Найти тему
Советская женщина

Счастье украдкой

Они нашли друг друга слишком поздно. Валентина и Андрей. Что их роднило, так это неустроенность в семье. У Вали были дочь и сын, внуки. У Андрея две дочери и внучки.

У нее муж законченный алкоголик, буйного нрава. А у Андрея деспотичная жена.

Валя вышла замуж рано, по любви. Муж уже тогда выпивал. На время, пока он в нее влюбился, вроде остепенился. Но ненадолго.

Пил, гулял, бил ее нещадно, детям тоже попадало, особенно дочке, потому что с характером была.

К пятидесяти годам Валя была вся в шрамах. От ножевых порезов, от брошенных в нее предметов, от крепких кулаков мужа.

Сносила тяготы жизни терпеливо, могла изменить ее в любой момент. Женщина была красивая, следила за собой, хотя в ее положении уже можно было совсем руки опустить.

И дом был опрятный, и сад, и цветники. Дети хорошие. Жить и радоваться. Но, терпела издевательства мужа, подвергала опасности свою жизнь и жизнь детей.

Андрей был из тех мужчин, о которых говорят « под каблуком у жены».

Он не был красавцем, ростом не вышел, пришла пора жениться, родители показали на девушку в деревне. Засватали и женился.

Еще понятия сохранись, что лишь бы хозяйка хорошая. А любовь это глупости.

Жена Ирина была тоже не красавица. Нескладная, крупной кости, единственная дочка у родителей, она с раннего возраста привыкла работать тяжело. В те времена в деревне большое хозяйство держали. Дети с раннего детства были приучены помогать родителям.

Со свекровью Ирина не ужилась. Ее бесила мягкотелость женщины, то, как она любит Андрея, потакает во всем. В ее понятии мужик должен быть крепким и работящим, а не мамкиным сынком.

Тогда отстраивали новое село, сажали виноградники. Требовались рабочие руки. Ирина заставила мужа бросить деревню и переехать в село подальше, получить свое жилье.

Валентина с мужем по этой же причине приехали. Они одновременно заселились в новенькие хорошие дома, с небольшими наделами земли.

Ирина спуску мужу не давала. Вечные замечания, окрики, она его по имени даже не называла, больше по фамилии. Была неласкова, груба, и как женщина, абсолютно безразлична.

Дети тоже ласкового слова от матери не слышали, поэтому липли к Андрею, который их жалел. Он много таких пар видел в деревне и считал, что такова жизнь.

Работал разнорабочим. Куда наряд дадут, туда с утра шел работать. А Ирина на винограднике, на полях, и в других местах. Зимой чаще всего на винодельческом заводе.

Валентина работала вместе с ней в бригаде. Никогда не дружили, потому что Валя по характеру была как Андрей.

Если другие женщины сочувствовали Валентине, что она пришла на работу с очередным синяком, то Ирина считала, что она сама виновата. Не надо с таким мужиком жить. Или сдачу давать, не бояться.

Андрей иногда засматривался на Валентину, да и не только он. Белая нежная кожа, тугая коса, скрученная на затылке. Хорошая фигура, большие серые глаза. Иногда, после обеда, когда еще оставалось время отдыха, народ просил Валю спеть. Голос был сильный, красивый. Кто мог, подхватывал.

- Не твое это дело, работа такая тяжелая, - говорили ей.

Бригадир не раз намекал, что может перевести ее в другие места, где солнце не обжигает, ветер не обдувает. Понятно, что не за просто так. Но она была верна своему мужу, хотя он того не стоил.

Так жили они, работали, растили детей. А когда дети уехали из отчего дома, стало грустно.

Валентина сильно боялась грозы. Когда весной она задержалась на работе и шла по проселочной дороге домой одна, небо затянуло тучами.

Она торопилась, бежала почти бегом, когда загремел гром и засверкали молнии. Хлынул ливень, она добежала до стоящего на МТС трактора и хотела спрятаться.

Как вдруг кто-то подал ей сверху руку и помог залезть в кабину. Мокрая прядь волос закрыла глаза. Когда Валя ее откинула, увидела Андрея.

- Спасибо тебе большое. Я так боюсь грозы, чуть сердце не выскочило, - сказала она, выкручивая волосы и подол платья. – А ты как здесь?

- С Иркой поругался, домой не захотел идти, бродил по близости здесь, успел сухим остаться, спрятался в кабину.

- Ира переживает, наверное, чего уже в таком возрасте сориться, - сказала Валя.

- Переживает она, как же. Она такого понятия не знает. Железная женщина.

- Однако жизнь прожили, значит не так всё плохо. Она хозяйственная у тебя какая, всё дом, всё для семьи.

- А ты, разве, нет?

- Я не такая сильная и выносливая, как она. Мне за ней не угнаться.

- Потому что ты настоящая женщина, а не рабочая лошадь, - сказал Андрей.

