Найти тему
Денис Николаев

Поэзия и Музыка, часть 2

Крюковые ноты для церковного пения - смешанный вид знаковой системы, отражающий сразу и смысловой, и звуковой планы.
Крюковые ноты для церковного пения - смешанный вид знаковой системы, отражающий сразу и смысловой, и звуковой планы.

Под вдохновением от прозы О. Мандельштама, я написал настоящую статью о совпадениях в музыке и поэзии, о взаимосвязи этих двух искусств, саму же прозу поэта вы можете найти здесь - https://dzen.ru/a/ZbvRMrPLvx9b4Uy1. Теперь будет продолжение - попытаюсь развить мысль Осипа Эмильевича с упором на фактологическую состовляющую. Заранее прошу прощение за повествовательную небрежность: в статье нет ни введения, ни вывода, поскольку и то, и другое - уже есть в первой статье у самого Мандельштама (смотри ссылку); здесь же в основном перечисление параллелей. Итак, начнём!

Музыка - те же стихи, только в другой знаковой системе. В музыке есть те же амфибрахии и хореи, только записываются по другому: 4:4, 3:4, 2:4; есть и более сложные размеры, например: 5:4, 9:8 - что это, если не музыкальный дольник? Есть и мудрёные аналоги античной метрики: непериодичные и спонтанные: 17:16, 12:9 и т.д. В музыке также есть свой ритм и метр и они, как и в поэзии не эквивалентны. Есть, например, темп, который отсчитывает метроном - под стать скандовке, а есть ритм, привязанный к размеру композиции.
Поэзия графически разбивается на строфы, музыкальная композиция членится тактами, базовая единица стихотворения - стих, в музыке же - музыкальная фраза. В музыке есть свои причудливые музыкальные рифмы, они ещё многоплановее и сложнее, чем в поэзии - рифмоваться могут аккорды, ноты, музыкальные фразы, гармонии. Если всерьёз подумать, можно даже выделить классификацию музыкальных рифм и различные клаузулы с акцентом на последнюю, предпоследнюю, третью с конца и т.д. ноту в музыкальной фразе. На синтаксическом уровне стихотворения состоят из фразем, как музыкальная композиция состоит из музыкальных фраз. Даже графический (строфический) образ поэзии (обычно в виде катрена - 4 строк) напоминает нотный стан, где заглавная буква - своеобразный ключ. Музыка активно пользуется метафорами - это аккорды, которые связаны между собой, являясь ключами в сложном музыкальном строю, и составляют единую гармонию композиции - художественное целое. Вы можете услышать сначала аккордеон, а затем неожиданно - скрипку, что это, если не музыкальный оксюморон? Музыка изобилует различными повторами и подхватами. Подхватывать друг друга могут разные инструменты, более того - между ними может разворачиваться сложный диалог, под час это целый спор, в котором даже можно выделить свою фабулу. Музыка может быть и монологичной, это выражается в солирующих партиях. В ней есть своя особая звукопись: система звуковых повтором, аллитераций и ассонансов. Музыка также энигматична и загадочна. Все виды композиции стиха применимы к музыке: линейная, полифоническая, параллельная, кольцевая. В ней есть своя экспозиция, завязка, кульминация, развязка, иногда пролог и даже эпилог, а также свой динамический диапазон. В музыке можно наблюдать даже аналоги эпиграфа.
Музыка также интертекстуальна, как поэзия, т.е. - интермузыкальна. В ней возможно своё цитирование, но обычно музыканты пользуются реминисценциями, непрямо отсылая нас к творениям предшественников или современников, обыгрывая их разнообразные музыкальные фразы в своих вариациях.
В музыке есть свои стилистические фигуры и тропы. Музыка также уподобляет или расподобляет. Музыка целостна и структурна; сольфеджо - то же стиховедение, а ноты ничем принципиально не отличаются от букв.
Удивительно, что в музыке до сих пор не оформилась внятная стилистика, когда она значима и ощутима. Музыка может быть академической или "свободной от науки", музыка может быть массовой, т.е. - публицистической, авангардной = футуристской, этнической = символистской, жанрово-строгой и внятной = акмеистической, гимновой, = официально-деловой, пародийной, полистилевой = бурлескной, выпуклой = метаболической, канонической и сухой = автологической, пышной, многоинструментальной = барочной, минималистичной = краткой и ясной, атональной = модернистской, хоровой = былинной, церковной = духовной (духовные стихи), сделанной методом аппликации = перифрастической (постмодернистской), и список далеко не полный.
Известная формула - 3 катрена (сонет, онегинская строфа) = классическая музыкальная 3-х минутка. Почему джаз так напоминает магический реализм, а прогрессивный рок модернистские тексты? Прогрессивные композиции - это целые поэмы, сложенные из нескольких кусков. Электронная музыка, особенно эмбиент, индастриал, дроун, нойз, шугейз отдалённо напоминают верлибры. Наверное, в том плане, что этих безликих "треков" можно наклепать примерно столько же, сколько и сочинить верлибров. Это, конечно, ирония. Есть уникальные полиритмические музыкальные аналоги верлибров.
В конце концов, сама форма поэтического сборника схожа с музыкальным альбомом.