из цикла: "Беседы у Храма"
Данное эссе написано мной больше десяти лет назад... и даже где то размещено. по совету друзей - размещаю и на "Дзене":
Недавно во время службы в храме во время чтении молитвы меня почему-то зацепила фраза: «… ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя…». Причём здесь лобзание Иуды?
Почему зацепила эта фраза? Я попытался разобраться:
«В чём заключалось предательство Иуды?» - этот вопрос я задавал знакомым и не очень. Результат оказался ожидаемым: практически все ответили, что предательство Иуды заключается в том, что он выдал Иисуса Христа первосвященникам иудеев, Понтию Пилату и тем обрёк его на крестные страдания и смерть.
С формальной точки зрения всё правильно, да действительно, в Евангелие упоминается о таком событии – от Матфея – 26,45-50., от Марка – 14,42-46., от Луки – 22,47-54., но Евангелие от Иоанна описывает этот эпизод несколько иначе – 18,2-9.,но даже не в этом дело! Проблема, по-моему, заключается в том, что эту ситуацию почему-то рассматривают, вырвав её из контекста. Этот эпизод нельзя рассматривать отдельно от событий, происходивших до и после него. Начнём с того, что всё произошедшее с Иисусом Христом было неоднократно предсказано ещё ветхозаветными пророками (Зах 11, 13)(нет смысла перечислять все свидетельства Ветхого Завета), а также самим Иисусом – Евангелие от Матфея – 16,21-28., 20,17-19., 26,1-2., от Марка – 8,31 – 9,1., 10,32-34., от Луки – 9,22-27., 13,31-35., 18,31-34.,
Я уверен, каждый, читая Евангелие, представлял себе описываемые события, я не исключение. Меня всегда поражало некоторое несоответствие описываемых событий и выводов, которые из них делали. Об этом подробнее:
Остановимся на последних днях Иисуса Христа в Иерусалиме: Иисус прибыл в Иерусалим за несколько дней до праздника Пасхи. Его популярность настолько обеспокоила иудейских первосвященников, что они собрали совет, на котором и приняли решение убить Иисуса, но сделать это тайно и не во время праздника!!!(Мф 26,3-5., Мк 14,1-2., Лк 22,1-6.).
(о причинах принятия такого решения – отдельно: политические - под вопросом была автономия края от римской империи, религиозные – обвинения в святотатстве и т.п. )
Отступление 1 – судя по всему, существовало, как минимум, два сценария развития событий: благоприятный и негативный.
По благоприятному сценарию была возможность, при условии признания людьми Иисуса Христа тем, кем он на самом деле являлся, т.е. Сыном Божьим, (Ин 5,17-47.), и принятии Его Учения, установления Царства Иисусова на Земле, т.е. развития нашей цивилизации совсем по другому пути.
Негативный сценарий предполагал, как и случилось, в случае непризнания народом, а точнее, правящей верхушкой общества Иисуса Христа Сыном Божьим, неприятия Его учения, осуществление ряда мер, направленных на изменение общественного мнения и сознания людей, поворота их к Учению Иисуса Христа, к заповедям, которые Он принёс в мир. В эти меры были включены и необходимость Жертвы, и Воскресение Иисуса Христа, и его Вознесение.
Об этих вариантах развития общества говорится в Евангелие от Иоанна: 18, «…35Пилат отвечал: разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? 36 Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но нынеЦарство Моё не отсюда…»
Продолжим по теме: итак, принято решение убить Иисуса тайно и не во время праздника!!! Узнав об этом, Иисус на несколько дней перед Пасхой исчезает из вида. (Ин 11,54-57., 12,1.)
Отступление 2 – Следует отметить, что праздник Пасхи привлекал в Иерусалим множество людей со всей страны. Поэтому вполне понятно желание первосвященников устранить Иисуса незаметно, в противном случае резонанс мог быть по всей стране, а также и за её пределами, т.к. на праздник приезжало и много любопытствующих чужестранцев (римлян, греков и т.д.).
Вернувшись в Иерусалим за 5 дней перед Пасхой, Иисус попал в город, переполненный людьми, где он всё время был на виду, окружённый учениками и поклонниками. У первосвященников и старейшин не было ни малейшего шанса незаметно осуществить свой план. И вдруг!!! происходит важное событие – Иуда, один из двенадцати учеников Иисуса, тайно встречается с первосвященниками и соглашается указать им место, где Иисуса можно будет захватить практически без свидетелей, только при его учениках. Евангелисты трактуют этот поступок, как совершённый под влиянием сатаны (Лк 22,2-6., Ин 13, 1-3., 13,25-27), но…
Ряд моментов смущает:
- Иисус неоднократно избавлял людей от бесов и ни один из них не посмел бы приблизится к его ученику – в отличие от людей бесы и сатана прекрасно знали, чей Он Сын!