Они долго молчали. Ливень окончился. Валентина прыгала с трактора и подвернула ногу. Пришлось Андрею ее где нести, где вести.

Завел к ней в дом. Муж храпел на полу, видно дружки привели с работы и бросили.

- Не обращай внимания, он так до ночи будет спать, еще и разговаривать в бреду. Пойдем на кухню, чаем горячим с медом угощу.

- Да нет, спасибо, пойду я, - замялся Андрей.

- Не возражай, пойдем, - потянула Валя его за рукав.

Он хотел уйти и не хотел. Она была такая нежная, приятная женщина, так было уютно рядом. И Андрей остался. Они пили чай, разговаривали, он кинулся домой, когда стемнело.

- Явился? Урод! Где тебя носило до ночи! Чего заперся в грязной обуви! Быстро на улицу, обувь сними, да помыть не забудь! – крикнула жена.

Когда он зашел в дом, она застучала кастрюлями. Положила на тарелку вермишель, два куска отварной колбасы. Тарелку почти кинула, Андрей перехватил ее, чтобы не слетела со стола.

Ира села смотреть телевизор. Андрей поел, помыл после себя посуду. Разделся и лег. С некоторых пор он спал в комнате дочерей. Ира сказала, что ей тесно, он храпит, мешает спать.

С кровати было видно телевизор, он немного посмотрел фильм и отвернулся к стене. Старался вспомнить встречу с Валей в мельчайших подробностях.

- Почему жизнь так не справедлива, такая красивая, добрая женщина досталась алкоголику. Как у него рука на нее поднимается? – думал он. – Мне бы такую жену, я бы ее на руках носил, она бы не работала у меня на винограднике, не позволил бы. Только она никогда бы не обратила на меня внимания…

Он ворочался, мысли не давали уснуть. Вставал, выходил курить, сидел на крыльце.

- Спать не давал, шастал туда-сюда! Какого черта! – сказала Ира утром.

С той встречи Андрей старался попасться Валентине на глаза. Но она не обращала на него внимания.

Один раз он увидел, как она сидит на небольшом холме и поднялся к ней.

- Можно составить компанию? – спросил он.

- Садись! Хорошо как! Домой идти не хочется. Люблю весну больше всего на свете!

- А я тебя люблю! – сказал Андрей и удивился, как легко это соскочило с его языка.

- Ты чего, Андрей, на старость лет крыша поехала? – засмеялась Валентина.

- Какие мы с тобой старые? Полтинник всего. Еще полжизни впереди.

- Это тебе полтинник, а мне побольше.

- Ну и что?- Андрей взял руку Вали.- Я только о тебе и думаю все дни. Нет покоя ни душе, ни сердцу.

- Давай не будем, ладно? Если у меня муж не дюж, то у тебя хорошая жена, нельзя так.

- Что ты знаешь о моей жене? О нашей с ней жизни… Мы сошлись без любви, по нужде. Ей замуж было пора, а мне жениться. Сама видишь, Бог нас красотой не наградил, нечего было ждать, поэтому поженились. Детей родили, пока они дома жили, цель была, всё ради них. А теперь уехали, устроились, мы осиротели. А поскольку были безразличны друг к другу, то ничего хорошего между нами нет. Одна желчь выплескивается. Ушел бы куда глаза глядят!... – с горечью сказал Андрей.

Валя молчала.

- Я понимаю, такая как ты вряд ли может обратить внимание на меня.

- Не в этом дело, Андрей. Просто я не могу ответить тебе ничем. Я против измен.

Андрей вдруг обнял Валю и поцеловал. Она от неожиданности вскочила и быстрым шагом ушла домой, не оставив ему никакой надежды.

С тех пор Андрей замкнулся. На визжание жены не обращал внимания. Лишь когда дочки с внуками приезжали, дом оживал и Андрей как рождался на свет.

Стоило им уехать, как он возвращался в свою раковину. Так они дожили с Ириной до пенсии. Практически ненавидя друг друга.

У Валентины муж, уйдя на пенсию, почти не просыхал от пьянки. По прежнему бузил, она сбегала. Сидела на своём любимом холме.

Андрей видел издалека ее силуэт, старался уйти незамеченным из дома, чтобы согреть возле нее свою душу.

Они разговаривали о разном, на прощание он целовал ее. Это единственное, что она позволяла. Домой она возвращалась, когда муж упивался настолько, что уже не мог встать.

Наконец алкоголь сделал свое дело. Муж Вали получил инсульт и умер. Андрей, как вор, пробирался к ней, они сидели, пили чай, смотрели телевизор.

- Не хочется уходить, - говорил он, обнимая Валентину.

- Иди, Ира волноваться будет, - поднимала его Валя.

Так они украдкой встречались. Никто никогда не видел их вместе и не догадывался, что этим двум людям хорошо вместе.

Прошло десять лет.

Андрей однажды проснулся утром от сильной головной боли. Ира стала заставлять его подниматься и идти в сарай.

