Найти в Дзене

Как родителю подготовиться к логопедической диагностике?

<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/top-view-non-binary-kids-playing-with-colorful-game_11385756.htm#fromView=search&page=1&position=8&uuid=d1293af8-3223-4538-8f69-39f6a005ae03">Изображение от freepik</a>
<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/top-view-non-binary-kids-playing-with-colorful-game_11385756.htm#fromView=search&page=1&position=8&uuid=d1293af8-3223-4538-8f69-39f6a005ae03">Изображение от freepik</a>

Когда семья приходит к решению "сходить на консультацию" к логопеду, уже к этому моменту происходит первое столкновение с будущей реальностью.

Родитель может начать задаваться огромным спектром вопросов или же наоборот не испытывать никаких особых ожиданий.

Если семья уже "стрелянный" воробей и не в первый раз ищет своего специалиста их мотивация найти ответ может быть слегка припорошена скептицизмом, а возможно даже некой провокативностью. В зависимости от степени сложности имеющегося нарушения у ребенка и от тех специалистов которые уже с ним работали.

Меня зовут Анна Халатова, я практикующий логопед-дефектолог и в этой небольшой статье, я постараюсь внести ясность и тезисно описать что лично мне, как специалисту, было бы информативно получить на первичной встрече:

1. Документация.

Вся имеющаяся медицинская документация, а именно: от неврологов, педиатров, психиатров, сурдологов, предыдущие логопедические характеристики (если таковые имеются).

Если проводились инструментальные исследования, такие как ЭЭГ, КСВП, МРТ, аудиометрия.

Зачем? В ходе диагностики, у специалиста начнут появляться логопедические гипотезы, и даже если Ваше заключение было сделано когда динозавры пешком ходили и оно Вам кажется неинформативным- пусть лучше оно будет и диагност сам придет к выводу о его бесполезности и/или это приведет к дополнительным исследованиям, что поможет ему в построении коррекционного маршрута.

Как будто бы этот пункт настолько понятен, что и писать сюда странно, но часто происходят определенные непродуктивные "перегибы" во взаимоотношениях родитель-логопед.

Родитель может искусственно не доносить документы, утаивать их, не договаривать важные факты из семейного анамнеза. Здесь важно не входить в обвинительную позицию, но это будет определенным сигналом о динамике работы, которая будет дополнительно замедляться в связи с тем что мы сталкиваемся с психологическими защитами и Родителю понадобится время на готовность к сотрудничеству.

Безусловно, если в критических точках, взгляды начинают расходиться и принципиально важные задачи для коррекционной работы искусственно затягиваются, не выполняются- сотрудничество должно быть прекращено.

Например, когда ребенок направляется к сурдологу чтобы исключить проблемы со стороны слухового аппарата и мы, если на основе проб, в динамике видим что точно надо разобраться со слухом и продолжаем работать, не настаивая на своем (по разным причинам: логопед тоже человек, который мог что-то не понять и отбросил свою гипотезу, не захотел "напрягать" семью своими "страшилками", "свалился" в свои страхи, в общем, что-то пошло не так и он не настоял на своем) и мы наблюдаем за тем, как наша работа становится неэффективной, неполезной.

Или по-другому сценарию, мы настояли на своем, но Родитель не сделал. Конечно необходимо время на установление доверительных отношений и найти возможность донести до родителя важность своей позиции. Если сопротивление носит стойкий характер- ребёнок остается без коррекционной помощи, потому что в этой, принципиальной точке, взаимодействие закончилось.

И это уже говорит про мотив семьи и ее готовность сталкиваться с трудностями и возможностями специалиста столкнуться со своими ограничениями и невозможностью прийти к результату в текущей точке сотрудничества.

Конечно, мы можем войти в позицию догоняющего и обрывать все мессенджеры, чтобы в который раз объяснить важность и принципиальность того или иного шага (и спойлер, выгореть на этом), или же принять что эту семью надо отпустить.

Поэтому решение сходить к логопеду, порой вызывает много чувств, много гнева на специалиста. Справедливости ради, мы с Вами затронем как-нибудь красные флаги при выборе специалистов.

2. Видеоматериалы.

Там Вы можете заснять все что Вам показалось странным, тревожащим и/или то, что иногда происходит и будет полезно на это взглянуть.