- сообщение Иисуса своим ученикам о том, что один из них предаст Его, носят информационный характер и явно предостерегает их от каких-либо действий против того! Не случайно после тех слов Он говорит ученикам своё завещание, адресуя его всем своим ученикам! (Лк 22.21-30)
- слова Иисуса: «что делаешь, делай скорей» (Ин 13,27-30) напоминают скорее приказ учителя преданному ученику.
- слова Иуды: «радуйся, Равви!» (Мф 26,47-49) (радуйся, Учитель!) скорее похожи на сообщение – всё идёт как надо! А что идёт как надо?
- учитывая, что первосвященники и старейшины иудейского народа планировали тайное незаметное убийство Иисуса, в их планы явно не входило вовлечение в это дело римских легионеров, приведенных Иудой (Ин 18,1-3.,), которые, кстати, и задержали Иисуса (Ин 18,12.), т.е. с момента ареста Иисус находился под защитой римского закона!
- фактически была искусственно создана ситуация, не оставлявшая никаких шансов случайностям! Иуда выступил катализатором событий, направлявших происходящее по предопределённому пути
- волей-неволей, но делу пришлось давать законный ход, при этом у первосвященников просто не было выбора – если-бы Иисуса отпустили, признав невиновным, его выход из-под ареста легко мог превратиться в триумфальное шествие с непредсказуемыми последствиями! И, хотя, в итоге Иисусу был вынесен смертный приговор, казнь состоялась перед самым праздником Пасхи при огромном скоплении народа, произошедшее получило широкую огласку, развитие событий пошло по предсказанному Пророками пути, что, к сожалению, возвращает нас к началу – «В чём же заключалось предательство Иуды?»
Если коротко – в самоубийстве Иуды!
Почему?
Попробуем ответить:
Смерть Иуды вскользь отмечена только в одном Евангелие – от Матфея 27,3-5. Почему?
Отступление 3 – немного лирики: что подвигло Иуду на столь отчаянный поступок? Чего ожидал он от суда? Сложно об этом говорить сейчас, но попробуем. Я думаю, причины отчаяния Иуды перекликаются со словами Иисуса Христа, приведенными выше: Евангелие от Иоанна 18, «… 36Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда…», т.е. скорее всего Иуда ожидал, что народ возмутится произошедшим и потребует освобождения Иисуса, но когда этого не произошло, впал в отчаяние, и не веря уже ни во что, покончил с собой. Возможно, под воздействием толпы, он решил, что Иисус не Сын Божий, а один из пророков, который из-за его, Иуды, действий, погибнет на кресте, не донеся своих пророчеств людям. Возможно, он решил, что принесённая великая Жертва напрасна, и что ничего не изменится в этом мире. Возможно, он забыл или не принял всерьёз слова Иисуса, сказанные им во время ареста: «…из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого…»,(Ин 18,9) не вспомнил что завещал Иисус: «…29 и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моём, и сядете на престолах судить двенадцатьколен Израилевых…»(Лк 22,29-30), вариантов может быть множество, но суть – одна – Самоубийство Иуды – настоящее предательство интересов Того, кто был его Учителем, отсутствие веры в Божественную сущность Иисуса Христа, предательство его Учения, удар по остальным ученикам!
Вот так выглядит ситуация с моей точки зрения. И именно в этом заключается предательство Иуды, и именно в этом его тяжкий грех, который уже никогда не будет прощен, т.к. лишив себя жизни, Иуда ушёл, не выполнив предназначенное ему Господом нашим Иисусом Христом, лишив себя возможности принести покаяние и искупить свои грехи.
Так всё-таки, чем же зацепила меня фраза о поцелуе Иуды? Наверное, упрощённым, поверхностным пониманием произошедших событий, которое в итоге даёт нам не совсем правильные ориентиры – мы с упоением рассуждаем о предательстве Иуды, «поцелуй Иуды» стал символом лицемерия, но…
В то же время…
Проанализировав ситуацию, невольно задаёшься вопросом – а было ли самоубийство вообще?
