Аспазия Милетская и ее отношения с Периклом - замечательный пример успешного партнерства, несмотря на то, что это противоречит культурным традициям Древней Греции. Аспазия Милетская больше всего известна своими отношениями с Периклом — демократическим лидером Афин, жившим в 5 веке до н.э. Однако она сама по себе была влиятельной личностью. Примечательно, что она была сведуща в философии и, в отличие от многих других женщин своего времени, образованна, склонна к политике и умела убеждать. Хотя она известна как куртизанка с собственным борделем, доказательства этого весьма сомнительны. Пятый век, также известный как "Золотой век Афин", был временем прогресса для Афин, когда были достигнуты значительные успехи во всех областях, включая искусство и архитектуру. Именно в это время был построен Парфенон, а демократия утвердилась как политический институт Афин. Лидер того времени, Перикл, был одновременно популярен и противоречив, у него было столько же союзников, сколько и политических противников. Возможно, показателем его мастерства как государственного деятеля является то, что Перикл был одним из немногих популярных политиков того времени, который не подвергся остракизму в Афинах. Поэтому несколько удивительно, что такой влиятельный в политическом плане персонаж связал себя узами брака с женщиной иностранного происхождения, Аспазией из Милета. Или, возможно, это больше говорит о силе характера Аспазии.
Происхождение
Аспазии Аспазия была родом из Милета, Иония. Как метис — иностранка, жившая в Афинах, она имела некоторые привилегии, но считалась не полноправной гражданкой, а скорее “иностранкой—резидентом”. Благодаря своему статусу “постоянного жителя” Аспазия смогла обойти многие ограничения, которые были наложены на ее греческих коллег-женщин. Очевидно, что когда она прибыла в Грецию в середине 440-х годов до н.э. (точное время неизвестно), она уже была образованной женщиной. Особенно искусная в искусстве ведения беседы и риторике, она обучалась у своего отца, Аксиоха. Предполагается, что это образование было одобрено в научных кругах. Будучи преуспевающей куртизанкой в своем собственном доме, хотя и пользовавшемся дурной репутацией среди молодых куртизанок (Плутарх, Перикл, XXIV век), Аспазия принимала гостей из высшего афинского общества и устраивала вечеринки политического характера под видом развлечений. Древние писатели, о которых ведутся споры, описывают Аспазию как гетеру — профессиональную артистку для мужчин из высшего слоя общества. Возможно, именно на этих вечеринках или, по слухам, на симпозиуме Аспазия познакомилась с Периклом, который уже был великим государственным деятелем в Афинах. Поскольку она родилась иностранкой, ей не разрешили выйти замуж за Перикла. По иронии судьбы, его собственный закон о гражданстве гарантировал это, и вместо этого она жила с ним в качестве паллакис (наложницы) и в конце концов родила ему сына с тем же именем, Перикла Младшего. Хотя для этого Периклу пришлось развестись со своей женой, история остается неясной относительно того, была ли Аспазия непосредственной причиной. Известная благодаря дружбе с Периклом, Аспазия также проявляла собственные интересы, особенно в риторике и философии. Сведения о ее достижениях кратки, поскольку в обществе доминировали мужчины. Тем не менее, есть свидетельства того, что Аспазия открыла свою академию для элитных молодых женщин Афин, которая также стала центром для некоторых из самых влиятельных мужчин ее времени. Хотя ни одно из ее произведений не сохранилось в первозданном виде, древние писатели приписывали Аспазии ее письменные труды. Как ее недоброжелатели, так и те, кто был более откровенен, говорили, что она оказала заметное влияние на надгробную речь Перикла, которой славится "История Пелопоннесской войны" Фукидида. Кроме того, говорят, что Перикл, влюбленный в нее, считал ее равной себе по интеллектуальному развитию в плане совершенствования своих