Например , видео ходьбы на цыпочках или "манежный" бег, или как ребенок играет наедине с собой, как входит в контакт со взрослым.

Будет очень полезно посмотреть как малыш играет, как взаимодействует со взрослым, в какой точке своего онтогенеза он сейчас находится .

Важные рекомендации :

  1. Спросите разрешения записать обратную связь специалиста на диктофон. Зачем: у вас будет возможность полностью погрузиться в разговор, не беспокоясь о том, что важная информация будет утеряна или неправильно воспринята. Также у вас будет возможность переслушать информацию с холодной головой и спокойно сконцентрироваться на своих вопросах, без ощущения давления.
  2. Возьмите на первую встречу ещё одного взрослого (бабушку, мужа, парня, подругу), если Вы идёте на приём с малышом 3 лет, или Ваш ребёнок не захочет пойти поиграть в коридор сам (*разумеется мы не отправим малыша в коридор, как и не поощряем отсутствие родителей на первой встрече, диагностируя двухлетнего ребёнка- об этом будет, я надеюсь, статья про красные флаги специалистов). Убедитесь что обратная связь будет не в присутствии ребенка и будет возможность поговорить со специалистом тет-а-тет. Зачем: хоть мы взаимодействуем с ребёнком исходя из его ведущей деятельности как завещал Выготский Л.С., и таковой для него является игра, видоизменяющаяся и усложняющаяся, но кабинет все же не игровая комната. Конечно мы сейчас с Вами не говорим про самую раннюю диагностику до 2 лет, но если есть возможность с кем-то оставить ребенка для спокойного разговора, то это будет здорово . Также если Вы чувствуете что ситуация неоднозначная, у Вас будет моральная поддержка, даже если Вы не воспользуетесь ей. Справедливости ради, в некоторых случаях весьма полезно понаблюдать за ребенком вне диагностических проб и игровых ситуаций, что часто происходит и стоек администраторов, у входа в гардероб или туалетную комнату того заведения куда Вы пришли на диагностику и специалист же успел подглядеть до знакомства .
  3. Подготовьте список вопросов, которые лично Вас не оставляют в покое. Если у Вас нет вопросов и Вы просто впервые идете, чтобы узнать что там со звуками, значит это не Ваш пункт.
  4. Спросите какие ближайшие задачи специалист сейчас ставит.
  5. Спросите от чего зависит прогноз и сколько времени понадобится чтобы появилась ясность в составлении коррекционного маршрута. Зачем: если попытаться ответить коротко, то на первых встречах гипотеза только формируется и уже потом осуществляется дифференциальная диагностика. Для того чтобы специалисту предположить и увидеть более сложное течение нарушения ему может понадобиться несколько диагностических встреч. То есть если Вам тут же, сразу же, мгновенно, с порога кричат У ВАС АЛАЛИЯ, буквально не глядя, а с высоты своего эго-тщеславия опыта, потому что он не говорит- всем спасибо, все свободны- ищем другого специалиста или хотя бы слушаем мотивированный ответ. Почему: потому что увидеть знаково-символическое нарушение коим является язык, именно как лингвистическое наименование, у ребенка у которого нет языка, потому что он не говорит - это про непонимание сути вопроса. (Язык и речь- это не одно и то же) Хотя звучит очень логично, не говорит значит a laliа- отсутствие речи! И да, может быть там действительно будет она, но это будет видно уже на уровне языка, когда появится речь, но сейчас не объясняется основной механизм мешающий появлению речи: может быть там будет артикуляционная диспраксия, может темповая задержка, может будет что-то то, в чём надо будет разобраться, но это точно потребует времени.
  6. Убедитесь, что консультация не назначена на 18:00, а Вашему ребенку при этом 4 года и меньше!
  7. Убедитесь, что дневной сон или приём пищи не пострадали в обмен на консультацию, если мы говорим про детей младше 4 лет.
  8. Уточните каким образом даётся обратная связь, входит ли в нее логопедическое заключение или оплачивается отдельно, если оно Вам необходимо .

Очень надеюсь, что Вам это поможет и откликнется! Буду рада внести ясность в комментариях. Посчитала нужным написать об этом, так как очень много статей как подготовиться самому логопеду к диагностику ,но не Родителю.

С уважением, Анна Халатова !

Телеграмм-канал до связи :

Logoped for kids 🚀🌏