Посмотрим…
Информация о смерти (самоубийстве) Иуды имеется в двух местах:
- Евангелие от Матфея 27, 3-10
- Деяния Святых Апостолов 1, 16-20
Сразу бросаются в глаза разночтения –
у Матфея – Иуда, раскаявшись, бросает деньги в храме, уходит и вешается. (Мф.27.5) Священники, считая эти деньги «ценой крови»!!! (Мф.27.6) не принимают их в храмовую казну, а решают на них приобрести землю для погребения странников и этот участок стали звать «землёй крови»!!!(Мф.27.7,8) (подозреваю, одним из первых там был погребён Иуда).
В Деяниях – Иуда приобрёл землю «неправедною мздою» (Деян. 1. 19), т.е. за те самые 30 сребреников! Это стало известно всем жителям Иерусалима, и этот участок стали звать «землёй крови» (Деян. 1. 20)… после смерти Иуды на нём стали хоронить странников, нищих и т.п., (опять таки подозреваю, первым там был погребён сам Иуда).
Сочетаются ли эти варианты? С моей точки зрения только одним способом – после смерти Иуды на его деньги первосвященники купили участок, который стали использовать для захоронения странников, нищих и т.п. Об этом стало известно всем жителям Иерусалима, и этот участок стали звать «землёй крови»…как деньги Иуды попали к первосвященникам – об этом дальше.
Какой из вариантов ближе к истинному? По-моему, первый. Если рассматривать второй вариант, то возникает вопрос – когда и зачем Иуда купил землю? Сразу, выйдя от первосвященников? Сомнительно. Напомню, события происходили в пятницу, перед праздником Пасхи. А после праздника было воскресение Иисуса, о чём Иуда конечно бы узнал и, я уверен, присутствовал бы на встрече или хотя-бы попытался. А об этом никаких записей не существует.
Сделаем небольшое отступление –
Общаясь с людьми, я задавал ещё один вопрос – по чьей воле Иисус был казнён? Вариантов ответа оказалось три – Понтий Пилат, Иуда и, как ни странно, Божья воля. Комментировать не будем. Интерес в другом – никто не вспомнил о главных виновниках казни Иисуса – иудейских первосвященниках и старейшинах!!! А почему?
Сделаем ещё одно отступление –
В Евангелие неоднократно отмечаются попытки первосвященников представить Иисуса лжепророком, шарлатаном. Даже чудо воскресения не действует на них. У Матфея мы читаем как первосвященники, узнав о воскрешении Иисуса от стражников, подкупают их и распускают слухи о якобы имевшем место похищении учениками тела Иисуса (Мф. 28. 2-4, 11-15). Может, всё дело в этом?
В случае с Иисусом их враньё не прошло, слишком много свидетелей! Да и ученики Иисуса – Апостолы!!! помешали этому, проповедуя миру правду! А вот Иуда…
Рассмотрим ситуацию с учётом вышеизложенного, т.е. представим, что Иуда действовал по заданию Иисуса и выполнил его, приведя римских легионеров и помешав убийству Иисуса слугами первосвященников (см. выше).
Вполне вероятно, поняв, что их провели и использовали в своих целях, власть имущие не стали сидеть, сложа руки:
Во-первых, обманщик, Иуда, должен быть наказан. И наказание не заставляет себя долго ждать. Иуда повешен!
А теперь вернёмся к деньгам, к тем самым, которые не принимают в храмовую казну. Если эти деньги «цена крови» Иисуса, то, с формальной точки зрения, возврат Иудой этих денег не может быть основанием чтобы их не принимать (если бы он за ними не пришёл – никто бы их выбрасывать не стал!). А вот в случае, когда деньги возвращены в результате убийства («цена крови» Иуды) – их лучше потратить «на благотворительность» - купить участок для погребения странников, т.е. людей о которых некому побеспокоится, но хоронить всё равно надо.
Во-вторых, по возможности использовать смерть Иуды для дискредитации Иисуса – в ход запущена машина слухов – ученик продал учителя за гроши, остальные ученики не отомстили, разбежались, сам удавился и т.п.
В-третьих, отвести от себя обвинение в казни Иисуса, найдя «козла отпущения». И им это вполне удалось! Им удалось даже большее!
За всеми этими «брызгами» никто и не вспоминает, что если бы не противодействие правящей верхушки иудейского народа – первосвященников и старейшин – то, вполне возможно, такая жертва была бы не нужна вовсе! Всё могло быть иначе! Как? Гадать не будем.