Все большие кризисы видны на бирже задолго до начала, примерно за год. Еще выходит хорошая отчетность, а цены уже не растут. Или, наоборот, происходят слишком большие росты в отдельных активах, не обусловленные реальным положением дел. Или выходит специфическая статистика, например, падают автоперевозки в США или снижается число разрешений на первичное строительство, что говорит о замедлении главной экономики мира, а потом с неизбежностью и другие активы начинают свое падение.
А в обычной жизни еще ничего не происходит плохого. Все хорошо.
Поэтому многих в России кризис застает врасплох. И по ним как катком прокатывается все негативное, что сопровождает серьезный кризис в нашей стране: отток иностранных инвестиций, обесценивание национальной валюты, падение цен на акции, недвижимость, разорение банков и вкладчиков, замедление экономической активности, рост безработицы.
В итоге люди ведут себя в кризис неправильно, и в разгар кризиса принимают неправильные финансовые решения.
Если посмотреть опросы по итогам кризиса 2008-2009гг., то два человека из трех упустили все возможности, каждый 7-ой потерял работу, каждый 12-ый долго восстанавливался после убытков.
При этом 85% опрошенных (практически 9 из 10) снова ждут в ближайшие год-два или тяжелый кризис, или крепкий экономический шторм. Однако 65% из них признают, что все равно не готовы и не готовятся к новому кризису.
Однако к кризису можно и нужно подготовиться. Можно даже выйти из кризиса с выгодой, так как он создает возможности.
Давайте разбираться.
Что является предвестником кризиса
Невероятно, но ни в одном исследовании нет уверенного ответа, что предпосылки кризиса создаются нелогично растущей, пузырящейся экономикой до него.
Сначала мы фиксируем общественное благополучие, рост экономики, рост цены и ажиотаж на группу товаров, после чего наступает финальная стадия: разгон с ростом цены пузырящегося актива в 6-8-10 раз, и обвал цен с последующим кризисом, в котором, не ожидая такого разворота, разоряются не только люди, но и правительства.
Так было в тюльпаноманию (1636-37гг). Так было и во время пузыря Южного моря (1720 год).
Если мы посмотрим на пузырь акций в США 1927-1929 годов, то и тут обнаружим те же признаки.
Сначала все шло хорошо, слишком хорошо. Повышение доходов и расходов населения, рост производства, уменьшение безработицы. Появились в продаже новые виды товаров: автомобили, самолеты, радио. Как следствие, пошел большой рост курса акций.
В период с 1927 года по январь 1929 года американский биржевой индекс увеличился в два раза и прибавил ещё 20 процентов до осени 1929 года. А капитализация всего рынка с 1925 по 1929 год выросла в три раза (!).
Наконец случился обвал цен - когда начались большие продажи акций. Суммы залогов стремительно снижались, кредиты требовали к оплате, клиенты брокеров разорялись, акции продавали, не глядя на цены.
Резко упало потребление, разорялись мелкие фирмы, начался промышленный спад, который с пика прошел 56% вниз. На 85% снизились инвестиции, 25% трудоспособного населения стало безработными. Кредиты не возвращались, посыпались банки.
Итак, уроки прошлого говорят нам, что кризису всегда предшествует появление пузыря в той или иной группе активов. И лишь потом цены рушатся. И обе стадии, рост и падение, сопровождаются неправильными действиями публики. Которая впадает в эйфорию на росте, и в отчаяние на падении.
Как ведут себя активы в кризис
Рост индекса Мосбиржи с примерно 500 (2005 год, либерализация торговли акциями Газпрома) до почти 2000 (в мае 2008 года), это х4 , РТС за это же время почти х5
В кризис: возврат к 500 в начале 2009, потом восстановление
Например, в 2017 году двухкомнатная квартира в Санкт-Петербурге в новом доме эконом-класса стоила 7.5 млн рублей. Сейчас 13-14 млн. В кризис (допустим к 2027 году) цены вернутся на 7.5-8.5 млн за такую квартиру. Это беда? Крах? Вовсе нет.
Но падение недвижимости на -40% уменьшит ипотечные залоги, уронит арендные ставки, введет в паралич рынок недвижимости, остановит продажи новостроек, поставит под удар строительные компании и банки, которые финансировали их деятельность. А там по цепочке пойдет сбой и у контрагентов.
Главная проблема не в том, как себя ведут активы в кризис, а как себя ведут люди до кризиса и во время кризиса. Вот именно их поступки и причиняют максимальную боль в итоге всем участникам процесса. Причем многие, кроме этого, теряют работу, проедают сбережения и несут убытки.
Как ведет себя публика в кризис
Что покупают обычные люди, испугавшиеся кризиса, помните? Агрессивно покупают пассив: машины и бытовую технику. Покупают по бешеным ценам доллары и евро. Потому что думают не о том, как заработать, а как сохранить хоть что-то, и все равно теряют деньги.
Или начинают продавать всякий неликвид, который и до кризиса продать было сложно, типа земельных участков где-то на краю сказочного леса. Торопятся с продажей, понижают цены, в итоге продают почти даром.
Или, наоборот, начинают инвестировать в падающие активы. Покупают допустим не очень ликвидные акции, которые уже сильно упали.
В чем ошибка?
Со дна кризиса первыми уходят в отскок самые ликвидные акции, голубые фишки, именно в них не так страшно инвестировать крупным игрокам.
В кризис 2008-2009 гг. Газпром упал от вершин в 4 раза, а Татнефть в 10 раз. Дальние эшелоны начинают покупать лишь тогда, когда видно, что фондовый рынок нашел опору и развернулся.
Общая ошибка обычно в том, что люди не предполагают, до каких уровней упадут цены и оптимистично рассчитывают свои финансовые возможности.
В итоге вынужденно продают в убыток упавшие акции, в убыток распродают высоко купленную валюту, заводят долги.
Подготовка к кризису
В текущей ситуации, после роста фондовых рынков в два раза, стоит ждать кризиса.
Обязательно стоит повысить свою финансовую грамотность, пройти курсы. Рекомендую наш курс по инвестированию.
Неликвидные активы продаем на пике до кризиса (какой-нибудь земельный участок в тьму-таракане). Все малоценные активы – тоже (старая машина, какая-то лишняя мебель и прочее). Закрываем долги и кредиты, по максимуму собираем все суммы, что должны нам.
Валюта на руках, в ведущем банке лишь гарантированный госстрахованием минимум, а также есть наличный рублевый кэш.
Большие расходы отложены на потом, отпуск на море пропускаем (оптимально). Открыт брокерский счет у крупного банка-брокера, чтобы быстро если что внести и пополнить, торговым терминалом пользоваться умеем.
Такие примитивные шаги дают намного большую свободу действий.
Но главное – понимаем, когда можно покупать. Если мы исходим, что кризис не меньше года, то в первой половине на первой волне ничего не покупаем точно. И следим за реперными точками, которые в кризис активы проходят обязательно.
Еще раз ссылка на наш курс по инвестированию.