Камиллу из клиники, поскольку она не представляет опасности, не нуждается в изоляции и на неё благотворно подействовала бы семейная атмосфера, несчастная оставалась в мрачных ледяных стенах. 1 июня 1920 года доктор Брюне направил письмо матери Камиллы, пытаясь воззвать к её чувствам. Ответа не последовало.

«Не могу больше выносить крики всех этих созданий! Боже, как же мне хочется снова оказаться в родном Вильнёве! Не для того я так работала, чтобы закончить жизнь под многозначным номером в сумасшедшем доме!», – в отчаянии пишет Камилла.

Камилла Клодель умерла 19 октября 1943 года и похоронена на кладбище Монтафет. В официальном заключении значилось: «На момент кончины у мадмуазель Клодель не было никакого личного имущества, равным образом в её деле не были обнаружены бумаги, имеющие ценность хотя бы как память о ней.»

Огюст Роден. «Данаида» (1901, Новая глиптотека Карлсберга). Пожалуй, одна из лучших работ скульптора, которую можно назвать олицетворением трагической судьбы его возлюбленной. Молодая прекрасная женщина в глубоком отчаянии опустилась на землю. Она приникла к холодному камню, утопая в волнах собственных волос. Робкий свет падает на чувственные изгибы дивного тела, исполненного неизъяснимой гармонии и безутешного горя
Огюст Роден. «Данаида» (1901, Новая глиптотека Карлсберга). Пожалуй, одна из лучших работ скульптора, которую можно назвать олицетворением трагической судьбы его возлюбленной. Молодая прекрасная женщина в глубоком отчаянии опустилась на землю. Она приникла к холодному камню, утопая в волнах собственных волос. Робкий свет падает на чувственные изгибы дивного тела, исполненного неизъяснимой гармонии и безутешного горя
По легенде данаиды – пятьдесят дочерей царя Даная, 49 из которых убили своих мужей в первую брачную ночь кинжалами, которые им дал отец, или булавками из причёсок, и только одна – Гипермнестра – сохранила жизнь своему мужу Линкею, потому что любила его. Данаиды за мужеубийство были осуждены в подземном царстве Аида наполнять водой бездонную бочку; отсюда выражения «работа Данаид» («Данаидова бочка»).– бесплодная, бесполезная, нескончаемая работа
По легенде данаиды – пятьдесят дочерей царя Даная, 49 из которых убили своих мужей в первую брачную ночь кинжалами, которые им дал отец, или булавками из причёсок, и только одна – Гипермнестра – сохранила жизнь своему мужу Линкею, потому что любила его. Данаиды за мужеубийство были осуждены в подземном царстве Аида наполнять водой бездонную бочку; отсюда выражения «работа Данаид» («Данаидова бочка»).– бесплодная, бесполезная, нескончаемая работа

После разрыва с Камиллой Клодель талант Родена словно угас, и он больше не создал ничего значительного. К старости именитый скульптор стал ещё более падок на женскую красоту, и его окружали бесчисленные любовницы – циничные хищницы, беззастенчиво разворовывавшие имущество мастера.

19 января 1917 года на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание 76-летнего Огюста Родена с его давней преданной подругой Розой Бёре. Она уже была тяжело больна и скончалась через 25 дней после церемонии. А 17 ноября того же года скоротечное воспаление лёгких унесло жизнь прославленного ваятеля.

Непокорная возлюбленная пережила своего обожаемого и ненавистного кумира на долгие четверть века.

«Я так и вижу её, эту горделивую девушку, в триумфальном расцвете красоты и гения», – сказал о ней Поль Клодель.

Огюст Роден и Роза Бёре в своем саду в Мёдоне
Огюст Роден и Роза Бёре в своем саду в Мёдоне
-17
«Бунт против природы: женщина – гений!»  Французский писатель, романист, драматург, публицист и художественный критик, член Академии Гонкуров Октав Мирбо – о Камилле Клодель
«Бунт против природы: женщина – гений!» Французский писатель, романист, драматург, публицист и художественный критик, член Академии Гонкуров Октав Мирбо – о Камилле Клодель

Больше интересного:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

До встречи на канале!

Огюст Роден, «Поцелуй», 1889. «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Эмиль Антуан Бурдель – французский скульптор, ученик Огюста Родена
Огюст Роден, «Поцелуй», 1889. «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Эмиль Антуан Бурдель – французский скульптор, ученик Огюста Родена
Камилла Клодель. «Вальс», 1889–1893
Камилла Клодель. «Вальс», 1889–1893
-21
Камилла Клодель. «Волна», 1897
Камилла Клодель. «Волна», 1897
-23
Камилла Клодель (в центре), ее сестра Луиза (справа рядом с ней) и английская скульптор Джесси Липскомб (слева), Париж, 1887. На фортепиано – бюст Луизы
Камилла Клодель (в центре), ее сестра Луиза (справа рядом с ней) и английская скульптор Джесси Липскомб (слева), Париж, 1887. На фортепиано – бюст Луизы
В 1988 году режиссёр Брюно Нюиттен снял фильм-биографию Камиллы Клодель. Её образ воплотила на экране Изабель Аджани, в роли Родена снялся Жерар Депардьё.
В 1988 году режиссёр Брюно Нюиттен снял фильм-биографию Камиллы Клодель. Её образ воплотила на экране Изабель Аджани, в роли Родена снялся Жерар Депардьё.
Огюст Роден. «Мысль» (Камилла Клодель), 1895
Огюст Роден. «Мысль» (Камилла Клодель), 1895
«Судьба свела Родена с существом, казалось, специально избранным для него из тысяч. Как жаль, что лишь теперь он встретил ту, что словно создана была стать его подругой и ученицей. Она была молода и прелестна, в ней чувствовалась порода…»  Жюдит Кладель, биограф Родена
«Судьба свела Родена с существом, казалось, специально избранным для него из тысяч. Как жаль, что лишь теперь он встретил ту, что словно создана была стать его подругой и ученицей. Она была молода и прелестна, в ней чувствовалась порода…» Жюдит Кладель, биограф Родена