- Ира, мне плохо, очень болит голова и тошнит, - сказал он.

- И мне болит, так что теперь! Работы непочатый край! Таблетку выпей и идти! – крикнула она ему и бросила анальгин на кровать.

Андрей пытался встать и рухнул на пол. Ира позвала фельдшера. Женщина сказала, что нужно в больницу, похоже, инсульт у него.

- А дома нельзя что-нибудь сделать? – спросила Ира.

- Можно, но лучше в больницу.

- Я сама знаю, что лучше. Выписывайте лекарства.

Фельдшер выписала таблетки и капельницы. Она приходила, делала уколы, ставила капельницы, но лучше Андрею не становилось. Наоборот, он стал плохо разговаривать.

Валя знала обо всем, она попросила Иру отправить мужа в больницу.

- Не твоего ума дело! – вспылила Ира.

Только под напором соседей, от осуждения, Ирина вызвала скорую помощь. В больнице сказали, что нужно ночью возле него дежурить. Она отказалась.

Дома сказала Вале, что она одна, делать нечего, заплатит ей, пусть подежурит.

Валя согласилась. Она давно хозяйства не держала. Одной ей было ни к чему. Дети помогали. От Иры денег не взяла. Дежурила все ночи, а бывало и сутками, у кровати Андрея.

Ему сделали операцию. Приходилось заново учиться ходить и говорить. Такой муж Ирину не устраивал. Это было обузой.

Она забрала его из больницы, не обращала внимания. Иногда он сутками не ел. Фельдшер Вале сказала, что Ира его угробит.

- Что же делать? – спросила Валя.

- Не знаю, но ему нужен хороший уход, чтобы он выбрался.

Валя не выдержала, предложила Ирине заботиться об Андрее. Быть сиделкой.

- Ты всегда была ненормальной. Зачем тебе это, жить скучно? Он подохнет скоро, такие, как он, долго не живут. Если так жалко, забери его себе!

- И заберу! – сказала Валя.

- Сделай милость! – ответила Ирина.

Никто не ожидал такого поворота. Вечером люди помогли Вале перевезти Андрея к ней. Ира сказала, что ей так удобней, она Вале будет платить.

Но Валя денег не брала. Она приложила все силы, всю свою любовь, чтобы поднять Андрея на ноги.

Он ходить начал, говорить тоже, хоть и плохо.

Дочки маме простить не могли. Одна из них хотела забрать отца к себе. Но Валя обещала, что выходит его, чтобы они не переживали. Денег с них тоже не взяла.

А ее дети даже были рады, что мать не одна, забота есть у нее. Приняли Андрея хорошо.

Когда Ира сказала, что пора и честь знать, пора домой возвращаться, работа ждет, Андрей сказал, что у него дом у Вали, а Ира ему больше не жена.

Ира поскандалила, оскорбила всех и успокоилась. Было видно, что ей даже так лучше.

Она избавилась от части хозяйства, закрылась от всех, мало с кем общалась. Люди ее не любили, она и не навязывалась.

С годами у нее обнаружили щитовидку. Она стала еще уродливей. Глаза вылезли, причем один больше, чем другой. Смотреть на нее было страшно. А еще через время она уже никого не узнавала, одна из дочерей забрала ее к себе. Там она и умерла.

Андрей, несмотря на перенесенный инсульт, жив до сих пор и проживает счастливую старость с Валентиной. Ей 87 лет, а ему 85. У них много внуков и правнуков.

Я знаю их всех, знала и Ирину. Она действительно было труженица. Каждый год после уборки винограда давали лучшим рабочим премии. Никто больше Иры премии не получал. По тем временам это была огромная сумма. Тысячу рублей и больше.

В доме был достаток. Хорошая мебель, ковры, дети имели все, что хотели. Она себя не жалела и другим спуску не давала.

Да, была грубой, мат в порядке вещей. Мужиковатая женщина. Мы в детстве ее побаивались.

Просто в человеческом плане они были с Андреем разные люди. Поэтому оба несчастные.

Достаток в доме это еще не счастье.

Муж Вали трезвым был дядька неплохой, а как выпивал, как дьявол в него вселялся. Мог и убить. Внешне тоже был красивым человеком. Если бы не алкоголь, пара была внешне красивая.

Но, видимо, ему нужна была женщина с характером, а Валя слишком добрая, мягкая, жалостливая, всё прощала. Может, любила его такого, со всеми недостатками. Кто их поймет, этих женщин.

Чего не хватало её мужу, Бог знает… Тетя Валя для меня была, во всех отношениях, замечательной.

Никакое богатство не заменит простого человеческого счастья. В погоне за ним можно растерять всё самое лучшее. Иногда люди сходятся, а потом приходит любовь и уважение. А если не приходит, то мучают друг друга.

Благодарю за прочтение, лайки, подписку и комментарии. Добра, взаимопонимания, любви и терпения. Будьте здоровы!