риторических навыков. Какой бы выдающейся ни была Аспаса, ее всегда упоминают в связи с мужчинами, которые с ней общались. Она связана с Периклом, Сократом и его будущим мужем Лисиклом таким образом, что больше рассказывает о них, а меньше - о ее характере и философии. В комедиях того времени Аспазия использовалась главным образом для того, чтобы унизить и высмеять Перикла, который нарушил традицию со своей любовницей иностранного происхождения. Что еще хуже, Аспазия исчезает из истории после смерти мужчин, которые были в ее жизни. Это серьезно ограничивает наше представление о ней. Сторонники и недоброжелатели
Из выдержек из различных древних источников становится ясно, что Аспазия была запоминающейся личностью, по крайней мере, настолько, чтобы ее можно было комментировать в публичных выступлениях и пьесах. Одним из ее самых ярых противников был современный драматург Аристофан, который в своей книге "Ахарняне" обвинил ее в Мегарском указе, ставшем причиной Пелопоннесской войны. Однако важно отметить, что Аристофан, как поэт и комедийный драматург, был склонен писать о влиятельных людях своего времени, включая Перикла и Кимона. Таким образом, его уничижительные комментарии в адрес Аспазии скорее свидетельствуют о ее влиянии и положении, чем нет. Точно так же Кратин и Эвполис, драматурги старого комедийного стиля, не удержались от того, чтобы оскорбительно назвать ее “наложницей с собачьими глазами”, шлюхой (порно) и матерью незаконнорожденного ребенка соответственно. Нападки на героиню Аспазии не прекращались со стороны драматургов. Более поздние писатели и историки разделяли эти мнения. В то время как греческий грамматик Афиней опирался на труды Аристофана, более поздний греческий биограф Плутарх придерживался более взвешенной точки зрения. Тем не менее, его точка зрения была не столь благоприятной для Перикла, поскольку он рассматривал отношения между ними как “любовные”. Плутарх подчеркивал, что, хотя Перикл считал Аспазию обладательницей редкой политической мудрости, он “приветствовал ее любовным поцелуем” дважды в день, что было необычно для браков того времени. Плутарх даже подчеркивает, что Аспазия была такой знаменитой куртизанкой, что персидский сатрап Кир (младший) переименовал в ее честь свою самую любимую наложницу (Перикл, XXIV.7). В то время как эти авторы отражают не самые лучшие мнения авторов прошлого, они также комментируют дружбу Аспазии с Сократом. Сократ, по-видимому, уважал Аспазию и стремился к ее мудрости и учениям по риторике и ораторскому искусству. В “Менексене" Платона (235e, 236b) Сократ говорит: "...ибо та, кто является моей наставницей, отнюдь не слаба в искусстве риторики; напротив, из нее вышло много прекрасных ораторов, и среди них тот, кто превзошел всех остальных греков, Перикл, сын Ксантиппа.”
Конец Аспазии
В 430 году до н.э., незадолго до начала Пелопоннесской войны, в Афинах разразилась эпидемия чумы. Это имело катастрофические последствия. Перикл потерял двух законных сыновей от первой жены, Парала и Ксантиппу. и попросил сделать исключение из своего собственного брачного законодательства, чтобы его сын, рожденный от Аспазии, был признан законным гражданином. Когда это было сделано, самого Перикла сразила чума. Плутарх ("Перикл", XXIV), цитируя Эсхина, пишет, что вскоре после смерти Перикла ее защищал Лисикл, торговец овцами. Переехав к ней, этот человек низкого происхождения стал первым гражданином Афин, находившимся под ее опекой, - злобное оскорбление, но и признание таланта Аспазии в политической сфере. Партнерство Лизикла и Аспазии закончилось с его смертью менее чем через год, и впоследствии она исчезла из истории. Сын Перикла и Аспазии, Перикл Младший, позже был осужден и приговорен к смерти вместе с несколькими другими полководцами на знаменитом судебном процессе, который последовал за битвой при Аргинусах в 406 году до н.э. Неизвестно, была ли Аспазия жива и видела ли она казнь своего сына.