Бытовые, полупромышленные или промышленные установки кондиционирования воздуха, в зависимости от конструкции, рассчитаны на эксплуатацию с конкретными марками фреона. Традиционно современные аппараты – сплит системы или компрессорно-конденсаторные блоки рассчитаны на работу с фреонами марок R410A и R407. Между тем достаточно часто встречаются на практике модели аппаратов, где применяется компрессор под фреон R22. Заправка в систему каждой из марок фреона имеет свои особенности. Поэтому, как заправить кондиционер фреоном R22 - тема, актуальная для рассмотрения.
Базовые основы заправки кондиционеров
Любой холодильный аппарат промышленного исполнения оснащается указателем характеристик в виде таблички-лейбла, которая размещается на корпусах, как внутреннего, так и наружного модулей. Пользуясь этой табличкой, потенциальный заправщик кондиционера всегда может определить марку фреона в системе, а также критические давления низкой и высокой стороны.
Кроме того, данные, указанные на табличке кондиционера, показывают объёмную долю фреона в граммах. Эти сведения пригодятся, если кондиционер заправляется фреоном R22 с "нуля" с применением весов (по весу). Также на лейбле машины отмечаются электрические параметры, в частности – вид сети подключения (однофазная, трёхфазная) и токи нагрузки.
Технологический инструмент для заправки R22
Собственно, инструментарий механика, заправляющего фреоном R22 любой тип кондиционера, видится достаточно простым. По сути, набор инструмента, который требуется в моменты заправки, включает:
- Манометрическую станцию.
- Шестигранные ключи.
- Электронные (стрелочные) весы (необязательно).
- Вакуумный насос (если заправка пустого аппарата или с утечкой).
Манометрическая станция (манифольд) по умолчанию комплектуется, как минимум, тремя шлангами высокого давления. В отдельных случаях заправки кондиционеров (например, фреоном R410A) может потребоваться штуцерный переходник на меньший диаметр.
Шестигранные ключи требуются для открывания/закрывания отсечных кранов в процессе заправки. Электронные или стрелочные весы желательны, но необязательны. Обычно этим инструментом пользуется профессиональный сервис, также как и вакуумным насосом (заправка «с нуля» или в случаях утечки). Следовательно, для варианта простой дозаправки установки фреоном R22, требуется всего-то пара инструментальных единиц.
Процесс заправки (дозаправки) кондиционера фреоном R22
Конечно же, чтобы заправить установку хладагентом, потребуется источник заправки – баллон с фреоном R22. Стандартная ёмкость содержит 11,3 (13,6) кг хладагента. Соответственно, для систем бытового назначения, потребляющих 1 – 3 кг фреона содержимого одного баллона хватает на несколько дозаправок.
Главной особенностью дозаправки кондиционеров фреоном R22 является такой момент, как состояние баллона в момент подачи хладагента в систему. В отличие от фреонов марки R407 и R410A, здесь необязательно переворачивать баллон «вниз головой» (жидкая фаза). Заправка хладагента R22 допускает любое положение баллона (как жидкой, так и газовой фазой).
Пошаговая процедура заправки (дозаправки)
- Скрутить защитные колпачки с латунных кранов трубопроводов высокой и низкой стороны. Эти краны установлены на внешнем (уличном) модуле кондиционера, как правило, в нижней области под терминалом электрических подключений.
- Подготовить манометрическую станцию, подключив через шланг высокого давления средний штуцер к всасывающей линии вакуумного насоса. Левый штуцер манометрической станции (манометр низкого давления) через другой шланг подключается к штуцеру крана трубопровода низкого давления кондиционера.
- Довести давление внутри компрессорной системы до вакуума (показание крайнего нижнего деления шкалы мановакууметра), запустив вакуумный насос в работу. Эта процедура, как правило, выполняется при первой заправке машины фреоном (или когда в системе утечка).
- Отключить вакуумный насос после достижения вакуума. Отсоединить шланг от штуцера насоса и перекинуть на штуцер баллона с фреоном R22. Гайку до конца не затягивать. Кратковременно приоткрыть кран на баллоне. Таким способом выдавливают воздух из шланга. Затянуть гайку на штуцере.
- Открыть кран на баллоне с фреоном R22 и кран на манометрической станции на линии, подключенной к стороне низкого давления системы кондиционера. За счёт перепада давлений некоторая часть хладагента устремится в систему. По мере выравнивания давлений, включить аппарат в работу.
Отслеживание состояния в момент заправки (дозаправки)
Состояние заправки кондиционера фреоном R22 далее отслеживается визуально по манометру, а также по состоянию поверхностей оголённых трубопроводов (в точках соединения с кранами). По мере заполнения хладагентом, поверхность трубопровода высокой стороны (меньший диаметр), как правило, начинает покрываться изморозью. Соответственно, давление на манометре растёт.
Для системы кондиционирования на фреоне R22 оптимальным является давление на низкой стороне, равное 50-60 psi. Если мерить традиционными параметрами кг/см2, эти цифры сопоставимы с цифрами 3,6 – 4,0 кг/см2, соответственно. Как только эти параметры достигнуты, покрытая изморозью часть трубки высокой стороны оттаивает.
Остаётся закрыть кран на заправочном баллоне и на манометрической станции. Быстрым движением отсоединить штуцер шланга от крана кондиционера. При отключении шланга допускается выход малой части фреона, учитывая конструкцию обратного ниппеля. Но лучше на короткое время закрыть кран высокой стороны и довести давление на низкой стороне до минимума. Тогда выхода фреона при отключении шланга не будет. На этом процедуру дозаправки кондиционера можно считать законченной.
Здесь видео по теме.