Много ли вы знаете людей, которым хотя бы раз в голову приходила следующая мысль: "А зачем мне жить в небольшой квартире в городе, если я могу построить дом и жить в нем?" Окей, наверняка у каждого есть такой знакомый. Тогда задам другой вопрос, а много ли вы знаете людей, которые воплотили свою идею о постройке дома в реальность? В этой статье расскажу вам одну из таких историй.
Помню в далеком 2021 году мне довелось работать на одном крупном предприятии. К нам в департамент устроился весьма приятный парень по имени Виталий (имя изменено). Какое-то время спустя мы с ним сдружились и он рассказал мне историю о том, как его мать решила отказаться от жизни в "душной Москве", построить дом и переселиться за город. Звучит не плохо.
Небольшие вводные, которые мне рассказал Виталий:
- Мама владеет тремя квартирами в Москве одна из которых - просторная трехкомнатная квартира на Кропоткинской и две однушки на ВДНХ. Все квартиры сдаются в аренду и приносят доход;
- У мамы есть небольшой бизнес по аренде грузовых авто. То есть она имеет в собственности определенное количество автомобилей, которые благополучно сдаются в аренду;
- Мама зарабатывает на грузоперевозках, заключая договоры с коммерческими организациями;
- Мама инвестировала в акции Сбербанка достаточно значительную сумму (порядка 5.000.000 рублей) и получает с них дивиденды. Сами дивиденды реинвестирует;
- Свой бизнес мама начинала в далеких 2010-х с одной машины, на которой ездил её муж. Впоследствии был приобретен второй автомобиль на котором ездил ее сын Виталий. Дальше бизнес масштабировался из года в год.
С учетом вводных, которые я описал выше никак нельзя сказать, что мама Виталия является финансово не грамотным человеком, напротив на протяжении всех лет она проявляла себя как уверенный предприниматель и человек достигающий своих целей.
Однако следующая цель оказалась ей не по силам...
В 2019 году, мама Виталия приняла твердое решение выполнить все три классических мужских завета. Сына она вырастила, осталось построить дом и посадить дерево. Давайте далее для простоты восприятия договоримся, что маму зовут Марина.
Дом строится один раз и на века. Так, чтобы будущим поколениям досталось и было что вспомнить, поэтому первое, что сделала Марина - обратилась в архитекторское бюро с просьбой разработать ей персональный план постройки дома.
Пока архитекторы за баснословные деньги разрабатывали ей проект дома, Марина озадачилась поиском земельного участка. Требования были просты:
- Это должен быть участок не менее 25 соток;
- Это должен быть участок в экологически чистом районе Подмосковья;
- Неподалеку должна быть развитая инфраструктура;
- Должна быть удобная транспортная доступность. Также участок должен не далеко располагаться от МКАД;
- Территория, где расположен участок должна охраняться и убираться;
- К участку должны быть подведены свет, газ, вода, интернет. Также должна быть хорошая связь.
Спустя не очень продолжительное время поиска участок был выбран, а две квартиры на ВДНХ выставлены на продажу. Квартиры не особенно спешили продаваться новым хозяевам.
Марину выручил продавец участка, который оказался весьма добрым человеком и согласился обменять участок на две квартиры на ВДНХ с доплатой мамы в несколько миллионов рублей. Не раздумывая Марина подписала документы, получила в собственность заветный участок, передав продавцу квартиры и попутно продав акции Сбербанка.
Тут важная ремарка. Сам Виталий жил со своей женой и ребенком в съемной квартире и Марина отказывалась передать ему хотя бы одну квартиру для жизни.
Проект дома от архитекторского бюро был готов, смета посчитана, а значит пришло время выставлять на продажу квартиру на Кропоткинской. Недвижимость была весьма дорогая и продавалась достаточно долго, но мы знаем, что Марина женщина упорная и всегда добивается своих целей.
В итоге квартира была продана и мама приступила к строительству дома. Первой неприятной для Марины новостью было то, что смета строительства существенно выросла в связи с наступившим кризисом вызванного ковидом. Все стройматериалы подорожали.
По мере строительства дома Марина все больше и больше понимала, что денег, вырученных с продажи квартиры на Кропоткинской не достаточно и нужно искать новые источники финансирования строительства дома. Было принято решение вытаскивать деньги из оборота транспортной компании и параллельно продавать автомобили. Кредиты, Марина не воспринимала от слова совсем... пока...
Стройка затянулась и денег на строительство начало катастрофически не хватать. Марина неоднократно обращалась в архитекторское бюро с требованием компенсировать ей разницу в смете, либо хотя бы вернуть их гонорар. Однако ни само бюро ни суд Марине не помогли, так как смета была составлена на дату сдачи-приемки услуг и соответственно архитекторское бюро не несет ответственности за то, что цены на строительные материалы выросли.
В начале 2022 года Марина осталась практически без автомобилей и с недостроенным домом. Осталось два варианта:
- Взять потребительский кредит;
- Продать оставшиеся автомобили;
- Продать квартиру в которой она живет и переехать в дом, когда он достроится.
Взвесив все "ЗА" и "ПРОТИВ", Марина успешно оформила кредит под залог автомобилей. Однако и этих денег не хватило на достройку дома.
Сейчас Марина в возрасте 50+ лет имеет в активе недостроенный дом, кредит и практически разоренную транспортную компанию. Виталий порвал все взаимоотношения в матерью. Муж вернулся на работу водителем, чтобы оптимизировать расходы компании.
Какие выводы можно сделать из этой истории:
- Марина существенно переоценила свои силы и возможности, при этом ее требования к дому были существенно завышены;
- Марина поставила на карту все и проиграла. Единственный сын от нее отвернулся и не общается;
- Отношения с мужем стали крайне натянутые. Их брак висит на волоске;
- Марина лишилась всех активов, которые она приумножала всю свою жизнь;
- Осталось бремя в виде недостроенного и не пригодного для жизни дома.
Можно ли сказать, что Марина на самом деле не грамотный человек? Однозначно нет. Просто в ее случае объективно нереалистичная мечта жить в роскошном доме не воплотилась в жизнь.
Данная история опубликована с согласия Виталия. Все имена изменены.
С уважением,
Марк Волков