Доброго времени суток, уважаемые читатели и коллеги моделисты!
В продолжении ранее начатой мной обзорной статьи о модели Советской подводной лодки проекта 633 от фирмы «Моделист» могу поделиться некоторыми нюансами, возникающими непосредственно при постройке данной модели.
Как ранее я уже отмечал, модель из данного набора можно отнести к относительно несложным. Модель при наличии очень внятной и подробной пошаговой инструкции собирается быстро, удобно и просто.
Но вместе с тем, обнаружилась одна недоработка в функционале рулей глубины. По задумке авторов данного набора заднее перо руля и передние рули глубины должны выполняться на модели подвижными, то есть без клея.
И если с задним пером руля сложностей не обнаружилось, то с передними рулями глубины возникли некоторые опасения, что если их собрать так как это предусмотрено инструкцией, а потом склеить корпус, то через определённое количество складываний и раскладываний рулей, внутренние подвижные части вероятнее всего выскочат из пазов, в которых должны двигаться, что приведёт к рассыпанию и проваливанию данной конструкции внутрь. А собрать её снова, не разобрав корпус лодки, будет невозможно.
Вот так это предусмотрено по инструкции:
Я провёл эксперимент. Собрал подвижную конструкцию рулей по инструкции, вставил на предусмотренное место и прихватил капельной клея платформу, на которой они собирались, к корпусу. Далее начал сложение и разложение рулей. На пятый раз произошло то, чего я опасался, подвижные части расшаталась и выпали. Пришлось в данный узел модели внести несложную доработку, которая обезопасила данную конструкцию от разрушения при сложении и разложении.
Собранный по инструкции узел:
Суть доработки состояла в небольшой детали, которую я выточил из пластика отдельно. Это ограничитель, который приклеивается к подвижной части «коромысла», вставленного в паз, с обратной (нижней) стороны платформы. Вот так это примерно выглядит:
После сборки и установки на проектное место данной конструкции больше проблем при складывании и раскладывании рулей глубины не возникало. Так что если кто будет строить модель из данного набора, возьмите на заметку.
Правда тут можно добавить ещё одну «каплю дёгтя». Либо отверстия, где выдвигаются рули глубины маловаты, толи сами рули великоваты, но полного сложения рулей не получится. Рули будут цеплять за стенки отверстий. Но может быть это и к лучшему, ибо если бы они складывались на 100%, то выдвигать обратно их приходилось бы пинцетом.
Остальная работа сложностей не доставила. Всё было собрано и окрашено в соответствии с инструкцией.
Вот такая у меня получилась работа:
Немного информации о подводной лодке проекта 633 с бортовым номером C-128, послужившей прототипом к созданию модели:
(приведённая ниже информация, взята из открытых источников в интернете).
ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1328/1712 т.
Размеры: длина - 76,68 м, ширина - 6,72 м, осадка - 5,11 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 15,31/13,18 узлов.
Глубина погружения: рабочая 270 м, предельная 300 м.
Дальность плавания: над водой 7400 миль, под водой 350 миль.
Силовая установка: дизель-электрическая, 2x2000 л.с. дизеля, 2x1350 л.с. электродвигателя, 2x50 л.с. электродвигателя экономического хода.
Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов в носу, 2 533-мм торпедных аппарата в корме, 2 650-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 52 чел.
История:
Подводная лодка пр.633КС
Проектирование подводной лодки проекта 633 было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями - А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин.
В апреле 1955 г. предэскизные проработки проекта были закончены и представлены на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй "инициативный" (И-633) с улучшенными ТТЭ. Проработки получили одобрение руководства ВМФ и МСП. Как отмечено в заключении УК ВМФ при рассмотрении предэскизных проработок в мае 1955 г., "предложенный вариант является совершенно новым проектом средней ПЛ". Применительно к этому варианту пересмотрели и ТТЗ. Технический проект ПЛ проекта 633 был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.
Подводная лодка проекта 633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик. Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра.
Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.
В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533-мм. Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости подложки, а два кормовых - симметрично относительно диаметральной плоскости, с углом растворения между осями труб 3°.
Для обеспечения испытаний крылатых ракет большой дальности 3М10 ("Гранат") постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 09.12.1976 г. было предусмотрено переоборудование дизель-электрической подводной лодки проекта 633. Этот проект получил обозначение 633КС.
Первые, так называемые "бросковые" испытания с целью проверки и отработки выхода ракеты из воды и движения на начальном воздушном участке траектории производились с борта подлодок проектов 633РВ и 613РВ, которые особых доработок по электротехнической части не требовали. Подлодка "С-128" была переоборудована по проекту 633КС (главный конструктор - Р.А. Шмаков) и предназначалась для пусков ракет при полете на короткие дистанции по типу "коробочка" с переменными пунктами поворота маршрута. Первый пуск состоялся 21.09.1979 г., а всего в 1979-1980 гг. с нее было произведено шесть пусков. В результате ракетный комплекс был принят на вооружение и поступил на вооружение подводных лодок проекта 667АТ, 671РТМК и 971.
Подводная лодка "С-128" была заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком 11.03.1960 г. (заводской номер 354). Спущена на воду 20.07.1960 г., вступила в строй 29.12.1960 г.
05.08.1961 г. перечислена в состав Северного флота, в 46-ю БПЛ 9-й ЭПЛ (губа Ура).
29.01 - 04.02.1968 г. - нанесла визит в Котор и Зеленику (Югославия).
В период 09.08.1969 г. - 01.10.1971 г. прошла ремонт на КОЛМЗ (Кронштадт) ремонт; а 23.12.1975 - 07.03.1977 г. - ремонт на СРЗ (г. Ягельная).
25.07.1977 г. убыла на Черноморский флот, и 31.08.1977 г. перечислена в состав Черноморского флота. В 1978 году на "Севморзаводе" им. С.Орджоникидзе (Севастополь) прошла модернизацию по проекту 6ЗЗКС.
24.07.1991 г. отнесена к подклассу опытовых ПЛ. Входила в состав 475-го дивизиона подводных лодок; 26.07.1991 г. была переименована в "СС-128".
24.08.1993 г. подводная лодка "С-128" была исключена из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, и впоследствии, в 1994 году, на Севастопольской базе "Главвторчермета" в Инкермане разделана на металл.
Спасибо, что прочитали статью. Оставляйте свои комментарии и отзывы. Делитесь впечатлениями, кто строил данную модель. Очень интересно ваше мнение. Заранее спасибо.